postheadericon Древний мир России

Древний мир России

Население южных степей России (VIII в, до н. э.—II в. н. э.)

Киммерийцы. Первые известия о народах, обитавших в причерноморских степях, в Крыму и на Северном Кавказе, относятся к концу второго и началу первого тысячелетия до нашей эры.

Греческий писатель V в. до н. э. Геродот рассказывает, что до того, как греки впервые познакомились с северными берегами Черного моря, там, в степях, обитало племя киммерийцев. «И теперь еще,—говорит он,—есть в 'Скифии область, называемая Киммерия, есть и так называемый Киммерийский Боспор» (Керченский пролив). Теснимые скифами киммерийцы, «предав тела своих вождей погребению у реки Тираса (т. е. Днестра), удалились из страны и поселились там, где ныне стоит эллинский город Синопа». По тем же рассказам, скифы преследовали киммерийцев на востоке до пределов Мидии. Топографические названия, связывающие киммерийцев с берегами Керченского пролива, показывают, что народ этот обитал дольше всего в краях вокруг Азовского моря и за ними. Возможно, что материальным памятником киммерийцев остаются большие курганы с погребениями в катакомбах и ямах, с окрашенными костяками, с лепными гончарными сосудами очень искусной работы и с небогатым бронзовым инвентарем, среди которого встречаются предметы закавказского и малоазиатского происхождения, которые свидетельствуют о существовании уже во втором тысячелетии до нашей эры торгового обмена с более культурным югом. Курганы эти рассеяны в степях до Северного Донца и до границ лесостепи.Тавры.

Столь же мало известно нам о древнейших обитателях Крымских гор, которых греки называли таврами. В рассказах греков тавры представляются диким и жестоким народом, постоянно враждовавшим с греками и угрожавшим Херсонесу из укрепленного городка, расположенного в гавани Символов, как греки называли Балаклавскую бухту. Вероятно, таврам принадлежат погребения в небольших каменных ящиках, в значительном числе обнаруженные в Крымских горах и по южному берегу Крыма.

Скифы. Скифы сменили киммерийцев в причерноморских и приазовских степях примерно в IX—VIII вв. до н. э. Древнейшие богатые, так называемые «царские», погребения скифов, которые нам до сих пор известны, не восходят далее VII в. до н. э. Термин «скифы» относится не к какому-нибудь одному определенному народу, Геродот говорит, что сами они и все их отдельные пле¬мени называли себя «сколотами», «скифами назвали их эллины». Основатель новой школы лингвистики, академик Марр, исходя из отдельных слов неизвестного нам в целом скифского языка, доклад л, что сами скифы должны были быть народом смешанного происхождения, образовавшимся путем скрещения различных племен, последовательно сменявшихся в Черноморских степях. Геродот помещает Скифию между течением Днепра и Дона, к веру от Черного и Азовского морей; главным ее центром в его времена была приморская степь между устьем Дона и устьем Днепра, с захватом некоторой части его правого берега.

Перечисляя народы, которые обитали за стенами греческого города Ольвии, расположенного у устья Южного Буга, Геродот отмечает, что в ближайших окрестностях города обитают микс-эллины (т. е. «смешанные» эллины), или эллино-скифы,—небольшое, видимо, количество греко-скифского населения, образовавшегося и силу долгого соседства.

За ними жили каллипиды и алазоны. Все эти группы имели много сходного со скифами, но сеяли и употребляли в пищу хлеб, а также лук, чеснок, чечевицу и просо. Это одна из категорий производителей хлеба, которым торговали греческие колонии.На алазонами жили собственно-скифы, которых Геродот делит на четыре категории. Скифы-пахари  живущие по реке Гипанису «они сеют хлеб не для собственного употребления, а на продажу». На нижнем плесе Днепра, на протяжении 11 дней пути, выше так называемого Полесья, жили скифы- земледельцы. Оба названия тождественны.

Древний мир России

Скифам- земледельцам, жившим частью оседло, Геродот противопоставляет, во первых    , скифов-кочевников, живших к востоку от земледельцы  до реки Герра (вероятно, Конские воды), которые «ничего не сеют и по пашут». «По ту сторону реки Герра находятся так называемые  царские  владения и живут самые лучшие и самые многочисленные  скифы, считающие прочих скифов своими рабами». Они занимали восточную часть Крыма и Приазовье до устья Дона; у порогов они жили и на правом берегу Днепра. Их Геродот называет "царскими" или, точнее, «царственными» , т. е. "господствующими". По своему общему укладу скифы царские пред царских скифов родо племенной строй уже приходил в упадок, и в него проникали элементы рабовладения. Власть сосредоточивалась в руках отдельных предводителей, старшего из которых Геродот и называет царем.

Об общественном укладе скифов-пахарей и скифов-земледельцев за отсутствием источников нельэя сказать ничего определенного.Источники. Основным письменным источником по истории скифов является «История» Геродота. Непосредственные памятники, оставленные жителями древней Скифии, сохранились в курганах причерноморских степей.

