Главная История Африки История Древнего Египта

postheadericon История Древнего Египта

Царство Древнего Египта

 

Страна «черной земли».

Река Нил несет свои мутные воды с гор Центральной Аф­рики на север, преодолевая тропические леса и каменистые пороги. За ними Нил по узкой долине прорезает пустыню и впадает в Средиземное море, разветвляясь на множество рукавов и образуя широкую дельту. Справа и слева - крас­ные земли пустыни. Лишь кое-где подземные воды подхо­дят к поверхности, образуя вокруг родника небольшой островок травы и деревьев - оазис.

Летом в верховьях Нила тают горные снега, наступает се­зон дождей. Вода в реке медленно прибывает, и разлив за­тапливает долину. Принесенные потоком частички почвы и остатки тропических растений оседают, и, когда воды Нила отступают, на берегах остается черный плодородный ил. Наступает засуха. Высокие участки долины выжигает солн­це, а низкие заболачиваются и зарастают высоким густым тростником - папирусом. В зарослях птицы лакомятся ры­бой, на отмели разлеглись бегемоты, в мутной воде притаи­лись крокодилы, поджидая корову или косулю. Выше по бе­регу растет смоковница и душистая акация, виноград, еще дальше - финиковые пальмы. За грядой холмов цветущая долина переходит в выжженную пустыню.

В X-IV тысячелетиях до н.э. племена земледельцев крем­ниевыми мотыгами расчищают долину. На возвышенностях они строят поселки, а на заливных берегах - земляные преграды-дажбы, обмазанные глиной. После разлива они задерживают часть воды в «бассейнах». От них прорывают отводные каналы, чтобы подвести воду к полям. Теперь ее во время засухи они остаются «черной землей», насы­щенной плодородным илом. Постепенно племена сливаются в единый народ, а долина и дельта Нила превращаются в одну страну - Египет.

На новую ступень.

Строить и содержать в исправности дамбы и каналы мож­но было при помощи несложных орудий - мотыг и корзин для переноски земли. Однако, чтобы наиболее удачно рас­пределить воду по полям, требовалось объединять усилия нескольких соседних поселков. Постепенно на их общей территории складывалась единая оросительная система - сеть каналов и дамб. Жители всех поселений этой террито­рии составляли одну соседскую общину - ном (область).

В доме египетского земледельца предел и, как Нил влияет на жизнь семьи Пепе. Г опробуй продол­ жить рассказ.

Свободных людей - граждан общины - объединял труд по орошению полей, а также центральный поселок (город), в котором стоял храм бога-покровителя этой местности и жил выборный правитель-вождь, руководивший строитель­ством дамб и каналов. Урожай хранился в общих амбарах и распределялся правителем нома; излишки сохраняли на случай засухи.Изобилие зерна позволило вождям-правителям общин- номов освободить часть людей от работы на земле. Они становятся знатными помощниками и воинами-охранни- ками правителей, а на выделенных общиной землях заводят свои большие хозяйства с зернохранилищами и коровами, помеченными знаками собственности. В отличие от простых земледельцев-общинников владельцы хозяйств одеваются в длинные одежды, носят ножи, украшенные золотом и сло­новой костью. Захваченных на войне пленных перестают

убивать и используют в богатых до­мах как с луг-рабов, называя их «жи- выми-убитыми». Постепенно правите­ли-вожди начинают передавать по на­следству не только свои хозяйства, но и власть в общине. Посох пастуха в их руках становится жезлом царя нома.Желая передать сведения о хозяй­стве и событиях, египтяне стали на камне и дереве изображать слова ри­сунками: «солнце» - круг с точкой, «взяли в плен» - связанные люди и т.д. Однако как нарисовать имя царя или его сложные действия? Тогда решили, что наиболее часто встреча­ющиеся рисунки будут обозначать не только смысл, но и зву­чание слова. Ставя знаки друг за другом, дополняя их пояс­няющими смысл рисунками, можно было писать, а потом чи­тать целые звуковые фразы. Такие знаки-рисунки называ­ются иероглифами (по-гречески «священные знаки»). Всего их насчитывалось более 6000. Запоминали их специальные люди - писцьи Для писем и документов египтяне изготовля­ли из тростника листы папируса. Сердцевину стебля разре­зали на полосы, выкладывали их в два слоя крест-накрест, уплотняли молотком и получали гладкий желтоватый лист. Такие листы склеивали друг за другом, сворачивали в сви­ток, а писали палочками, обмакивая их в краску.

