Главная История Азии. Палестина Арабский халифат и его культура

postheadericon Арабский халифат и его культура

Арабский халифат и его культура.

Образование халифата. В некоторых странах мусульманского Востока верховным правителем, в руках которого была сосредоточена духовная и светская власть, был халиф. После кончины пророка Мухаммада в 632 г. халифом был избран один из его верных сподвижников Абу Бакр. В период его правления (632—634) всенаселение Аравийского полуострова приняло ислам.

arabskiy xalifat i kultura

Следующий халиф Умар (634—644) прославился в исламском мире своим добродушием, справедливостью и непримиримостью в вопросах соблюдения веры. Во время его правления арабы завоевали Палестину, Сирию, Египет и Ливию, а также значительную часть Ирана. За годы правления третьего халифа Усмана (644—656) Иран был завоеван полностью. Войска халифата захватили Дагестан и вышли на берега Амударьи.

При нем были завершены сбор и объединение отдельных частей Корана. Последним из числа соратников пророка был четвертый халиф Али (656— 661), годы правления которого прошли в беспрерывных войнах.

В начале VIII в. арабы завоевали всю Северную Африку. В 711 г. арабы под предводительством Джабель ат-Тарика (его именем назван Гибралтарский пролив) завоевали Пиренеискии полуостров.

Разгромив Вестготское королевство, мусульмане, не встретив сильного сопротивления, покорили почти всю Испанию. Во Франции арабы дошли до города Бордо, но в 732 г. правитель франков Карл Мартелл разбил  в битве при Пуатье.На Востоке арабы завоевали Закавказье и Среднюю Азию. Под натиском завоевателей местное население приняло ислам. Восточные походы арабов распространились до северо-запада Индостана.

Завоевания арабов в VII — первой половине VIII в. завершились образованием крупнейшего государства — Арабского халифата, занимавшего территорию от Магриба на западе до Машрика на востоке. Столицей страны был город Дамаск.

Основой Государства была религия — ислам. Это способствовало усилению власти халифа.

Землевладение в халифате.

Все земли в завоеванных странах были объявлены собственностью государства, но на самом деле оставались в руках прежних землевладельцев.После завоевания Сирии и Ирана арабская знать впервые поставила перед халифом вопрос о перераспределении земли. Однако халиф Умар приказал оставить земли у прежних владельцев: «Если мы поделим все завоеванные земли между мусульманами, что же достанется тем, кто придет после нас?».

Все имущество и земли побежденных правителей и погибших в сражениях чиновников и феодалов переходили в казну халифата. Эти земли занимали обширные площади. Только земли на юге Ирака ежегодно приносили в государственную казну 7 миллионов дирхемов дохода.

Наиболее распространенной формой землевладения в халифате было общинное землевладение на государственных землях с выплатой налогов (харадж или ушр) в казну. Ушр платили и владельцы частных земель (мульк) Часть государственных земель с условием выплаты налогов раздавали в икта — так называли  земли преподнесенные в дар.

Получившее такой дар лицо было обязано не только выплачивать налоги, но и обрабатывать землю. Халиф Умар говорил: «Если получивший землю человек не будет возделывать ее в течение трех лет, работавший на ней человек будет иметь преимущество при ее передаче». Помимо икта, в халифате существовала частная и коллективная собственность на землю.  Основной земельный налог  харадж составлял одну треть урожая.

С трудоспособных немусульман мужского пола также взималась специальная плата в виде половинного налога — джизья, с богатых взимался налог в размере 48 дирхемов, с людей среднего достатка — 24, с бедных крестьян и ремесленников — 12 дирхемов. В халифате продолжали использовать и труд рабов.

Народные восстания против арабов.

В VIII—IX вв. в халифате произошло несколько народных восстаний. Их причиной стало недовольство правлением арабов и жестокостью местных феодалов. В 685 г. в иранском городе Куфе в восстании приняли участие арабы и персы — городская беднота и ремесленники. Оно продолжалось до 687 г. В 747 г. в долине Мерва в Средней Азии началось восстание под предводительством Абу Муслима.

В котором помимо земледельцев и ремесленников приняли участие местные купцы и богачи. В результате этого восстания, охватившего весь Хорасан и Мавераннахр, было  покончено с правлением династии Омейядов (661—750), и власть в халифате перешла в руки Аббасидов. Они увидели в Абу Муслиме возможного претендента на трон и предательски убили его.

