Главная История Азии. История Узбекистана История независимости Узбекистана Республика Узбекистан: место и роль в мировой экономике.

postheadericon Республика Узбекистан: место и роль в мировой экономике.

Республика Узбекистан: место и роль в мировой экономике.

Осуществление структурной перестройки экономики Республики Узбекистан неразрывно связано с проведением активной инвестиционной политики. Развитие и углубление инвестиционной базы - важнейшее условие стратегии реформ. В широко известной в мире теоретическо-методологической книге Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова -“Узбекистан по пути углубления экономических реформ”, масштабное привлечение в  нешних инвестиций, включая иностранный капитал, рассматривается сегодня как необходимое условие достижения целей структурной перестройки народного хозяйства.

Привлечение иностранного капитала предполагается осуществить как в виде прямых инвестиций, так и в форме государственных займов, инвестиционных или финансовых кредитных ресурсов представляемых международными финансовыми и экономическими организациями. Особое внимание уделяется привлечению иностранного капитала для реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики Узбекистана. Для успешной реализации этой приоритетной задачи в Узбекистане созданы правовые нормы, формирующие благоприятные условия для иностранных партнеров в их широкой инвестиционной деятельности, защищая их права и вложенный ими капитал.

В республике в отношении иностранных инвесторов осуществляется политика открытых дверей, дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности, совершенствуя механизм свободной конвертации полученных доходов и гарантируется их беспрепятственная репатриация, усиливаются гарантии от национализации, реквизиции и от изменений в законодательстве, формируется система льготного налогообложения, создается необходимая для привлечения иностранных инвестиций финансовая, инжиринговая, консалтинговая (Национальная страховая компания “Узбекистан”, Совместные Узбекско-Американские страховые компании для покрытия политических и коммерческих рисков, служба содействия инвестициям для оказания помощи в подготовке инвестиционных предложений, Агентство по недвижимости и иностранным инвестициям- для содействия привлечению иностранных инвесторов к процессу приватизации и др.) Последовательно проводимая политика реформ позволила Узбекистану получить признание на международных финансовых рынках, результатом чего стало то, что все ведущие страны - доноры заявили о своей готовности предоставить кредиты Узбекистану на общую сумму более 5 млрд. долларов США. Национальный Банк был создан Указом Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на седьмой день после провозглашения “Независимости страны” - 7сентября 1991 года в городе Ташкенте в целях реа

Исходя из международного опыта развивающихся стран, политика реформ в Узбекистане разработана на этих же принципах. Создана жесткая и эффективная система привлечения и использования иностранных кредитов и отбора инвестиционных проектов, определены приоритеты развития и обеспеченная необходимая законодательная, административная и налоговая инфраструктура, благодаря чему Узбекистан всегда в точности выполняет свои обязательства по возврату кредитов. Выработанная политика приносит уже свои результаты .