«Дом великий».

К концу IV тысячелетия до н.э. по берегам Нила сложилось 40 общин-номов. Их цари во главе армий-ополчений воева­ли, покоряя друг друга. Номы долины Нила объединили в царство Верхний Египет правители, которые носили высо­кую белую корону. В дельте Нила сложилось царство Ниж­ний Египет, правители которого носили корону красного цвета. Около 3000 года до н.э. царь Верхнего Египта завое­вал Нижний Египет. На их границе была выстроена столица объединенной страны - крепость Мемфис. Правитель всего

Египта стал носить двойную корону, вставив белую в красную. Он запретил подданным произносить свое имя, опасаясь, что колдуны магическими заклинаниями имени могут навредить его владельцу. Правителя стали называть иносказательно - «дом великий», по-египетски «пер-о» или фараон.

Каналы номов были объединены в оросительную систему всего Египта. Теперь чаще удавалось собирать большие урожаи. Черная орошенная земля стала считаться собственностью фараона, которому сам царь богов Ра вручил скипетр и кнут для управления Египтом. Бывшие цари номов и их приближенные стали знатными чиновника­ми - вельможами с должностями-званиями: «казначей царя», «единственный друг фараона», «начальник строи­тельства каналов», «носитель царских сандалий», «жрец, читающий тексты». Им помогали многочисленные писцы, стражники и воины. Все они получали из государственных хранилищ содержание зерном, мясом, одеждой. Хранилища заполняли земледельцы-общинники, отдавая часть своего урожая фараону, любой приказ которого считался волей богов. Такое государство принято называть деспотией (от греческого слова «деспот» - господин-хозяин рабов).

Жители Древнего Египта создали государство, взошли на ступень цивилизации.

 

В то же время, - заметил Археолог, - в своих песнях египтяне называли «отцом» реку Нил, а древнегреческий историк Геродот на­зывал Египет «дар Нила».

Боги Древнего Египта

Взгляд на мир из Египта.

Тысячи лет назад, сидя по вечерам на берегу Нила, мать могла рассказывать детям такие мифы... В начале из океа­на беспорядка и хаоса выросла священная Гора, на ее вершине расцвел цветок лотоса, а из него появился главный бог Ра - Солнце. Каждое утро Ра, словно птица сокол, под­нимается в небо и плывет по нему в своей золотой ладье, освещая землю. Все живое славит могучего бога, радуясь его приходу. Если же разгневается Ра, то никто не укроется от жара его лучей. Вечером его ладья на западном краю неба вплывает в ворота подземного царства. Там Ра, словно ры­жая кошка, вступает в схватку со Змеем хаоса. Иногда Змей ненадолго проглатывает Солнце, и тьма наступает среди дня. Решающий час битвы со Змеем - полночь. Побежден­ный, он уходит в пучину, а утром Солнце вновь появляется на небосводе.

Все боги вышли из уст Ра: Земля-Геб, Небо-Нут, Нил-Со- бек, выливающий из волшебного кувшина Реку на Землю. На земле боги создали людей, чтобы они чтили и кормили своих создателей. Первым царем в цветущем Египте стал сын Ра - бог Осирис, его сестра Исйда стала его женой, ^ брат Сет в облике осла скитался по пустыням. Когда из пустыни в долину Нила налетает сухой песчаный ветер, это злобствует Сет, завидуя Осирису. Однажды в злобе Сет убил Осириса и разбросал части его тела по всему Египту. Смерть воцарилась в мире. Исида, плача, пошла по Земле, с помощью священного жука Скарабея собрала по кускам тело мужа и похоронила его. Скорбящая Земля огласилась плачем Исиды по Осирису:

 

Живой бог Египта.

