Главная История Азии. История Узбекистана История независимости Узбекистана Стратегия национальной безопасности Республики Узбекистан в Центральной Азии.

postheadericon Стратегия национальной безопасности Республики Узбекистан в Центральной Азии.

Стратегия  национальной  безопасности   Республики  Узбекистан  в Центральной  Азии.

Реалии глобального политического процесса показывают, что происходит реанимация "большой игры" великих держав в Центральной Азии. В отличие от XIX и большей части XX века, определяющими здесь выступают не геополитические факторы, а факторы геоэкономического характера, а именно борьба за ресурсы. В этой связи, наличие углеводородного сырья мирового значения и планы его освоения создают предпосылки для превращения центральноазиатского региона в один из нервных узлов мировой политики в ближайшие годы. Можно предположить, что в процессе освоения ресурсного потенциала произойдет (и уже происходит) тесное взаимодействие различных корпораций. Следовательно, происходит сближение интересов и координация действий в регионе различных стран, а именно США, Западной Европы и Японии. Активность Китая уже подтверждена заключением ряда контрактов.

Таким образом, развитие событий в регионе интенсифицирует интеграцию центральноазиатских государств в глобальное экономическое, а значит, и политическое пространство. Конечно, отмеченные тенденции будут развиваться не так гладко, как, может быть, хотелось бы, и спровоцируют не один серьезный конфликт. Особой остроты кризисы могут достичь при столкновении интересов российских и западных корпораций. США предпринимают серьезные действия к установлению своего влияния в Каспийском регионе, интерес к которому обусловлен усиливающимся проникновением сюда американского капитала. В этих условиях государства Центральной Азии должны проявить перманентную заинтересованность в усилении геоэкономического присутствия Запада в регионе, но, вместе с тем, учитывать интересы и амбиции России. Превращение региона в органическую составную часть глобального экономического и политического пространства, конечно, не снимет объективных противоречий. Тем не менее, это, на наш взгляд, позволит придать развитию событий большую предсказуемость и управляемость. Образование в Центральной Азии зон взаимопересекающихся экономических интересов усилит приоритетность фактора стабильности для всех участников политического процесса. Анализ основных факторов стратегического развития Центральной Азии показывает наличие серьезных проблем и противоречий в становлении системы региональной стабильности и безопасности. Несмотря на усилия стран, продолжает иметь место разделенность во внутреннем развитии стран, которую, на наш взгляд, необходимо преодолеть для успешной консолидации национальной государственности.

Положение дел в экономике остается нестабильным для большинства государств региона. В ближайшее время страны региона будут оставаться уязвимыми для тенденций, которые находятся вне пределов и контроля. Факторы напряженности внутри региона не касаются в равной мере всех стран региона. Несмотря на общие характерные черты, особенно выраженные в культуре и истории, государства региона различны по своим геополитическим условиям. Существуют и в ближайшие годы, вероятно, сохранятся серьезные элементы межгосударственной напряженности. Внутрирегиональные противоречия проявляются и во взаимодействии экономических полей. Распад макроэкономического пространства на множество микрополей усилил разрыв в потенциале финансовых, производственных, людских ресурсов. Неравномерность экономического развития стран региона очевидна.

Это вносит свои коррективы в межгосударственные отношения, в понимание форм, средств и перспектив интеграции. Республика Узбекистан, устойчивое развитие которой зависит от осознания существующих угроз, своевременного выявления их источников и взаимосвязей, определения и эффективного использования условий сохранения стабильности в обществе, пытается проводить взвешенную политику, основанную на реалиях существующего мира. Формулу жизненных национальных интересов Узбекистана в регионе можно свести к следующим основополагающим понятиям: безопасность, стабильность, сотрудничество.

