Главная История Европы. История России. Эпоха Петра I Реформа центрального управления

postheadericon Реформа центрального управления

Реформа центрального управления. 


Классовый характер национального дворянского государства сказался и в области административных преобразований Петра.Боярская дума при Петре уже не играла никакой роли.

Уезжая за границу, Петр поручал собирать Думу стольнику князю Федору Юрьевичу Ромодановскому. Всем боярам велено было «приложить до него Ромодановского и к нему съезжаться всем и советовать, когда он по хочет». По возвращении из-за границы Петр переименовал Боярскую думу в «консилию» и собирал ее от случая к случаю.

Реформа центрального управления

По указу Петра бояре должны были прикладывать свою руку ко всем решениям, дабы «дурость каждого явлена была».22 февраля 1711 г. был учрежден Правительствующий сенат на девяти членов. Имея высший надзор за судом, Сенат должен был заботиться об увеличении доходов, следить за действиями губернаторов, заботиться о торговле и финансах.

Другими словами, Сенат был высшим распорядительным органом по текущим делам управления. В 1718 г., по указу Петра I, в Сенат входили президенты коллегий, т. е. учреждений, за которыми Сенат должен иметь надзор. Эта ошибка была исправлена в 1722 г. (по признанию  Петра, «не осмотря было учинено»), и в Сенате были оставлены президенты только трех коллегий—Военной, Адмиралтейской и Иностранных дел.

Чтобы понудить сенаторов быстрее проводить и обсуждать дела, Петр в 1715 г. назначил генерал-ревизора В. Н. Зотова. Тот, очевидно, не справился с возложенным на него поручением.  Неразрешенные дела накапливались и достигли нескольких тысяч  . Тогда Петр приказал обер-секретарю Анисиму Щукину следить за тем, «чтобы в Сенате было все делано порядочно, суетных разговоров, крика и прочего чтобы не было». Наблюдение за действиями  сенаторов должны были нести дежурные штаб-офицеры и, «ежели кто из сенаторов станет браниться или невежественно поступать, таких арестовывать и отводить в крепость».

Наблюдаю за делами в Сенате, дежурный офицер в случае драки мог закрыть заседание и арестовать буйных сенаторов.В дальнейшем наблюдение штаб-офицеров в Сенате было найдено неудобным, и 12 января 1722 г. был назначен генерал-прокурором П. И. Ягужинский: «сей чин, яко око наше, стряпчий в делах государственных»,—говорилось в указе о должности генерал-прокурора.

Генерал-прокурор назначал прокуроров на местах для наблюдения  за действиями местных правительственных учреждений. В 1722 г. при Сенате была учреждена должность генерал-рекетмейстера, который обязан был принимать жалобы на неправилные действия чиновников.

Кроме того, при Сенате находился обер-фискал, которому был подчинены местные фискалы (провинциальные и городовые), следившие на местах за злоупотреблениями властей, особенно за взад точничеством. Однако фискалы выполняли свою службу часто нерадиво. Сам обер-фискал Нестеров был обвинен в крупных взятках и публично казнен.

Взамен путаницы приказной системы, усугубленной всевозможными канцеляриями военного времени (мундирной, артиллерийской, Ижорской и пр.), Петр хотел создать стройную административную систему. Петр послал за границу несколько лиц для изучения административной системы западноевропейских гocyдарств, а также пригласил на службу иностранных специалистов как делал это и в вопросах техники.

В 1715 г. по приглашения Петра I приехали голштинец Фик и силезский барон фон Люберас. На основе практики административных учреждений Швеция и других стран был составлен проект центральных учреждений утвержденный в 1718 г.По этому проекту все приказы и канцелярии уничтожались взамен их вводились коллегии.

Задача введения коллегий заключалась в правильном распределении частей управлений, в замена единоличного приказного управления коллегиальным, в стройном централизованном распорядке управления.

Принципиальное значение придавалось рассмотрению дел «сообча». «Все лучшее устроение через советы бывает»,—писал Петр в воинском уставе.Были учреждены следующие коллегии: Коллегия чужестранных (т. е. иностранных) дел, Коллегия военных дел, Коллегия по морским делам; по финансам: Камер-коллегия—для сбора государственных доходов, Штатс-коллегия—по расходам государства.

Ревизион- коллегия —для проверки доходов и расходов; Юстиц коллегия—для судопроизводства. Вопросами торговли ведала Коммерц-коллегия, промышленностью—Берг- и Мануфактур-коллегия; позднее была учреждена Вотчинная коллегия, получившая дела Поместного приказа.

Для управления городами был учрежден Главный магистрат и, наконец, для управления церковными учреждениями — духовная коллегия или «Святейший синод». Для наблюдения за духовенством была учреждена должность прото инквизитора. Прото инквизитору подчинялись на местах инквизиторы, наблюдающие за деятельностью церковно служащих.В каждую коллегию был назначен для ведения дел президент при нем обычно был вице-президент из иностранных специалистов, долженствовавший консультировать президента, и несколько чле¬нов коллегии—советников и асессоров.

При каждой коллегии существовала канцелярия с коллежским секретарем и архивариусом, канцеляристами, подканцеляристами, копиистами и подкопиистами. При коллегиях были и практиканты— молодые дворяне, готовившиеся к должности коллежского секретаря  или коллежского советника.

Таким образом, была организована стройная система административного управления в центре, отличавшаяся от прежней приказной системы централизованным единством.