Помимо богов и могущественных сил природы, египтяне верили в таинственные силы священных животных, маги­ческих предметов (амулетов), духов растений, колодцев, домов. Всех их надо было задабривать, чтобы они помогали людям в их делах. Такие религии ученые называют язы­ческими.

В каждой области-номе стояли хра­мы - жилища богов. Дорогу к ним охраняли статуи сфинксов ~ мифи­ческих зверей с телом льва и головой человека. За входом - залитые солн­цем дворы, на стенах - сцены из ми­фов. Через узкие ворота входили в сумрачный зал с горящими факела­ми, за ним - святилище, где солнеч­ный свет проникает через отверстие в своде, высвечивая огромную статую божества. Египтяне верили, что боги вселяются в своё изображение и что, разговаривая со статуей, можно об­щаться с богом. Чтобы боги услышали просьбы людей, на алтаре перед статуей резали животных, клали украшения.

Только жрецы знали молитвы для обращения к богам и обряды богослужения. Например, готовясь к празднику Осириса, внутри храма жрецы лепили из земли тело бога и опускали в него зерна - как знак гибели Осириса. Жрецы поливали его, и в конце сезона разлива Нила над телом склонялась жрица в облике Исиды. Она рыдала: «Взлети к жизни, о князь бесконечности!.. Вернись же к нам в преж­нем облике твоем!» И из «тела» прорастали зеленые побеги! На следующий день под пение гимнов жрецы выносили ста­тую Осириса из храма и вместе с толпой торжествующих египтян обходили храм.

«Книга мертвых».

Человек, по представлению египтян, состоял из тела, духа и души. После смерти дух и душа выходят из разлагающе­гося тела - теряют свой дом. Дух скитается по земле, а ду­ша на лодке Ра спускается в подземный мир, где ее ждет окончательная погибель. Но этого можно избежать, если сохранить тело от тления. Для этого жрецы вынимали внут­ренние органы умершего, удаляли воду, пропитывали тело специальными смолами и бальзамами. Получалась мумия, которую обматывали полосками ткани. Мумию клали в дом- гробницу, где ее находили дух и душа. Части человека вновь встречались, и он, как Осирис, воскресал в подземном мире, где также светит Ра, течет Нил, цветут поля.

Саркофаг и сосуды для внутренних .   Позднее появилось поверье, что для обретения бессмертия, помимо гробницы и мумии, надо еще пройти суд царя загробного мира - Осириса. Для этого египтянину клали в гробницу папирусы «Книги мертвых». Она гласила, что грех (преступление против богов) - «...совершать несправедли­вость против людей, быть жестоким к животным, пытаться узнать то, чего еще не стало, быть безразличным, видя зло, отнимать у бедняка, отравлять, заставлять рыдать, уби­вать, приказывать убивать, красть у умерших, обманывать на весах, избегать службы фараону». Эта книга с перечнем магических заклинаний и правильных ответов на вопросы ^Осириса помогала в путешествии в загробный мир.

На суде Осириса боги Тот и Анубис клали сердце умерше­го на одну чашу весов, а на другую - перо богини спра­ведливости Маат. Если сердце опускалось вниз - значит, оно отягощено грехами, совершенными при жизни. В нака­зание душу человека пожирало чудовище с пастью кроко­дила. Если чаша оставалась на месте - значит, человек в земной жизни вел себя правильно. Осирис разрешал душе вернуться в тело и поселял достойного на «полях блажен­ства» для вечной жизни. Веря в это, все египтяне, от вель­можи до простолюдина, говорили: «Смерть для меня, как аромат цветов, как достигнутый берег страны упоений».