Узбекистан является частью центральноазиатского сообщества. Государства региона, при всем их социально-политическом, этническом и культурном многообразии, коллективными усилиями образуют благоприятную среду для противостояния угрозы извне, для устойчивого развития региона в целом. В то же время, формирование единой системы региональной безопасности не завершено. Есть лишь ее отдельные элементы. Узбекистан находится в стратегическом центре полукольца, по которому расположены богатейшие нефтегазоносные месторождения Персидского залива, бассейна Каспийского моря и Таримского бассейна, то есть энергоресурсов, в условиях глобального энергетического дефицита призванных играть определяющую роль в будущем Евразии и, в целом, всего мира. Узбекистан, кроме того, является частью региона, где пересекаются интересы России, Китая и Индии, стран Востока и Запада. Территория республики, всего Центральноазиатского региона, определенное время будет оставаться объектом острых противоречий мощных евразийских центров сил, а также некоторых стран исламского мира - Турции, Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии. Другим очагом угроз являются страны, где наиболее обострены этнические, демографические, экономические и иные проблемы.

Узбекистан граничит с Афганистаном и Таджикистаном, где еще существуют внутренние конфликты, хотя и имеют тенденцию к урегулированию, и где проживают самые многочисленные зарубежные узбекские диаспоры. Афганский очаг нестабильности в зоне исламской дуги, образовавшейся в эпоху глобальной конфронтации сверхдержав, распространяется на север; дуга как бы продавливается внутрь государств центральноазиатского региона. Распространение афганского конфликта создает опаснейшие предпосылки для прогрессирующего расширения зоны нестабильности в регионе. Это наиболее серьезный вызов национальной безопасности Узбекистана Нестабильность в ряде соседствующих с Узбекистаном и Центральной Азией государств превращается в устойчивые источники таких опасных угроз и вызовов, как терроризм, насилие, наркобизнес, незаконная торговля оружием, массовые нарушения прав человека. Особое значение приобретают проблемы ядерной безопасности. Это связано с тем, что отдельные соседние с центральноазиатским регионом государства не скрывают своего стремления использовать ядерные технологии в политических целях. Интересам Узбекистана объективно не отвечает та система внешнеполитических отношений, которая носила бы конфронтационный характер.

Долгосрочные интересы Республики Узбекистан в международной сфере могут быть следующими: сохранение общей стабильности в мире, способной противостоять региональным конфликтам; ликвидация очагов напряженности и вооруженных конфликтов у границ Республики Узбекистан; неприемлемость участия для Узбекистана в каких-либо военно-политических блоках; отказ от идеологизации внешней политики и развитие нормальных, конструктивных отношений со всеми государствами мира; укрепление и развитие миротворческих возможностей ООН, ОБСЕ и других международных структур безопасности в целях скорейшего политического урегулирования региональных вооруженных конфликтов; среднесрочные интересы Узбекистана - сохранение и укрепление внутренней стабильности, нормализация и стабилизация положения на региональном и субрегиональном уровнях. Краткосрочные интересы безопасности Республики Узбекистан; содействие скорейшему политическому урегулированию вооруженного конфликта в Афганистане, в т.ч. через механизмы международных структур безопасности (ООН, ОБСЕ); поддержка конструктивного характера социально-политического развития Таджикистана в постконфликтный период; перевод в практическую плоскость проектов интеграционного сотрудничества в рамках Центральноазиатского экономического сообщества, подключение к этому процессу Туркменистана; создание в регионе Центральной Азии стабильной системы коллективной безопасности, при вовлеченности в этот процесс международных структур безопасности и ядерных держав. Примером в данном случае может служить создание в регионе зоны, свободной от ядерного оружия. Важнейшей угрозой национальной безопасности Узбекистана являются религиозный экстремизм и терроризм. В политическом плане она проявляется в попытках подорвать доверие верующих-мусульман к государству-реформатору, разрушить стабильность, национальное, гражданское и межнациональное согласие как приоритетное условие преобразований. Исламисты нацелены на дискредитацию демократии, светского государства, многонационального и многоконфессионального общества. Одновременно эта угроза проявляется и в попытках провоцирования противостояния населения регионов страны и социальных слоев по признаку "истинной" и "ложной" религиозности, создания негативного имиджа Узбекистана в мусульманском мире. После серии взрывов в Ташкенте в феврале 1999 года, ноябрьских событий в Ташкентской области терроризм стал реальной угрозой национальному суверенитету республики.

