postheadericon Арабский халифат

Арабский халифат.

Аравия. Аравийский полуостров и прилегающие к нему территории с древности населяли арабы. Они принадлежали  к семитским народам, к которым относились также евреи, ассирийцы, финикийцы, арамеи.

Эти народы создали великие государства древности: Аккадское, Вавилонское, Иудейское царства.

Арабский халифат

Аравия — страна гор, долин, степей и безводной Сахары. Древние жители Аравийского полуострова занимались земледелием. Они жили в основном в оазисах на юге и в центральной части полуострову.Степная зона была заселена гораздо позже, с появлением кочевого скотоводства, которое было более продуктивным, чем обработка земли.

Скотоводческие племена захватывали территории оседлых земледельческих племен. Кочевые арабы — бедуины (степняки), как и другие скотоводческие племена, занимались разведением верблюдов, овец и лошадей. Они кочевали по степи, где росли жесткие травы и верблюжьи колючки, пасли свой скот, переходя от пастбища к пастбищу.Постоянными спутниками и первыми помощниками бедуинов в их суровой кочевой жизни были верблюды.

Именно бедуины одомашнили верблюда. Его молоко и мясо шли в пищу, шерсть— на одежду и войлок, из которого изготавливали шатры для жилья, шкура — на обувь и другие изделия. «Если бы у них не было верблюдов, — писал французский исследователь Анри Ламменс,— половина кочевников погибла бы от безводья».

Верхом на верблюде кочевники воевали, на верблюдах они перевозили не только свое имущество и семью, но и многочисленные товары, которыми Аравия торговала с остальным миром.

Оседлые арабские племена на западе и юге Ара¬вийского полуострова занимались поливным земледелием. Они возделывали в оазисах — у колодцев и журчащих ручьев поля, фруктовые сады, рощи финиковых пальм и виноградники. Вдоль берега Красного моря пролегал древний торговый путь из Византии в Африку и в Индию.

Когда в странах, через которые проходил Великий шелковый путь, шли войны, все торговые караваны двигались по Аравии. Вдоль караванных путей строились постоялые дворы и амбары для хранения товаров. Со временем именно вокруг них возникли целые поселения и города арабов, основным занятием жителей которых было обслуживание следующих по караванному пути торговцев и путешественников.

Самым крупным из них был город Мекка. Кочевники вели оживленную торговлю с оседлыми арабами: они пригоняли в город скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие Наиболее  развитыми в Аравии были две области: Йемен и Хиджаз, протянувшийся через всю Западную Аравию с юга на север.

Земли Йемена, находившиеся в юго-западной части полуострова,отличались плодородием, там было достаточно воды, много плодовых деревьев и особенно фиников. Йемен по-арабски означает  «правый», «счастливый».

Римляне, подражая арабам, также называли Йемен «Счастливая Аравия»  (Arabia felix).Хиджаз и Йемен располагались на важном тор¬говом пути, по которому в Византию доставляли специи, шелк, жемчуг из Индии.

Поэтому на побережье выросло много торговых городов. Скотоводство, которым занимались бедуины, не всегда давало достаточно средств к существованию, и они совершали грабительские набеги на соседние страны.

Возникновение социального неравенства. Кочевники-бедуины были разделены на множество племен и родов. Племя сообща владело землей, пастбищами, водными источниками, но стада уже принадлежали отдельным семьям. Климат на Аравийском полуострове в VI—VII вв. сложился на редкость благоприятным с большим количеством осадков и умеренной жарой.

Население полуострова значительно увеличилось, в результате чего между племенами усилилась борьба за места обитания. Среди арабских племен существовало многобожие: каждое племя поклонялось своим божествам и идолам, что тоже вело к межродовым и межплеменным столкновениям.

Военная добыча обогащала бедуинов.Вожди арабских племен постепеннобогатели, начала выделяться родовая знать шейхи .Постоянные междоусобицы усилили разделение арабов на богатых и бедных, знать и простолюдинов. Все это к началу VII в. ускорило распад общинно-родового строя.В период правления в Иране сасанидов с 570 г., когда шах Хосров I захватил Йемен, транзитная торговля через Аравийский полуостров была прервана.

Основной поток товаров теперь шел более коротким путем — через принадлежавшее Ирану Двуречье.

Упадок торговли ухудшил условия жизни живших за ее счет арабов — от процветавших оазисов Йемена и Хиджаза до кочевников-бедуинов. Особенно сильно это проявилось в Хиджазе, центром которого была, Мекка, населенная в основном племенем курейш.

