Главная История Азии. История Индии. Индия в эпоху средневековья

postheadericon Индия в эпоху средневековья

Индия в эпоху раннего средневековья

Социально-экономическая обстановка. После распада Кушанского царства в Индии правила династия гуптов во главе с ее основателем Чандрагуптой I (320—340). В конце IV — начале V в. империя гуптов объединяла земли, простиравшиеся до Аравийского полуострова. В этот период в Индии начали складываться феодальные отношения.

Императоры одаривали своих приближенных — чиновников, военачальников — земельными угодьями. К IV—V вв. в Индии появились крупные землевладельцы. Они собирали с крестьян налоги и привлекали Их к выполнению повинностей.В Индии население делилось на касты: брахманы (жрецы), кшатрии (военные), вайши (крестьяне) и шудры (слуги).

Представителям высшей касты запрещалось прикасаться к умершим людям и скотине. Для свежевания животных вызывались шудры-кожевники, которые снимали с них шкуру. Представителям высшей касты запрещалось самим бриться, стирать белье. Уборкой и очисткой от мусора занимались слуги из касты шудр.

Сложившиеся в период раннего средневековья в Индии отношения еще не были чисто феодальными. В это время здесь сохранялось рабовладение. Рабами были в основном домашние  слуги. Их труд. нельзя было использовать на сельскохозяйственных работах. Раз в год хозяин выдавал рабам одежду.

Феодальная раздробленность. К VI в. империя гуптов под натиском пришедших с запада эфталитов распалась, и значительная ее часть перешла к захватчикам.По свидетельству китайского историка Сюань Цзяна, в VII в. в стране образовалось около 70 самостоятельных княжеств. Князья — раджи — жили в роскошных дворцах, в окружении многочисленных приближенных и слуг. За различные заслуги раджи раздавали своим родственникам и приближенным часть земель вместе с домами и слугами. Оставшиеся земли получали крестьяне. Много земель было сосредоточено в руках жрецов-брахманов. Как упоминается в одном из источников, некий раджа передал храмам, находящимся на территории его княжества, 1400 селений. Раджи непрерывно воевали между собой.

Захваченная добыча как военный трофей распределялась между победителями. Родственники и при¬ближенные раджей получали в дар землю вместе с крестьянами — десятки, а то и сотни деревень, мелким же чиновникам доставалась одна или половина деревни. Подаренный земельный участок назывался грасс(«кусок» или «глоток»), а получивший его был обязан нести воинскую службу.

За особые заслуги раджи давали землю на определенный срок. Такая форма собственности называлась грамота («ярлык»). Постепенно, с развитием феодальных отношений, земли, полученные по грамоте, становились собственностью, передаваемой по наследству.Ослабевшую от междоусобных войн Индию грабили и раздирали на части иноземные захватчики.

С XI в. на Индию с запада совершали набеги правители мусульманских государств, образовавшихся после распада Арабского халифата. Правитель государства, образовавшегося на месте современного Афганистана, со столицей Газна султан Махмуд Газнави в начале XI в. предпринял 17 походов на Индию.

Постепенно мусульманские феодалы завоевали весь север Индии.Хозяйственная деятельность населения. В сказках восточных народов Индия изображалась страной несметных сокровищ. О богатстве индийских раджей в Западной Европе ходили легенды.

Эти богатства создавались тяжелым трудом народа. Крестьяне отводили от рек каналы, орошали засушливые земли, получали по 2—3 урожая в год. Они выращивали рис, хлопок, сахарный тростник, пряности, чай.

Эти растения заимствовали потом из Индии другие народы.Индийские ремесленники славились своим мастерством. Изготовленные ими ювелирные украшения, сосуды из золота и серебра высоко ценились за. пределами Индии. Статуэтки людей и животных, выполненные из слоновой кости и твердых пород дерева, украшали дворцы правителей не только в Индии, но и в других государствах. На простых деревянных станках ткачи изготавливали тончайшие ткани.

