Главная История Азии. История Узбекистана История независимости Узбекистана Народы узбекистана на пути построения демократического, справедливого общества.

postheadericon Народы узбекистана на пути построения демократического, справедливого общества.

Народы узбекистана на пути построения демократического, справедливого общества.

Сущность демократии, ее основные признаки, формы реализации в различных странах. - Демократия в переводе с греческого означает власть народа («демос» - народ, «кратос» - власть). Термин «демократия» имеет два значения:

1) Государство, где власть принадлежит народу, либо выражает народные интересы;

2) Движение, борющееся за осуществление интересов народа.

В античном мире под «Демократией» подразумевалось непосредственное участие народа в управлении государством. Античные авторы отмечали 5 - признаков демократии:

1) всеобщее равноправие,

2) отсутствие деспотизма,

3) выборы на должности по жребию,

4) ответственность выборных лиц

5) решение важнейших дел на народном собрании.

Понятие о демократии как главном принципе государственного устройства имеет многовековую историю. Родившись в глубокой древности, демократические нормы организации общественной жизни на разных этапах развития человечества претерпевали сложные, противоречивые, во многом драматические изложения трансформации, искажения и откаты, пока не стали основными и ведущими в большинстве развитых странах мира. С обретением независимости перед Узбекистаном встала стратегическая задача: определить главные и основополагающие принципы строительства своей новой государственности и пути их реализации.

В соответствии с мировой практикой, историческим опытом и менталитетом народа было определено: Узбекистан строит демократическое, правовое государство и гражданское общество. Историческая практика и теоретическая мысль знают несколько принципиально различных концепций государства, его сущности. Наиболее распространенными из них явились следующие:

1. Концепция классового государства - положенное в основу марксизма-ленинизма, сводила сущность государства к обеспечению господства одного класса над другими. Государство согласно такому подходу представляет собой машину, инструмент в руках экономически господствующего класса для подавления других классов. По этой концепции, ни о какой демократии речи быть не может: либо господство буржуазии, либо диктатуры пролетариата.

2. В противовес ей анархическая концепция исходит из отрицаний всякой государственности как организации ограничивающей свободу людей.

3. Либерально-демократическая концепция исходит из представлений о слабом государстве, главная функция которого сводится к примирению различных слоев, классов, общества.

4. В противовес ей концепция тоталитарного государства требует всеобщего огосударствления всех сфер общественной жизни, подчинения интересов любых социальных слоев и групп и даже каждого конкретного человека интересам государства. - Эти и другие концепции, в том числе этнократическая, теократическая, корпоративная, теоретически обслуживали различные типы и формы государства.

Да и современность знает многие формы и типы государства: монархия и республика, демократические и автократические - Например, абсолютная и ограниченная монархия, парламентская и президентская республика и т.п. По этому государственное устройство каждой страны и каждого народа имеет свои особенности и отличительные черты. - Но есть несколько важнейших международных признанных принципов, которые характеризуют цивилизованное государство на современном этапе:

а) государство - это объективно необходимая реальность, главное условие для правовой, справедливой организации жизни и функционирования общества. В этом плане научная концепция государства исходит не из отмирания или уничтожения государства, а из его развития, совершенствования, оптимизации его деятельности. б) государство не просто объективно необходимая реальность, но и потребность общества, определенная ценность для всех его членов. История показывает к каким драматическим событиям приводит ослабление государственной власти. в) демократическое государство необходимо для обслуживания интересов всего общества, а не отдельных его слоев, групп классов. Оно должно выражать интересы всего общества. Демократическое государство постоянно развивается по пути совершенствования права, механизмов и способов функционирования, все большего приближения к гражданскому обществу. д) демократическое государство призвано гарантировать права и свободу человека и гражданина.

Мировой опыт свидетельствует, что на современном этапе человеческого развития, высшей, цивилизованной формой государственного устройства является демократия, которая базируется на следующих основных принципах:

1-свобода волеизъявления народа;

2-равноправие граждан;

3-незыблимость органов власти;

4-выборность органов власти;

5-их подотчетность избирателям;

6-подотчетность органов государства, формируемых путем назначения, перед выборными органами;

7-разделение ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная).