Республика Узбекистан на сегодняшний день предпринимает максимум усилий для предотвращения актов насилия и экстремизма в стране. Все внутренние возможности и резервы задействованы. Однако реальные угрозы существуют и время от времени возникает "сложная" ситуация в том или ином районе республики. Сегодня Узбекистан активно работает во всех направлениях международного сотрудничества для того, чтобы устранять локальные проявления терроризма. На международном уровне, в различных международных организациях, республикой выдвигаются инициативы, направленные на укрепление глобальной и региональной безопасности. Это и создание в регионе зоны, свободной от ядерного оружия, о которой мы уже говорили выше, и группа 6+2 по мирному урегулированию ситуации в Афганистане, и последняя инициатива Президента И.А.Каримова о создании Международного центра по борьбе с терроризмом. Цель инициативы по созданию Международного центра по борьбе с терроризмом направлена на ослабление транснационального терроризма, на стимулирование процессов укрепления глобальной и региональной безопасности. Основной задачей Центра является, как нам представляется, координация мер в системе ООН с применением уже апробированных временем аналитических, мониторинговых и рекомендательных форм сотрудничества экспертов разных стран. Особое значение придается комплексу мер по принятию и выполнению принятых документов ООН. Предлагаемый Центр не будет дублировать работу административных органов, специализированных и силовых структур отдельных государств, а также созданного в Москве Антитеррористического центра стран СНГ. В структуру предлагаемого Центра, штаб-квартира которого, возможно, будет находиться в Вене, можно включить несколько подразделений, которые бы проводили мониторинг по выполнению конвенций и других международно-правовых документов в области борьбы с терроризмом, отслеживали и давали бы экспертизу национальным законодательным актам в этой области, готовили бы информационно-справочные и аналитические материалы и т.д. Перемены в мире предоставляют, в целом, благоприятные возможности для обеспечения жизненно важных интересов Республики Узбекистан. Вместе с тем, возросшая неопределенность, а в некоторых случаях и непредсказуемость развития международной обстановки порождает ряд внешних угроз национальной безопасности Узбекистана. Важнейшим внешним вызовом национальной безопасности являются вооруженные региональные конфликты, происходящие у границ Узбекистана и региона в целом. Перманентные, кровопролитные конфликты могут перерасти во все разрушающий на своем пути катаклизм, не признающий границ, политических, экономических, этнических и иных реалий. К наиболее значимым внешним угрозам в политической сфере относятся: действия других государств, направленные на подрыв государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Узбекистан; действия, преследующие цель ослабления сотрудничества и интеграционного взаимодействия Узбекистана с государствами Центральной Азии, которое имеет важное значение для обеспечения национально-государственных интересов Узбекистана; действия, направленные на политическую изоляцию Узбекистана и подрыв его роли в решении ключевых региональных и международных проблем; действия, направленные на подрыв независимости Узбекистана в осуществлении им внешней политики, оказание прямого давления на процесс принятия внешнеполитических решений вопреки его национальным интересам; втягивание в региональные конфликты, участие в которых противоречит национальным интересам Узбекистана; возможные территориальные претензии к Республике Узбекистан; отсутствие надежной системы региональной безопасности, где гарантами стабильности были бы РФ, Китай, США, европейские державы и международные структуры безопасности (ООН, ОБСЕ, НАТО).