Наиболее известные из них—Литой курган (VII в. до н. 8.) между верховьями рек Большого и Малого Ингула, Куль-Обинский (IV — III вв.), близ Керчи, Александропольский, или Луговая могила (III—II вв.), в 60—70 километрах к западу от Днепрогэса, Чертомлыцкий (II в.), на правом берегу Днепра, в 20 километрах от Никополя, и курган Солоха (IV—III вв.), в той же местности. Характерным для скифских погребений является Чертомлыцкий курган. Центральная могила представляла собой прямоугольник, вытянутый с запада на восток; в углах его были устроены четыре дополнительные могилы также в виде прямоугольников.

Главная гробница оказалась разграбленной. В одной из боковых могил находилось нетронутое погребение царицы. Женский костяк в богатом убранстве лежал на деревянном ложе, окрашенном в синий, зеленый и желтый цвета. На лбу была золотая лента с растительным орнаментохом. Головной убор был украшен 49 золотыми бляшками. Тело и голова были покрыты пурпуровым покрывалом, следы которого сохранились под украшавшими его золотыми бляхами. В ногах лежал другой костяк, у левого бока—нож с костяной ручкой, куча бронзовых скифских трехгранных стрел и глиняная амфора. Вдоль северной стены стояло 13 таких же амфор. В остальных боковых могилах было найдено еще четыре мужских остова с украшениями, частью драгоценными, и с оружием; тут же была самая разнообразная утварь хозяйственного назначения. Близ грабительского подкопа, при помощи которого была ограблена центральная могила, была найдена знаменитая Чертомлыцкая серебряная ваза тончайшей греческой работы с изображениями скифов, укрощающих лошадей.Общественный строй скифов. Картина, вскрываемая курганами, соответствует рассказам Геродота. Последний говорит, что когда у скифов умирал один из их царьков или вождей, то, приготовив труп к погребению, его везли на колеснице по всей подвластной ему территории. За ним, на парадной колеснице, возили одну из его жен, которая должна была умереть и быть похороненной вместе с ним (отсюда нередкие находки обломков двух колесниц в курганных насыпях).

Кроме того, приготовляли к смерти рабов, которые были, по мнению скифов, необходимы скифскому вождю для его загробного обихода, а также целый табун лошадей. Геро¬дот говорит, что у царских скифов была особая местность, где вождям отводилось место последнего упокоения; оно называлось Геррос и было расположено поблизости от реки этого имени и где-то неподалеку от порогов. Большие царские курганы в большинстве случаев оказались расположенными именно в этих местах. Когда тело царя подвозили к приготовленной могиле, его погребали, затем убивали царицу и рабов; последних хоронили непременно с их производственными орудиями.

С покойниками зарывали утварь и съестные припасы, затем убивали коней и воздвигали курган, в насыпи которого зарывали изломанные колесницы царя и царицы.Скифские могилы довольно хорошо отражают социальную дифференциация, которая существовала в скифском обществе; однако некоторые общие черты погребального ритуала и отдельные предметы неизменно встречаются как в самых богатых, так и п самых бедных могилах. Почти во всех могилах находят оружие: у царей—богатое, украшенное золотом и серебром; у более скромных людей вместо золота и серебра—бронза и железо; у самых бедных нот мечей и кинжалов: они передавали их по наследству живым.

Но у скифов, при рож до иных наездников и стрелков из луни, был один вид оружии, который встречается во всех скифских курганах боа исключения,—это типичные скифские наконечники стрел. Только в самых бедных погребениях нет костяков коней. Так в погребальных памятниках скифов отражается соци¬альное расслоение, уже успевшее установиться среди скифов. Богатые погребения говорят о родо-племенных вождях, владевших большим количеством рабов, которых они захватывали во время набегов на соседей; они говорят и об обилии драгоценностей, что являлось результатом торговли с приморскими греческими колониями.

Погребение рядовых скифов показывает массу скифских наездников—бойцов и коневодов, экономически маломощных членов родо-племенных союзов, служивших основной воинской силой при всех военных походах скифов, но экономически уже  зависевших от предводителей.Погребальные обряды дают понятие и о верованиях скифов. Они показывают, что загробную жизнь они представляли себе как продолжение земного существования. Небесные божества скифов были отражением поклонения силам природы.Наконец, материальные памятники Скифии дают ясную картину того, как богатые скифы воспринимали материальную культуру Греции.

Среди драгоценных предметов, находимых в царских могилах, встречается огромное количество самых разнообразных предметов ваз, чаш, кубков, блюд, ожерелий, браслетов, колец, чеканных золотых блях и т. д. Греческие мастера специально работали на скифов. Чертомлыцкая серебряная ваза или Куль-Обокая ваза, изображающая сцену побратимства двух скифов, вероятно были сделаны по заказам потребителей, т. е. скифской анати.В среду скифской пипти в какой-то мере проникала и духовная культура греком. В начале V в. царь скифов Скил, воспитанный, но словам Геродота, иод эллинским влиянием, не любил скифских обычаев и часто посещал Ольвию, оставляя свиту вне городских стен.