Языческая религия древних египтян учила правилам жизни в природе и обществе.а какие части делили мир египтяне? предели, каким богам должны были молиться египтяне ради урожая, за души умерших родителей.

  1. Величие живого бога.

В Египте был бог, которому редкие счастливчики могли поцеловать сандалию, выставленную из-под занавески. Это был фараон. Когда он появлялся на свет, считалось, что са­мо Солнце-Pa было его отцом. В момент, когда фараон всту­пал на царство, он становился живым воплощением бога Света - Гора. Фараону, как и прочим богам, строили храмы, где совершались богослужения. Египтяне верили, что божест­венная сила фараона обеспечивает урожаи по всему Египту, если «живой бог» своими руками проводит мотыгой первую борозду по земле или бросает в Нил папи­рус с приказом начать разлив. Но, чтобы узнать, когда начнется разлив, сын Солнца-Ра обращался за помощью к своему божественно­му «родственнику» - богу Луны, мудрости и письменности Тоту. По приказу фараона жрецы на папи­русах записывали, как расположены звезды. Они заметили, что каждый раз перед разливом Нила на утрен­нем небе появляется яркая звезда Сириус. Теперь надо было точно высчитать день ее появления. Жрецы увидели, что между изме­нениями лика Луны (полнолуние - стареющая половина - исчезнове­ние - растущая половина) прохо­дит ровно по 7 дней. Так за 4 неде­ли проходит лунный месяц, а за год (от разлива до разлива Нила) сменяется 12 лунных месяцев и еще несколько дней. На основе этих наблюдений был создан прос­той календарь: год делился на 12 месяцев по 30 дней, а в конце добавлялось еще 5 священных дней (365 дней - почти как у нас).чтобы вести подсчеты, жрецы и писцы создали специальные знаки: «вертикальная черта» - 1, «подкова» - 10, «закрученная веревка» - 100, «стебель лотоса» - 1000. На папирусах сохранились разные задачки на сложение, вычитание, умножение и деление этих и других чисел. Все эти наблюдения, открытие и использова­ние законов природы означали, что люди создали науки - астрономию, математику и другие.

Художники, продолжающие жизнь.

Когда фараон умирал, он становился воплощением бога возрождающейся жизни - Осириса. От того, возродится фа­раон в подземном мире или нет, зависело, продолжится ли жизнь на земле - взойдут ли колосья в Египте. Для встречи духа и души фараона с мумией его тела была необходима надежная гробница. Поэтому египтяне создали величе­ственную архитектуру.

Гробницы первых фараонов складывали из глиняных кирпи­чей-в виде невысоких прямоуголь­ных зданий, которые называются мастабы. Но вот фараон Джбсер поручил строительство гробницы своему приближенному Имхотепу, и тот решил сделать более величе- Гробница маста6а фараоНа. ственное сооружение. Для этого                                             ххх в. до н.э.

 

вместо непрочных кирпичей стали использовать каменные блоки из известняка, которые строители выламывали в горах медными кирками и сверлами. На деревянных санях рабочие отряды перетаскивали их к месту строительства. Здесь сначала сложили из камней одну широкую мастабу. Затем по плану Имхотепа вокруг нее сделали насыпь из песка. По ней на канатах втянули новые каменные плиты и возвели вторую мастабу меньших размеров. Потом еще одну и еще. Когда сооружение расчистили от песка строи­тельных насыпей, взорам египтян предстала ступенчатая пирамида - образ священной горы, связующей мир небес­ный, земной и подземный.

Последующие несколько столетий фараонам и вельможам строили именно пирамиды. Каждый год, помимо сотен ка­менщиков и художников, повинность отрабатывали десятки тысяч земледельцев: таскали и поднимали каменные глыбы для пирамиды фараона. Грани стали делать не ступенчаты­ми, а ровными. Огромные блоки тщательно полировали, под­гоняли друг к другу так, что между ними нельзя было прота­щить нитку. Блоки давили своей тяжестью один на другой, образуя устойчивую конструкцию. Величайшей из них ста­ла пирамида Хеопса, построенная около 2600 года до н.э.