Эти принципы определены и законодательно закреплены в Конституции Узбекистана. Строительство демократического общества в Узбекистане. Главной формой реализации демократических норм и принципов является право, воплощаемое в системе законов, регулирующих все сферы жизни общества. Законы определяют компетенцию, полномочия и ответственность всех органов власти и управления, общественных организаций и объединений, права, свободы и обязанности граждан.

Понятие права, так же как и понятие государства, имеет сложный многоплановый характер. Наука различает:

1 - Общее право как не юридическое, а общесоциологическое понятие, которое представляет собой систему обобщенных правовых представлений и установлении общечеловеческого характера и служит критерием цивилизованности в регулировании общественных отношений. 2 - Естественное право не конкретное юридическое понятие, а совокупность норм и принципов, вытекающих из самой природы человека (право на жизнь, право на имя и т.д.) 3 - Каноническое (церковное) право как совокупность норм, определяющих церковные и некоторые другие виды общественных отношений, в частности, семейно — брачные в ряде стран. 4 - Международное право - совокупность норм и правил, принятых в межгосударственных отношениях. И некоторые другие виды права. 5 - Понятие правого государства неразрывно связано с понятием демократического государства.

Оно вбирает в себя многие из вышеперечисленных норм и принципов в то же время имеет ряд отличительных признаков и требований:

1) - Демократическое, правовое государство формируется не силой, не революционным, а естественно - историческим, эволюционным путем через осознание обществом ценности права, рост правовой культуры граждан. 2) - Понятие правого государства означает не просто наличие тех или иных законов. Законы, как право, имеются в каждом государстве, ими пользуется любая власть. Иное дело, каковы эти законы и как они выполняются. - Правовым государством считается такое, которое в законотворчестве и законоисполнении опирается на общечеловеческие правовые нормы, при обязательном и безусловном учете национальных, исторических, духовных и культурных особенностей и традиций народов. - В правовом государстве законодательство не подчинено и не подвергнуто влиянию никакой идеологии и не служит никакому классу или социальной группе общества. 3) - Правовое государство обеспечивает верховенство закона, его обязанность для всех граждан независимо от социального положения, всех должностных лиц, какой бы высокий пост они не занимали, всех институтов власти. 4) - В правовом государстве обеспечивается системность, непротиворечивость законов, условия для их практической реализации, гарантированность и доступность для каждого человека. 5) - Правовое государство предполагает определенные, как правило, ненасильственные механизмы принятия и реализации законов. - Демократическая процедура разработки, обсуждения и принятия закона предусматривает гласность, учет общественного мнения и категорически исключает соловое давление (как это было, например, при принятии революционных декретов).

Да и механизмы реализации законов опираются на систему демократических правовых органов и служб и предопределяют методы разъяснений, консультаций, проверок и предупреждений и т.п. Конечно, каждое государство должно иметь возможность и быть готовым к защите Конституции и законности от любых попыток их насильственного изменения. - Но это крайняя мера, которая, как правило, исключается самой демократической, правовой практикой цивилизованного государства. Всем этим требованиям и принципам в полной мере отвечают определенные Конституцией демократические правовые нормы государственной власти и общественной жизни Республики Узбекистан. Конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина в Республике. Гражданские обязанности: - Ст.1. Конституция Узбекистана определяет, что Узбекистан -суверенная демократическая республика. - Ст.2. Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами. - Ст. 7. Народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Узбекистане осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией и законодательством, принятым на ее основе. - Ст. 8. Народ - составляют граждане Республики, независимо от их национальности, непосредственно решают наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни страны. Формой такого прямого волеизъявления народа является референдум. Гражданское общество. - Демократическое, правовое государство состоит из 2-х взаимосвязанных и органически взаимодействующих частей: органов государственной власти и управления самодеятельных политических партий и общественных объединений граждан, выражающих их разнообразные интересы. Эту непосредственную часть и принято называть гражданским обществом. - Уровень демократии в государстве и зрелости гражданского общества определяется степенью развитости и влияния самодеятельных политических и общественных организаций граждан. - В настоящее время в Узбекистане зарегистрированы и действуют четыре политических партий: НДПУ, Партия патриотов (Фидокорлар партияси) (декабрь 1998) и выражает политические, социально - экономические и духовные интересы определенных слоев общества. 5.3. Конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина в Узбекистане. Гражданские обязанности. Права и обязанности граждан Республики изложены в Конституции Узбекистана в статьях 18-52. - Расширение прав и свобод человека основная задача политических реформ периода обновления общества и считается основным мерилом жизненных условий общества. - В статье 18. написано, что все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без наличия расы, национальности, языка, пола, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. - В ст. 19. утверждается, что «Гражданин и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью.» Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить и ограничить их. (При поступлении на работу или при отдыхе, лечении, политических мероприятиях между гражданином и государством заключаются соглашения или по современному заключается контракт). - Ст. 20. Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества. - Ст. 22. Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту и покровительство своим гражданам как на территории Узбекистана, так и за ее пределами. Права и свободы делятся на 4 части: Личные права и свободы: Ст. 24. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением. Ст. 25. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновен-ность. Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона. (Санкция прокурора района). Ст. 26. Каждый, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его вина не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты. (Адвокаты защищают и ведут все его дела). Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению. Никто не может подвергаться медицинским или научным опытам без его согласия. (Перед операцией берут подписку оперируемого или его родственника). Ст. 27.Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища. Никто не вправе войти в жилище, производить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе как в случае и порядке, предусмотренных законом. (С разрешения прокурора). Ст. 28. Гражданин Узбекистана имеет право на свободное передвижение по территории Республики, въезд в Республику и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законом (Нахождение под следствием, подозрением в соучастии правонарушении - берется подписка о не выезде).