Ислам и объединение арабов.

Упадок экономики вынуждал кочевников к захвату новых земель, расширению пастбищ. К тому же в Византии, Иране, на Ближнем Востоке, в Северной Африке в это время не было сильной армии. Это тоже способствовало успешному завоеванию арабами новых земель. В этих условиях основой для объединение арабов дослужила новая религия — ислам.

Ислам (в переводе с арабского — «покорность») — одна из наиболее распространенных в мире религий. Его последователи — мусульмане. Впоследствии в результате арабских завоеваний он распространился в некоторых странах Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Ее создателем был Мухаммад родившийся 29 августам 570 г. в Мекке. Его отец Абдуллах в этовремя находился по торговым делам в Сирии, и по дороге в Мекку он скончался. Двухмесячному Мухаммаду в наследство досталось 5 верблюдов, несколько овец и рабыня-эфиопка по имени Баракат.

До четырехлетнего возраста он жил у кочевников на горных пастбищах, а потом его воспитанием занимались его дед Абдулмуталлиб, а после смерти его и матери — дядя Абуталиб. Когда Мухаммад вырос, он долгое время бедствовал, работал за гроши у богатых торговцев.

В 25 лет он женился на богатой женщине Хадидже и стал вести ее торговые дела. Хадиджа стала его ближайшим другом и единомышленником. Она родила Фатиму — единственную из выживших и оставивших потомство детей Мухаммада.Каждый год Мухаммад уединялся в горных пещерах вблизи от Мекки. Там он постился и предавался размышлениям.

В 610 г. ему стали сниться вещие сны. По преданию, во сне ему явился архангел Гавриил и сказал: «Читай!» Это слово дало название священной книге мусульман— Корану. С тех пор Мухаммад был призван пророчествовать, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл «посланником бога».

Коран — священная книга последователей ислама — сборник, в котором собраны проповеди, обряды, заклинания, молитвы, назидательные рассказы и притчи, произнесенные пророком Мухаммадом в Мекке и Медине. Его основное содержание — требование поклонения единому богу — Аллаху и признание его посланником Мухаммада.

В Коране, сотворенном всур (глав), каждая сура состоит из трех или более аятов (высказываний). Но проповедь новой религии, призывавшей отдать себя Аллаху и покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, сначала вызвала враждебность курейшитской Мекки.

В 622 г. Мухаммад со своими последователями вынужден был покинуть Мекку и поселиться в Ясрибе, откуда была родом его мать. Это событие получило название хиджра (переселение), с которого началось новое мусульманское летосчисление.В Ясрибе Мухаммада приняли хорошо. Жившие там евреи понимали смысл проповеди пророка, а арабы слышали от них о едином боге. Жители Ясриба стали последователями новой религии и изменили название своего города на Медину город Пророка»). Борьба мусульман-мединцев, к которым вскоре примкнуло немало соседних арабских племен, с Меккой закончилась успешно.

Большинство жителей Мекки потребовали от своих правителей сдаться пророку. Мекка сдалась, и Мухаммад, вступив в город, очистил его святилище от идолов племенных религий. Мусульманский храм в Мекке, имеющий форму куба, Кааба (в переводе с арабского — «куб»), стал главной святыней мусульман.

Пророк Мухаммад призвал арабов покончить с междоусобными распрями и следовать новой вере. За 10—12 лет проповеди Мухаммада широко распространились среди жи¬телей полуострова. Аравийские города и кочевые племена один за другим стали присоединяться к Мухаммаду.-Большинство арабских племен примерно с 630г.приняли ислам. Мекка превратилась в центр исламской веры, священный город всех мусульман.Одновременно с распространением ислама в Аравии происходило объединение кочевых и осед¬лых племен и возникло единое государство.

Прочитайте!

Прочитайте хадисы (высказывания пророка, поучения последователям) пророка Мухаммада и скажите, как вы понимаете их смысл.

1. Всякий, кого молитва не удерживает от дурных дел, далеко он отпал от Бога.

2. Довольство малым — неисчерпаемое богатство.

3. Рай — под стопами матерей.

4. Стыд — от веры.

5. Сухость глаз — знак черствого сердца.

6. Дружелюбие к людям — половина ума.

7. Хорошо спросить — половина знания.

8. Ищи знание даже в Китае.

Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

9. Учитель и ученик — друзья во благе.Бедность — порог неверия, а зависть такова, что меняет предначертание человека.

 

Похожие материалы