Торговые связи. На западе Индии было много портовых городов, куда привозили товары и откуда увозили изделия индийских мастеров во все концы света. Правителя самого крупного города-порта Калькутты называли "хозяином моря".На шумных, многолюдных базарах торговых городов продавались местные и привезенные из других стран товары. За тканями, ювелирными украшениями, косметикой, пряностями сюда приезжали купцы из Китая, Африки, Аравии, Средней Азии.

Главную роль в торговле с Индией играли арабские купцы, которые жили в постоян¬ных поселениях в индийских портах.Культура. Индийские ученые достигли больших успехов в математике, астрономии, медицине. В некоторых индийских городах были построены обсерватории для наблюдений за небесными телами.

Индийские астрономы высказывали предположения о шарообразности Земли и о ее вращении вокруг своей оси. Индийские врачи умели делать сложные операции, используя сложные хирургические инструменты и средства обезболивания. Они применяли много лекарств в виде настоек, отваров, мазей.

Архитектура Индии отличалась большим разнообразием. Со средних веков здесь сохранилось много храмов и дворцов. Сначала храмы высекали в скалах и горных пещерах. Самые знаменитые пещерные храмы в Аджанте(Центральная Индия) строились в течение девяти веков — со II в. до н.э. по VII в. н.э. Древние мастера высекали огромные залы в храмах на глубине 90 метров. Стены помещений расписывали фресками — живописными сценами из жизни князей, горожан, изображавшими исторические события.

В храмах стояли скульптуры индийских богов, выполненные из камня и бронзы. Индийские скульпторы умели правдиво изображать животных. Вблизи храмов и мавзолеев устанавливали статуи слонов и коней.

Индия в XVI - XVIII веках

 

Образование империи Бабуридов. В XVI веке Индия являлась политически раздробленной страной. Она была ослаблена междоусобными войнами. Афганский правитель Захириддин Мухаммад Бабур, внимательно следивший за внутриполитическим положением соседней страны, воспользовавшись ситуацией, решил начать военный поход в Индию, в целях ее захвата.

В этот период Делийским султанатом в Северной Индии правила династия Лодиев. Военный поход Бабура Мирзо в Индию начался в конце 1525 года. 21 апреля 1526 года произошла битва при Панипате, где 12-тысячное войско Бабура разгромило 100-тысячную армию султана Ибрагима . 27 апреля в Дели была прочитана хутба - проповедь в честь Бабура Мирзо - нового правителя Дели. Так, была основана империя Бабуридов, вошедшая в историю под наименованием Империя Великого Могола, просуществовавшая 332 года. Бабур Рис. 18. Хумаюншах.      наделил,    оставшихся с ним в Индии, воинов джагирами - наделами. Вести хозяйственные дела на этих землях поручалось местным индусам, хорошо знавшим местные традиции.

Бабур правил империей три года, в 1530 году он скончался. Перед смертью он поделил огромную территорию империи между сыновьями. Имперский трон, а вместе с ним и Индия достались его старшему сыну Хумаюну. Пенджаб, Кабул, Кандагар и другие территории были поделены между другими тремя сыновьями, которым было предписано подчиняться старшему брату Хумаюну.

Политическое положение в империи. Хумаюн пытался расширить границы империи. Его главным врагом в этой борьбе был Шерхан Сур - предводитель афганских племен, расположившихся в Бихоре и Бенгалии. В боях с Шерханом Суром Хумаюн проиграл и был вынужден отступить в Иран. Индийский престол занял Шерхан и объявил себя шахом. Он и его сыновья правили страной с 1540 года до 1554 года.