Она была облицована известняковыми плитами, а вершина - блестящим камнем или листовым золотом, и ослепительно сияла на солнце. Стороны пирамиды казались гигантскими лучами, которыми Солнце-Pa связало небо и землю.

Наклонный ход вел в самое сердце пирамиды, там нахо­дился саркофаг - гроб для тела фараона. В соседних с гробницей комнатах помещали украшения, вещи, оружие фараона и множество статуэток, заменяющих покойному слуг. Гробницы сооружали также для вельмож фараона. На их стены художники наносили росписи и рельефы на разные темы из жизни умершего: победа над врагами, пи­ры, охота, отдых в кругу семьи, труд подданных на полях и в мастерских. Считалось, что когда человек воскресал в подземном мире, там же оживали все эти рисунки и пове­литель продолжал ту же жизнь, что и на земле.

После Хеопса размеры пирамид начинают уменьшаться. По дошедшим до нас свидетельствам, «Хеопс поверг Египет во всевозможные беды. Закрыл храмы, запретил жертво­приношения, приказал всем работать на него». В древнем папирусе сохранилась легенда, что возмущенный этим бог Ра явился к жене одного жреца, и она родила от него трех сыновей, которые должны были сменить нечестивого фараона. По одной из версий (оспариваемой рядом ученых), в результате заговора вельмож старая династия потомков Хеопса была свергнута, и ее сменила другая, но пирамиды вот уже пять тысяч лет стоят на берегах Нила.

Достижения искусства Древнего Египта стали образцами для многих последующих цивилизаций.

 

Ступени общественной пирамиды

 

В науке нет единого мнения о том, как было организовано египетское общество. Текст этого параграфа - одна из возможных реконструкций.

 

Из золотого окна дворца фараон смотрел, как Солнце-Ра ласкает лучами обелиск - высокий каменный столб на пло­щади. Когда тень от обелиска стала самой короткой, насту­пил полдень - время могущества и важных решений прави­теля. Закончилась эпоха распада Египта на области, эпоха разрушения каналов, голода и бунтов. Фараон кивнул, и писцы застро­чили на папирусе, что Божественный пове­левает высечь на камне: «Покорил я обе страны, установил порядок на юге и на се­вере Египта». Взгляд фараона упал на ма­ленькие фигурки, суетящиеся на площади, - это его вельможи торопились по делам...

Начальник каналов - вельможа Ахтой - вышел из ворот дворца, уселся на носилки, и 8 рабов быстро перенесли его к пристани.

Лично спустившись в колодец-ншюжер, вельможа убедился, что и здесь уровень во­ды на нужной отметке - сезон разлива за­кончился. Взойдя на корабль, вельможа уселся под навес, взмахнул рукой, и 20 ра­бов опустили весла в прохладную воду.

По недавно прорытому каналу вельможа статуя вельможи прибыл В Фаюмскую низменность. Бывшее Каапера. Сере- болото превратилось в огромное водохранилища  III гыс. до н.э

лище. Сеть малых каналов расходилась вокруг, орошая по плану Ахтоя поля и сады нового оазиса. Довольный провер­кой, вельможа вернулся в собственную усадьбу. Потягивая из чаши пиво через золотую соломинку, он подумал: «Как хорошо, что фараон пожаловал ему два больших поля в Верхнем Египте, - лучший ячмень растет там! А вот лучшие мясо и молоко привозят из его наследственных владений в дельте - Нижнем Египте». Вельможа сладко потянулся, предвкушая азарт вечерней охоты на бегемотов, и удалил­ся отдыхать, отдав последнее распоряжение писцу...

Писец Каи поклонился вельможе и в очередной раз побла­годарил бога Тота, что он позволил ему - сыну простого зем­ледельца - услышать поучение одного писца своим детям: «Обрати сердце свое к книгам! Спрашивай совета того, кто знает больше тебя! Будь писцом - он освобожден от работы

В доме египетского вельможи Вельможа Каапер с недовольством покинул дружескую пирушку с жрецом бога Сета. Выйдя в приемную , он увидел писца чиновника особых поручений.