Ст. 29. Каждый имеет право на свободу мыслей, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего Конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом. Свобода мнений их выражения может быть ограничена законом по мотивам государственной или иной тайны. Ст. 30. Все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Узбекистана обязаны обеспечить гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы. Ст. 31. Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов. 2) Политические права: Ст. 32. Граждане Узбекистана имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов. Ст. 33. Граждане имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Органы власти имеют право приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности. Ст. 34. Граждане имеют право объединиться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях. -

Никто не может ущемлять права, свободы и достоинств лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а так же в представительных органах власти. Ст. 35. Каждый имеет право как отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные органы, учреждения или к народным представителям. -Заявления, предложения или жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом. Экономические и социальные права: Ст. 36. Каждый имеет право на собственность. Тайна банковских вкладов и право наследования гарантируется законом. Ст. 37. Каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания по приговору суда, либо в других случаях, предусмотренных законом. Ст. 38. Работающие по найму имеют право на оплачиваемый о1дых. Продолжительность рабочего времени, оплачиваемого трудового отпуска определяются законом. Ст. 39. Каждый имеет право на социальное обеспечение старости, в случае утраты трудоспособности, а так же потери кормильца и в других, предусмотренных законом, случаях. Пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума. Ст. 40. Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание. Ст. 41. Каждый имеет право на образование. Государство гарантирует получить бесплатное общее образование (с 1 по 9 кл.). Школьное дело находится под надзором государства. Ст. 42. Каждому гарантируется свобода научного и технического творчества, право на пользование достижениями культуры. Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества. 4) Гарантии прав и свобод человека: Ст. 43. Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами. Ст. 44. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений. Ст. 45. Права несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых находятся под защитой государства. Ст. 46. Женщины и мужчины имеют равные права. II. Обязанности граждан: Ст. 47. Все граждане несут обязанности, закреплённые за ними в Конституции. Ст. 48. Граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей. Ст. 49. Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана. Памятники культуры охраняются законом. Ст. 50. Граждане обязаны беречь окружающую природную среду. Ст. 51. Граждане обязаны платить установленные законом налоги и местные сборы. Ст. 52. Защита Республики Узбекистан - долг и честь каждого гражданина Республики Узбекистан. Граждане обязаны нести военную или альтернативную службу в порядке, установленным законом. Патриотическое воспитание молодежи. Рассмотрим понятие «Патриот» Патриот - это защитник отечества (Патрио- латинское слово- отец). Воспитание детей в семье в духе уважения и любви своих родителей, родственников, Родины, гуманного отношения ко всем людям. (Ст. 52 - Защита отечества долг и честь каждого гражданина). Воспитание молодежи к трудолюбию, бережного отношения к природе, исторических и культурных памятников и др. ценностей, получение образования, изучать науку и технику - занять достойное место в обществе и заменить старшее поколение - это основная задача государства. Общество должно создать все условия для воспроизводства трудовых ресурсов, патриотического отношения к своим обязанностям. Любить Родину, народ, умножать национальное богатство! И.А. Каримов в книге «Узбекистан на пороге XXI в.» писал, что «Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, национальной гордости занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства. История является подлинным воспитателем нации. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание, становятся источником нравственного воспитания и подражания. В истории народов Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность Имам Бухари, Ат-Термизи, Аль Фарабий, Ахмад Ясави, Омар Хаям, М. Аль Беруний, Авиценна, Амир Тимур, Улугбек, Бабур, Ахмад Даниш, Фуркат, Мукимий, Нодира-Бегим, Завки, Хамза, А. Кадыри, Фитрат, Чулпон, Ойбек, Г. Гулям, и др., которые внесли огромный вклад в развитие национальной культуры, стали предметом гордости нашего народа.» (с.134). «Широкая пропаганда и популяризация лучших образцов национальной и мировой культуры должны стать основой духовного воспитания подрастающего поколения, современной нашей молодежи.» (с. 144). «Духовное возрождение - это появление нового поколения творческой интеллигенции, мышление которой определяет дух независимости» (с. 144). “Патриотизм гражданина - та путеводная звезда, надежный компас, который указывает путь преобразований, не дает отклониться от намеченной цели. Любовь к Узбекистану, к его земле, природе, населяющим его людей, стремление глубже познать историю, культуру, традиции края, гордость за мощь и достижения республики, боль и сопереживание в испытаниях, выпавших на долю нашего народа, являются важнейшей консолидирующей основой узбекского многонационального общества.”*