Он входил в город, приказывал запереть ворота, надевал греческое платье, во всем жил по-эллински и приносил жертвы богам по эллинскому обычаю. Пробыв в городе месяц или более, он снова надевал скифское платье и удалялся. Он был посвящен в таинство культа Вакха-Диониса. Когда это стало известно среди подданных Окила, то он был убит.

Поход Дария Гистаспа в Скифию, Господство скифов в черноморских степях началось примерно с VIII в. Оно продолжалось до II в. Первое достоверное историческое известие из истории скифов связано с походом, предпринятым персидским царем Дат рием около 513 г. на Скифию. Целью похода было ослабление скифской державы, которая стала опасным соседом персидской монархии после захвата персами Фракии.

Тактика систематического отступления и заманивания персов в глубь степи, соединенная с внезапными нападениями скифских наездников, осыпавших стрелами персидские отряды, привела поход Дария к полной неудаче. Такой же исход имел поход фракийского наместника Александра Македонского около 330 г.Племена восточного Приазовья и Прикубаньд.

К востоку от Азовского моря и по северным предгорьям западного Кавказа обитал^ многочисленные туземные племена, в степях—кочевые, в предгорьях и по берегу моря—оседдые (меоты, синды и др.). Южнее, по Кавказскому побережью, начинались места жительства абазгов, т. е. абхазцев. Общественный строй приазовских и кавказских племен должен был напоминать скифский. Во главе родоплеменных союзов стояли такие же вожди, объединявшиеся, как и у скифов, под властью центрального царька.

Цари и вожди имели хозяйства, обслуживавшиеся рабами из пленников. Они, подобно своим скифским, собратьям, вели торговлю с Боспором и с такою же роскошью, с женами и рабами, погребались в курганах, примером которых могут служить кур¬ган Карагодеуашх, неподалеку от Новороссийска, или Семибратняя могила на низовьях Кубани, близ Темрюка.Народы, обитавшие к северу от скифов. За скифами, к северу, по Геродоту, жили иные, нескифские народы, занимавшие теперешнюю территорию Украины и России. По Днестру и на восток до Днепра Геродот помещает невров, в которых буржуазные слависты, начиная со своего основоположника Шафарика, чешского ученого XIX в., видели* предков славян. Раскопки курганов и городищ в среднем Поднепровье убеждают в том, что греческое культурное влияние, проходя через Скифию, доходило до современных Подолии, Волыни и Киевщины.На северо-востоке, примерно от Днепра до Волги и за нею, обитал большой нескифский народ, будины. Известия об андрофагах (людоедах), меланхленах (черноризцах), гелонах (последние, как будто выходцы из греческих колоний) и совсем баснословные рассказы о блаженном племени гипербореев, живших на далеком севере, за всеми другими народами, перечисленными Геродотом, трудно принимать в расчет при попытках конкретного исторического анализа.

Сарматы. Новую волну кочевого населения степей, появившуюся на территории скифов, греки, а за ними и римляне называли сарматами. Уже Геродот упоминает о них под именем савроматов, обитавших вверх по течению Дона, по направлению к Волге и за нею. Археологические исследования в Нижнем Поволжье и Заволжских степях показали, что в эпоху господства скифов в Причерноморье далее к востоку культура носила характер, близкий к скифской.

С чертами близости к скифам выступают сарматы и тогда, когда они распространились по черноморским и северокавказским степям. Они медленно двигались к западу. Позади других племен оставалось самое сильное из них—аланы.

Скифы частично подчинились сарматам и смешались с ними. Можно с увернностью сказать, что сарматы первых веков нашей эры были результатом скрещения сарматов с их историческими предшественниками—скифами. Культура этого смешанного народа, однако, носит некоторые особые черты, аналогии которым нельзя найти у скифов. Сарматы не образовали подобно царским скифам одной большой державы.

Долгое время они делились на 4—5 больших племен; последние в свою очередь распадались на более мелкие племенные союзы, что дает основание думать, что общий социальный уклад сарматов был таким же родоплеменным, как и скифский. К IV в. племя аланов приобретает главенство над другими и своим названием покрывает все остальные племена.

В сарматскую эпоху в обычаях степняков, или по крайней мере в обычаях их социальной верхушки, наблюдается некоторое смягчение погребальных обычаев. При погребении сарматских вождей не хоронили ни жен покойника, ни насильственно умерщвленных рабов. Однако нет больше и тонких художественных вещей, характерных для погребения скифской знати. Боспорские мастерские работали и на сарматских богачей, изготовляя по их заказу золотые и серебряные вещи, но вместо изящных предметов, находимых в скифских могилах, в сарматских курганах находят топорной работы украшения из золота со вставленными в них кусками полудрагоценных камней зеленого и красного цвета.

Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала
1 Династия Загряжские
2 Языческая религия восточных славян.
3 Быт славян
4 Вопрос о происхождении славян + видио
5 Скифы а затем Сарматы
6 Населения южных степей
7 Неславянские народы в восточной Европе
8 Восточные славяне
9 Тюркский каганат в России.
10 Восточные славяни и великое переселение народов.
11 Образование и расселение славян.
12 Греки, скифы, сарматы и Босфорское государства
13 Бронзовый век.
14 Каменный век в России.