В начале Независимости одной из важнейших задач стояла задача обеспечения нефтяной и зерновой независимости Республики. В результате принятых мер импорт нефти сократился 4,5 млн. тонн в 1991 году до 0 в 1998 году, а импорт зерна 5 млн. тонн до 2,5 млн. тонн, что позволило республики ежегодно экономить до 1 млрд. долларов валютных ресурсов, кроме того, начиная с 1996 года Узбекистан не привлекает краткосрочные иностранные кредиты на закупке продовольственных товаров, что позволяет высвободившиеся валютные и кредитные ресурсы для дальнейшего развития производства. Семь осуществляемых по линии международного лизинга проектов, связанных с развитием малого и среднего бизнеса, стали началом большого пути компании “Узбеклизинг интернейшнл АО” по пути привлечения в республику высокопроизводительного современного оборудования и технологий. Компания, уставной капитал который составляет 4 млн. долларов США, организовано Постановлением Кабинета Министров “О создании совместной лизинговой компании “Узбеклизинг интернейшнл АО” и в настоящее время является акционерным обществом закрытого типа. Ее учредителями стали Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, имеющие по 15% акций, а также Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан и малазийский МЭИ банк (по 35%). Кроме того, каждый учредитель открывает кредитную линию в размере 5 млн. долларов США. Привлеченные в экономику страны 24 млн. долларов США положили начало новой финансовой операции - лизингу. Определились главные задачи лизинговой компании: долгосрочное финансирование закупок и использование технологического оборудования; привлечение передовых технологий в рамках лизинга в приоритетные отрасли экономики Узбекистана в целях увеличения экспортного потенциала и развития импортозамещающих производств; предоставления импортного спектра лизинговых услуг для развития среднего и малого предпринимательства, роста производства товаров народного потребления и услуг; разработка методологии проведения лизинговых операций и рекомендаций по развитию рынка лизинговых услуг в Узбекистане. Проекты, которые осуществляются благодаря поддержки компании. Все проекты интересны и перспективны, так в частное предприятие “Акмал” из Кибрайского района столичной области получает в лизинг оборудование по производству тары для экспорта овощей и фруктов. Отличительные особенностью этого современного технологического оборудования является то, что оно имеет полный цикл и позволяет использовать любой вид древесины, в том числе из местного сырья.

Действующие в Янгиюльском районе ЧП “ОР Обид” будет производить туалетную бумагу и салфетки на турецком оборудовании. Кроме того Кокандской ЧФ “Истикол” израильско-итальянские технологии позволяют наладить выпуск высоко качественных макаронных изделий и печенья, а ЧП “Шамс-Навои” приобретает в лизинг итальянское оборудование по производству и упаковки мороженного. Компания “Узбеклизинг интернейшнл АО” работает и в других секторах экономики: хлопкоперерабатывающий, текстильный отраслях промышленности и т.д. Особая роль при этом отводится приоритетным проектам по производству экспортно-ориентированной и импортозамещающий продукции. Сегодня вряд ли найдется предприниматель, который в рамках открывающихся возможностей не захотел бы иметь у себя современное зарубежное оборудование. Судя по всему, новое для республики дело сдвинулось с места.... В нашем государстве создана необходимая законодательная база. Так в статье 587 (параграф 6) Гражданского Кодекса дано определение лизингу и таким важным понятиям, как положение о договоре лизинга, объекте и субъекте лизинга, лизинговом платеже, ответственность продавца права лизинг отдателя и лизинг получателя, и т.д. Понятие о лизинге и лизинговых операциях дается в Налоговом Кодексе, а Центральный банк выпустил инструкцию о проведение коммерческими банками лизинговых операций. Такое внимание к лизингу не случайно, ведь для предпринимателя, думающего о развитие собственного производства, лизинг гораздо выгоднее получения банковского кредита.

Судите сами: в данном случае уже само оборудование служит в качестве обеспечения кредита, и если лизинг получатель не возвращает лизинговые платежи, то лизинговая компания может забрать принадлежащие ему оборудование для передачи другому клиенту. То есть риск не возврата средств сведен к минимуму. В свою очередь, благодаря лизингу предприятия смогут быстрее обновить основные фонды, выпускать на новых технологиях конкурентно способную продукцию, стимулируя тем самым экономический рост. Иными словами: Лизинг является не заменимым инвестиционным инструментом на переходном этапе развития экономики. Красноречивое тому свидетельство- открытие в Республике уже 4-х лизинговых компаний “Банк-лизинг”, “Узкейсогролизинг” и недавно созданной “Узавиализинг”. Сейчас широко обсуждается вопрос создания в Республике Ассоциации лизинговых компаний, а так же специального фонда их поддержки, так как лизинг- вид бизнеса, который требует солидного первоначального капитала. С учетом значения финансового лизинга для подъема экономики страны назрела необходимость присоединения Узбекистана к Оттавской конвенции 1988г. К международному финансовому лизингу, а также действующей у нас Организации долгосрочного сотрудничества лизинговых компаний республики к Европейской Ассоциации лизинговых компаний (ЛизЮРОП). Это даст импульс дальнейшему развитию лизинга (в том числе международного) в нашей республике и будет способствовать быстрейшему подъему национальной экономике.