В 769—783 гг. в центральной части Мавераннахра — Согде произошло крупнейшее народное восстание под предводительством Хашима ибн Хакима по прозвищу Myканна человек в маске»). Восставшие были "одеты в белые одежды,"поэто¬му этот бунт вошел в историю как восстание «людей в белых одеждах». Они долгие годы успешно отбивали атаки арабов. Освободительное движение жителей Мавераннахра было подав¬лено арабами с большим трудом. В 815 г. Бабек возглавил восстание в Азербайджане, которое р продолжалось более 20 лет. Историки называют его восстанием «людей в красных рубашках». Народные восстания, а также войны и борьба за власть привели к распаду халифата. Первый не зависимый от халифата эмират образовался в 756  г. в Испании. С X в. он, назывался эмират  Кордова. B lX в. независимости добились Египет, Иран, Мавераннахр и Афганистан. Под властью Аббасидов остались Ближний Восток и Аравийский полуостров. В 1258 г. войска чингизида  Хулагухана завоевали Багдад, и Арабский халифат прекратил свое существование.

 

Культура халифата.

В странах, покоренных воинственными арабскими племенами, зародилась новая цивилизация, которая получила название арабской. В ее зарождении большую роль сыграл ислам.Арабы пришедшие в древние культурные области Западной Азии, сначала выглядели варвара¬ми по сравнению с греками, евреями, сирийцами, персами, согдийцами. Впитав мудрость этих народов, они создали блестящую культуру.

В начале IX в. при дворе халифа Мамуна был создан «Дом мудрости» — «Байтулхикма». Здесь переводили на арабский язык труды древнегреческих, римских, византийских, персидских и индийских ученых и философов.Развитие точных наук — математики, астрономии, географии — было тесно связано с развитием ремесла и торговли. Именно в халифате впервые появились глобус и компас, которыевпоследствии. распространились по всему миру. Европейская медицина вплоть до XVII в. использовала знания и практические рекомендации из трудов ученых — выходцев из Средней Азии Абу Али Ибн Сины (в Европе его называли Авиценна) и Абу Бакра ар-Рози.

Мухаммал ал-Хорезми (IX в.) из Хорезма стал основателем алгебры. В математике начали применять индийские цифры. Позднее они распространились в Европе, где их называли арабскими.  В Багдаде и Дамаске были построены обсерватории. Используя сложные расчеты, ученые определили объем земного шара. Арабские путешественники за несколько веков до европейцевдостигли Индии и Китая. побывали в Африке и .

Восточная  Европа . Ал-Максуди, Ибн Даст, Ибн Фадлан, Ибн Батута и другие оставили подробные карты и описание этих краев.Искусство. Купцы и путешественники, возвращаясь из дальних странствий, привозили на родину не только диковинные товары, но и многочисленные истории о захватывающих приключениях и сказки, услышанные в тех странах, где они побывали. Они пересказывали их во дворце халифа, во время аристократических пиров, на рынках и площадях. На их основе был создан шедевр мировой литературы — сборник сказок под названием «Тысяча и одна ночь».

В халифате более всех других видов искусства была развита архитектура. Здесь возводились роскошные дворцы мечети, медресе и крепости. Знаменитый дворец Альгамбра в Гренаде, Соборная мечеть в Кордове (Испания), мечеть Хасана в  Каире, мечеть Умара  в Иерусалиме, мавзолей Исмаила Самани.

B Бухаре являются шедеврами арабской архитектуры. Фасады зданий, построенных зодчими периода халифата, выкладывались цветной глазурованной плиткой, украшались орнаментом — «арабесками», повторяющими очертания арабского письма.Основным видом искусства в халифате была каллиграфия — искусство красивого письма.

Мусульмане изобрели множество почерков, которые использовались в зависимости от содержания текста, который переписывался.

Разнообразные аяты из Корана покрывали шедевры мусульманской архитектуры как внутри, так и снаружи строений. В каллиграфию внесли свой вклад многие народы, населявшие исламские земли от Испании до Бухары и Индии, которые пользовались арабской письменностью.

Арабская культура оказала большое влияние на развитие культуры Европы. Ученые-европейцы усвоили достижения стран Востока в математике, медицине, астрономии, картографии.