Этот период характеризуется острой междоусобной борьбой, приведшей Индию к тяжелому политическому состоянию. Хумаюн умело воспользовался сложившимся положением. Лишенный престола, он, тем не менее, сформировал сильное войско из турков, персов, туркменов и узбеков. В 1555 году Хумаюн разгромил бывшего у власти Скандаршаха Сура и вернул себе Индийский престол. Но он не долго занимал его. Через год он погибает в результате несчастного случая.   Империя в период Акбаршаха. В 1556 году место Хумаюна занял его несовершеннолетний сын Акбар (1542 - 1605), прославившийся впоследствии как „Великий Акбар“. Он один из самых видных представителей династии Бабуридов.

Акбар великии шах не только в истории Индии, но и в мировой истории. Если сравнивать Акбара с европейскими правителями, то он непременно более велик и более удачлив.

Ишвари Прасад, индийский ученый историк.

Акбаршах всегда придерживался дальновидной политики. Он провел ряд реформ, направленных на укрепление центрального государственного аппарата. Разработал новые законы, касающиеся земельных налогов и порядка государственного управления. Отменил целый ряд местных налогов, в том числе джизъю - налог, бравшийся с индусов паломников.

Время правления Акбаршаха считается золотым периодам империи Акбаршах упорядочил торговые отношения внутри страны и наладил международную торговлю через морские торговые пути. На сухопутных торговых путях он соорудил караван-сараи и колодцы. Эти меры способствовали улучшению финансового положения страны, о*>н также сыграли важную роль в объединении и централизации государства. Внешнеполитическая деятельность Акбаршаха увенчалась некоторым расширением границ его владений за счет побед над афганскими племенами, расположенными на территории Индии. В 1559 году он окончательно разгромил своих главных врагов - представителей династии  Акбаршах был не только умелым полководцем, мудрым государственным деятелем, но и широко образованным человеком. Глубокие знания по философии, истории, литературе, теологии (религии) помогали еще глубже вникать в нужды простого народа, сплачивать представителей разных национальностей и разных религий. Акбаршах предоставил своим подданным свободу вероисповедания.

Все это способствовало росту его популярности как среди народа, так и среди высших индийских сословий, что, в свою очередь, вело к укреплению и всемирной славе империи Моголов.

Дальнейшее состояние империи. Начиная со второй половины XVII века, в империи разворачивается борьба за престол. Она усилилась в период правления (1627 - 1658) Шах Джахана (внука Акбаршаха). В этой борьбе за корону победил Аурангзеб, один из его сыновей. В 1658 году он занял Дели и объявил себя шахом. В период властвования (1658 - 1707) Аурангзеба границы империи невероятно расширились, держава Моголов достигла пика своей славы. В то же время в период правления Аурангзеба назревали условия для полосы кризиса. Помимо экономических причин и внутренних недовольств представителей аристократии завоеванных территорий, этому способствовали и личностные качества самого Аурангзеба. Он был крайне недоверчив к окружающим, подозрителен. К тому же он был радетелем одной религии - ислама. Он считал, что престол ему дарован свыше для того, чтобы распространять мусульманство, поэтому шел по пути склонения к этой вере представителей других религий. Такая политика породила не покорность, а вражду той части населения, которая не являлась мусульманами.

С 1679 года индусы паломники вновь стали платить „джизью". Мусульмане-купцы были освобождены от налога, а купцы-индусы выплачивали налог в размере 5% от стоимости товара. Индусов, занимавших высокие посты в налоговых учреждениях, постепенно стали освобождать от должностей. Такая политика подвела империю Бабуридов к глубокому кризису. После смерти Аурангзеба усилилась внутренняя борьба за престол, и началась колониальная экспансия европейских стран. Англия и Индия. В этот нелегкий для империи период усилился приезд европейцев в Индию. Европейские державы давно целились овладеть несметными богатствами Индии и ее плодородной землей. И вот настал час завоевания. В 1757 году английское войско заняло Бенгалию. Эта богатая территория в дальнейшем стала опорным пунктом для дальнейшей колонизации страны. Так, постепенно, Англия начала захватывать Индию.

Радение — тот, кто покровительствует, заботится.

Джагир — в империи Моголов земля, отведенная за воинскую службу.