Важнейшей гарантией экономического развития, защиты важнейших инвестиций является стабильность нашей законодательной базы. В отличие от ряда других постсоветских стран, которые за короткий срок времени успели принять не одну Конституцию, в Узбекистане твердо придерживаются принципа стабильности законодательной базы. Вся система законотворческой деятельности направлена на формирование новых и усовершенствование уже действующих законов с учетом динамичного продвижения по пути реформирования и меняющихся условий. При этом существуют надежные гарантии от изменений в законодательстве. Так, если при изменении законодательства ухудшаются условия инвестирования , то к иностранным инвесторам в течении 10 лет применяются те нормы законодательства, которые действовали на момент осуществления инвестиций. Основываясь на конституционных положениях, регламентирующих наши принципы внешней политики, приняты законы Республики Узбекистан “Об основных принципах внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан”, “Об иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов”. “О внешнеэкономической деятельности”, а так же ряд других законодательных и нормативных актов, которые позволили активизировать внешнеэкономическую деятельность, создать благоприятные условия для иностранных инвесторов и расширить торгово-экономические связи с предпринимателями зарубежных стран.

Мы создали правовые и организационные условия для широкой интеграции нашего общества в мировую цивилизацию, инвестирования в нашу экономику. Узбекистан проводит так называемую политику “открытых дверей”, предоставляет иностранным инвесторам надежные правовые гарантии и широкие экономические возможности для предпринимательской деятельности. Создан и постоянно совершенствуется режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов. Максимально упрощен процесс создания производственных предприятий с иностранным капиталом. Принятые в республике законы и подзаконные акты создают целостную систему налоговых льгот и стимулов, гарантий от политических и коммерческих рисков, благоприятные рыночные условия для активного участия зарубежных фирм и компаний на рынке Узбекистана.

Вот неполный перечень основных гарантий, предоставленных иностранным инвесторам действующим законодательством: Пepвoe. Иностранные инвестиции в Республике Узбекистан не подлежат национализации и реквизиции. Второе. Иностранным инвесторам гарантируется перевод за границу их прибылей и иных средств в иностранной валюте, полученных в результате законной деятельности, без каких либо ограничений, а также обеспечивается безусловная конвертация полученной выручки от завозимых по импорту сырья, комплектующих изделий и современных технологий. Третье. Иностранным физическим и юридическим лицам гарантируется свободный доступ к процессу приватизации государственного имущества, включая продажу недвижимости. Иностранные инвесторы вправе приобретать имущественные права, включая права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, а также жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, право владения и пользования землей и природными ресурсами. Четвертое. С иностранными инвестициями предприятия вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных производственных нужд, а также беспошлинно ввозить имущество для вкладов в уставной фонд совместных предприятий. Наряду с гарантиями действующим законодательством предоставлен широкий ряд налоговых льгот для иностранных инвесторов.

Они освобождаются сроком на семь лет от уплаты налогов на прибыль, если участвуют в инвестировании проектов, включенных в государственную инвестиционную программу, освобождается от налога и часть дохода предприятия с иностранными инвестициями, направляемая на расширение производства и технологического переоснащения. От уплаты таможенных пошлин освобождаются имущества, ввозимые в республику для собственных нужд, имущественный вклад зарубежного партнера в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, а также прямые инвестиции в экономику Узбекистана на общую сумму более 50 млн. долларов. В целях содействия иностранным инвесторам в Узбекистане создана сеть специализированных организаций и учреждений - Агентство по иностранным инвестициям. Палата товаропроизводителей и предпринимателей, Национальная компания экспортно-импортного страхования “Узбекинвест”.

 

Похожие материалы