мотыгой, ты не будешь таскать кор­зин, тело твое будет гладким, а рука мягкой». Скопив средства, Как по­ступил в школу  писцов  Он учил иеро­глифы, читал нараспев тексты о бо­гах и фараонах, царапал на черепках вычисления размеров полей, терпел удары палками за ошибки на папирусе.И вот теперь, в отличие от родственни- ков-земледельцев, Каи носит не корот­кое грубое опоясание, а длинную юбку из тонкого льна, спит на кровати, а не на тростниковом коврике, кладет под голо­ву подушку, а не камень.

Весь сезон засухи писец принимал и записывал для вельможи сведения, как в разных селениях его области- нома готовились к сезону разлива Нила. Старейшины докладывали, что дамбы вокруг полей поправлены, укреплены камнями. На большой ка­нал пришлось отправлять рабочий отряд для починки плотины, разру­шенной сходом воды. Здесь не долж­но быть ошибки - иначе пять новых селений останутся без воды и урожая. И вот теперь вельможа поруча­ет ему начать пахоту в родном селе­нии! Надо, чтобы жена купила пода­рок отцу...

Жена писца Нефёрт перед медным зеркалом подвела гла­за темной краской, надела лучший парик и вышла на узкую улочку города. Оба сына играли в мяч с соседскими детьми. Недалеко от берега сушились на солнце кирпичи. Неферт приняла поклоны от ремесленников, и сама поклонилась знатному мужчине с ожерельем-оплечьем из серебра и дра­гоценного лазурита. На городском рынке бойко меняли зер­но на сандалии, огурцы и лук на горшки. Поторговавшись
с медником, Неферт за три мотка ткани выменяла у него для родных мужа рукомойник и фигурку богини Бастет- кошки, оберегающей зерно от мышей.

Деревня, казарма, тюрьма...

И вот писец Каи прибыл в родную деревню на праздник начала сева. Пока к его шатру идут старейшина и родствен­ники, писец размышляет: «У нас здесь не как в дельте, где можно сразу после схода воды бросить зерна в земляную жижу, а потом просто прогнать десяток овец, чтобы их ко­пыта укрыли зерна землей. Нет, нам в Верхнем Египте нуж­но сначала разрыхлить землю». Писец достает папирус с указанием отмеренного на посев зерна. Старейшина дере­венской общины кланяется, прикладывая руки к плечу и рту. Земледельцы надевают на шеи голубые цветы лотоса и запрягают коров в плуги. Одни взмахивают палками, кри­чат: «О! Иди!», и коровы двигаются вперед, потянув за собой плуги. Другие, согнувшись, крепко держат рукояти, чтобы деревянный сошник с медным наконечником не вилял в вяз­кой влажной земле. За ними идут сеятели, бросая зерна... После пахоты писца угостили ячменными лепешками, на кото­рые ради праздника выложили мед, виноград, финики, инжир. Старейшина выразил надежду, что, когда через три месяца писец Каи приедет забирать третью долю урожая в амбары фараона, никого не придется бить палками за задержку.


 

Из родной деревни свободных земледельцев писец Каи отправился в поселение зависимых «царских людей». Ко­мандиру рабочего отряда он выдал два мешка ячменя для посева. Командир взмахнул плеткой, выводя рабочих

Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала
1 Боги Древнего Египта
2 Египтология
3 Религия Древнего Египта, возникновение научных знаний + видио
4 Культура Древнего Египта + видио
5 Египет в период Позднего царства +видио
6 Египет в период царствования XIX—XX династий фараонов + видио
7 Египет в период Нового царства
8 Египет под властью гиксосов
9 Древний Египет в период Среднего царства
10 Египет в период Раннего царства
11 Образование первых государств в Древнем Египте + видио