Патриотические чувства народа, его стремление к свободе, к счастью находят воплощение в новой государственной символике независимого Узбекистана, которая приобретает священный смысл для каждого узбекистанца. - Символы нашего государства - флаг, герб, гимн выбирают в себе честь, гордость, историческую память и устремления народов Узбекистана. Почитать эти символы, - значит укрепить свое личное достоинство, уверенность в своей стране и в самом себе. Человек, гордившийся своей страной, может сделать очень многое, что прославит и семью, и его Родину. «Верность отечеству, патриотизм своими мощными корнями уходят в глубокое уважение к чести своей семьи, ее предков, в личную совесть человека, верность долгу и собственному слову. Нередко в жизни бывает трудно, иной раз давят несправедливость и обида, но в порыве гнева оскорбить Мать - Родину - это настоящее святотатство. Этому нет прощения перед лицом народа.»** Национальное чувство для каждого человека естественно, потому что оно унаследовано от родителей, выражено в первом слове ребенка, обращенном к матери, отцу, ко всему миру. Без воспитания любви и уважения у своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать настоящего человека, патриота своей Родины, воспринимающего свой народ равноправным среди всемирного сообщества наций. Патриотизм, гражданское единство, межнациональное согласие - вот та почва, на которой строится молодое и независимое государство Узбекистан. Именно это позволит преодолеть трудности на пути преобразования общества к взаимопониманию и сотрудничеству. В этом заключается главное значение патриотического воспитания молодежи. Краткие выводы: Таким образом, демократия - это народовластие, взаимосвязь государственной власти с народом, гласность и информированность народа, о деятельности государственных органов, их социальная защищенность, гарантии прав и свобод каждого человека и плюрализм мнений, мыслей и идеологии.

Словами И.А. Каримова можно сделать вывод о том, что «Если в самом общем виде под демократией понимать власть большинства в интересах всех и уважение воли меньшинства... Существуют по крайней мере три действенных критерия, определяющих степень демократичности общества, - насколько народ информирован о процессах принятия решения, насколько правительственные решения контролируются народом и насколько рядовые граждане участвуют в государственном управлении. И если нет реальных подвижек в этих трех сферах, то все рассуждения о демократии — либо популизм, либо просто политическая игра.»* Патриотическое воспитание и образование молодежи является основой построения демократического общества в Узбекистане

 

Похожие материалы