Характер развертывающихся в регионе кардинальных изменений, динамика стратегического баланса сил в Центральной Азии в значительной степени будет зависеть от отношений между государствами этого обширного региона. В краткосрочной и среднесрочной перспективе сложность налаживания отношений между Узбекистаном и странами Центральной Азии будет предопределять различные уровни их вовлечения в общественно-экономические процессы. В международном плане отношения между государствами региона будет зависеть от уровня вовлеченности Узбекистана и других государств Центральной Азии в международную систему безопасности. Сегодня уже очевидно, что новая система международной безопасности (идея нового мирового порядка) не будет сформирована в ближайшее время. Ее создание - процесс длительный и сложный. Именно поэтому так важны для стран региона выработка механизма и инструментария регионального сотрудничества и безопасности. Попытки создания таких механизмов предпринимались Узбекистаном (Ташкентский семинар-совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Центральной Азии, 1995), Казахстаном (СВМДА). Сегодня таким механизмом может стать Шанхайский форум, куда присоединился и Узбекистан в качестве наблюдателя. Сегодня национальным интересам Узбекистана соответствует строго дифференцированный подход к развитию взаимоотношений с государствами Центральной Азии. Сохраняя и укрепляя многосторонние связи, прежде всего экономические (Центральноазиатское экономическое сообщество), необходимо переносить центр тяжести на двусторонние отношения. Перенос акцента с многосторонних на двусторонние политические и военные связи откроет возможность перенести переговорный процесс в русло налаживания сотрудничества на строго прагматической основе. В этом случае, в перспективе прояснились бы условия для реализации отвечающего национальным интересам Узбекистана сценария реального развития регионального сотрудничества. Создание на базе новых форм отношений сотрудничества и доверия, сформировавшихся между государствами Центральной Азии в период действия различных двусторонних договоров (в том числе - в сфере безопасности), регионального сообщества государств. Подобное сообщество наднационального уровня было бы способно содействовать эффективному разрешению внутригосударственных проблем своих участников и защищать общие интересы региона на международной сцене. К этому, на мой взгляд, стоит стремиться. И первые шаги в этом направлении сделаны: подписание в апреле 2000 года в Ташкенте Договора о совместной борьбе с международным терроризмом, религиозным и политическим экстремизмом, организованной преступностью и другими факторами, угрожающими стабильности региона. Разрабатывая перспективные направления сотрудничества с государствами Центральной Азии, Республика Узбекистан может исходить из того, что появились реальные возможности установить принципиально новые отношения, основанные на подлинном равенстве, невмешательстве в дела друг друга, уважении, свободе выражения своих взглядов и позиций. Некоторыми приоритетными задачами данного процесса являются: 1. Развитие политических и торгово-экономических отношений Узбекистана с государствами Центральной Азии требует разработки концепции применительно к отношениям Узбекистана с каждой страной. Особенности политического и экономического развития отдельных стран Центральной Азии, их усиливающаяся дифференциация проявляются все более рельефно.

Именно поэтому со стороны Узбекистана необходимы новые нестандартные подходы к формированию внешнеполитического курса по отношению к отдельным странам региона. При этом нужно иметь в виду политическую нестабильность в некоторых из этих стран, проявляющиеся противоречия, возможные конфликтные ситуации, которые могут задеть интересы национальной безопасности Узбекистана. 2. В этой связи очень важной является разработка превентивных мер по предотвращению конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между отдельными государствами Центральной Азии. Превентивная дипломатия должна быть направлена на предотвращение возможных споров между странами региона, перерастания их в конфликты. Активная превентивная дипломатия может быть более эффективной, чем принудительные насильственные меры по утверждению мира. 3. Глубокий, подлинно научный анализ и осмысление роли и места Узбекистана в установлении стабильных добрососедских отношений в центральноазиатском регионе делает сейчас, в новых условиях и на новой основе, весьма целесообразным сотрудничество исследовательских центров, занимающихся международно-политическими проблемами (при поддержке и координации со стороны министерств иностранных дел) для разработки общих концептуальных положений и практических направлений отношений между Узбекистаном и государствами Центральной Азии. В заключение хотелось бы отметить еще то, что Узбекистан в отношениях с государствами Центральной Азии в силу исторических, геополитических и экономических причин объективно выступает как естественный и единственный системообразующий, интегрирующий фактор и в этом состоит его значение для регионального сотрудничества и безопасности в Центральной Азии.