Главная История Европы. История России. Эпоха Петра I Церковная реформа. Реформа Морского флота.

postheadericon Церковная реформа. Реформа Морского флота.

Церковная реформа. Реформа Морского флота.


Отношение к расколу. Преобразований Петра I вызывали протест со стороны консервативного боярства и духовенства. Глава православной церкви патриарх Адриан открыто роптал и высказывался против ношения иноземного платья и бритья бороды. Во время казни бунтовщиков Стрельцов на Красной площади патриарх с крестным ходом пришел к Петру в Преображенское, моля об их пощаде, но Петр его прогнала После его смерти (1700 г,) Петр решил не назначать нового патриарха, вокруг которого могли бы сосредоточиться «больший бороды»—противники преобразований.

Церковная реформа. Реформа Морского флота.

Он назначил «местоблюстителем патриаршего престола» рязанского митрополита Стефана Яворского, но не предоставил ему прав, принадлежавшим патриарху. В 1721 г. патриаршество было совершенно отменено и учреждена особая духовная коллегия: «Святейший правительствующий синод». В разработке плана Синода участвовал известный псковский епископ, умный и образованный Феофан Прокопович.

Им был написан «Духовный регламент», тщательно проредактированный самим Петром. В «Духовном регламенте» отмена патриаршества объяснялась несовершенством единоличного управления церкви и политическими неудобствами, происходившими от возвеличения церковной высшей власти как «равносильной царской власти и даже выше ее».

В Синод был назначен президентом Стефан Яворский, два вице- президента и восемь членов из представителей высшего черного и белого духовенства. После смерти Стефана Яворского Петр не назначил ему преемника, а ввел в Синод надзор в лице светского обер-прокурора Синода, который должен был следить задействиями духовной коллегии.

Учреждением Синода Петр подчинил духовную власть светской. Петр отрицательно относился к черному духовенству. По его словам, монахи «поедают чужие труды», и он старался сократить число монашествующих, устанавливал определенные штаты для монастырей и запрещал переход из одного монастыря в другой.

Он предполагал распределить по монастырям отставных солдат, больных и престарелых, нищих, которых монахи должны были содержать.К протестантам и католикам Петр относился терпимо и разрешал им совершать свое богослужение.

Терпимо относился Петр вначале и к раскольникам, но близость видных сторонников раскола к царевичу Алексею резко изменила его отношение к ним. Раскольники были обложены двойным подушным окладом, не допускались к Государственной службе, должны были платить за бороду и носить особое платье.

Раскольники видели в брадобритии величайшую ересь, искажавшую лик человека, созданный по «божию подобию». В бородах и длинных одежда раскольники видели отличие русского человека от «бусурман»-немцев. Теперь, когда и сам царь и его приближенные брились, носили немецкое платье, курили «богомерзкую антихристову траву», среди раскольников возникли легенды, что царь подменен немцами в Стекольном (т. е. в Стокгольме).

В 1700т. пытали в Преображенском приказе книгописца Григория Талицкого за составление письма, в котором излагалось, «будто настало последнее время, и антихрист в мир пришел, и антихрист тот— государь».

В рукописных сочинениях начетчиков, в лицевых апокалипсисах изображали антихриста похожим на Петра, а антихристовых слуг в виде петровских солдат, одетых в зеленые мундиры. Эта острота оппозиции в расколе была в значительной море выражением крестьянского протеста против растущего гнета.

Петр вел борьбу с раскольниками путем посылки «увещателей», предписывая в то же время в случае «жестоковыйного упрямства» предавать их гражданскому суду. В Нижегородском крае «увещевательную кампанию» в среде раскольников Петр поручил переяславскому игумену Питириму, а в помощь ему послал капитана гвардии Ржевского с правом ссылать в каторгу раскольников, не плативших двойных налогов.

«Буде возможно,—писал Петр Ржевскому,—явную вину сыскати, кроме раскола, таких с наказанием и, вырезав ноздри, ссылать на галеры, а буде нет причины явной, поступать с ними по словесному указу».

Иначе сложились отношения с умеренной частью раскола, отказавшейся от оппозиции правительству. Петр терпимо относился к знаменитому раскольничьему скиту на реке Выге, основанному Денисовым. обитатели скита несли работу на Олонецких железоделательных заводах.Военно-морская реформа. Только при Петре была организована настоящая регулярная армия. Первыми регулярными полками были Преображенский и Семеновский.

Перед началом Северной войны, в ноябре 1699 г., Петром I был объявлен набор рекрутов, из которых образовали 31 полк в 32 тыс. человек. Солдаты был одеты в зеленые кафтаны и треугольные шляпы, вооружены фузеями (ружьями) и обучены воинскому строю.

Эта наскоро на бранная армия была разбита под Нарвой. В дальнейшем армия пополнялась путем рекрутских наборов (примерно с каждых 25 дворов брали одного рекрута). Дворяне начинали службу рядовыми в Преображенском и Семеновском полках и при получений первого офицерского чина выпускались офицерами в армейские полки.

В 1716 г. был издан воинский устав, определявший обязанности воинских чинов. К концу царствования Петра русская армия кроме гвардии и артиллерии, состояла из 126 полков, пехотных и драгунских, вооруженных фузеями (ружьями) и гранатами После войны армия не распускалась.

Отпускались по домам только получившие тяжелые раны. Кроме регулярных полков в армии находилось около 100 тыс. нерегулярной казачьей и калмыцкой конницы.

Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступив к созданию военно-морского флота. К 1700 г. азовский флот насчитывал 56 кораблей, построенных в большинстве кумпанствами. Неудачный Прутский поход повлек, согласно договору, уничтожение созданного с громадным трудом первого русского флота.

В начале Северной войны на реке Свири была создана Олонецкая верфь, выпустившая первые корабли балтийского флота. Позже суда строились адмиралтейством в новом городе Петербурге.

К концу царствования Петра балтийский флот насчитывал в своем составе 48 больших линейных парусных кораблей и 787 галерных (гребных) судов с 28 тыс. матросов, набранных из крестьянского населения, жившего по берегам больших рек.