postheadericon Литература в России в XVIIв.

Литература в России в XVIIв.

 

В XVII в. круг читателей очень увеличился, захватив    широкие круги дворянства и посада. В связи с этим изменялся  характер литературы. Литература применяется к более демократическим  вкусам.

Она утрачивает свой специфически религиозный оттенок, становится светской и более близкой к жизни. Отвлеченные богословские и политические темы, преобладавшие  в XVI в., сменяются темами из повседневной жизни, замечается стремление к реализму, к изображению обыденного человека с его чувствами и в его бытовой обстановке.

Новому напрвлению в литературе, которое в XVII в. еще только намечается , соответствует появление новых типов литературных памятняков.

Наряду с агиографическими произведениями (жития святых) возникает как особый литературный тип биография житие»), описывающая жизнь обыкновенного человека; таковы жития Иулиании Лазаревской (написанное ее сыном), «праведного мужа» Федора Михайловича Ртищева, патриарха Никона (составленное его келейником Шушериным), известной раскольницы боярыни Морозовой, строителя Успенского женского монастыря в Александровской слободе Тихона и др., изобилующие бытовыми подробностями и ставящие своей задачей нарисовать живую человеческую личность.

Широкое распространение получает литература мемуаров. От эпохи крестьянской войны и интервенции начала  XVII в, дошел ряд талантливых мемуаров: дьяка Ивана Тимофеева, князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского, князя Ивана Андреевича Хворостинина, келаря Троицкого монастыря Авраамия Палицына; от второй половины—замечательная по яркости языка и своеобразию мысли автобиография протопопа Аввакума, мемуары Сильвестра Медведева, А. А. Матвеева и др. Из демократических казацких кругов вышли различные редакции повести об Азовском сидении 1641 г., в древнейших из которых видна рука участника осады.
Тот же интерес к реальной человеческой личности нашел себе выражение и романтической повести. В Русском государстве через белорусские   переводы становятся известными западноевропейские рыцарские романы французского и немецкого происхождения— о римском кесаре Оттоне, о Мелюзине, о Бовекоролевиче, о Петре «златых ключах», о королевиче Василии Златовласом и другие.

Все эти романы подверглись в России сильной переделке и приняли чисто русские черты. Восточное происхождении имеет полость о Еруслане Лазаревиче, но и здесь на канве, заимствованной из «Шах-Намэ» Фирдоуси, сложилась чисто русская сказочная повесть. Наряду с отдельными романами из Польши проникали сборники новелл самого разнообразного содержания.

В 1677 г. было переведено с польского «Великое зерцало», сборник поучительных рассказов, чисто легендарно-апокрифического характера.
В XVII в. возник и оригинальный русский роман. Церковная повесть превращается в беллетристическую, в которой агиографические черты сочетаются с романтической интригой. Так, : в «Повести об основании Тверского отроча монастыря» и «О зачале  Московского княжения» исторический сюжет послужил темой  для романтической новеллы.

В повести о Савве Грудцыне бытовой; роман из жизни русского купечества XVII в. развертывается  на фоне средневековой легенды о грешнике, продавшем душу  дьяволу и спасенном благодаря заступничеству «богородицы». Полный отрыв от церковной литературы наблюдается в замечательной стихотворной повести XVII в. о «Горе злосчастье», в которой излагается судьба «молодца», захотевшего «жити, как ему любо», порвавшего с традиционной моралью отцов, не желая «своему отцу... покоритися и матери поклонитися», и пошедшего по пути пьянства и нищеты.

Горе-злосчастье доводит «молодца» до монастыря. При всей морализующей тенденции в повести чувствуются ноты социального протеста.
В конце XVII в. возникает чисто бытовой роман с сатирическим оттенком. Такова «Повесть о российском дворянине Фроле Скобееве», которая рисует тип мелкого дворянина, плута и пройдохи, делающего блестящую жизненную карьеру благодаря плутовству, и дает живую картину дворянского быта опохи. Купеческий быт отразился и юмористической повести «О некотором госте богатом и славном, о Карпе Сутулове и о премудрой жене его», сюжет которой, повидимому, заимствован из восточной новеллы, но приспособлен к условиям русской посадской жизни; в повести есть элементы острой сатиры, направленной в частности против духовенства, представители которого попадают в смешное и позорное положение.


Новым типом литературного произведения для XVII в. является сатира, вышедшая преимущественно из мелкой посадской среды,  враждебно настроенной к феодальной администрации, духовенству и богатым представителям посада.

Некоторые сатирические повести высмеивают взяточничество и другие недостатки московского судопроизводства (повести «О Ерше Ершовиче», о «Шемякине суде»); другие бичуют пороки духовенства—юмористическая челобитная калязинских монахов (1677 г.) на своего архимандрита за то, что он не позволяет им пьянствовать и заставляет соблюдать монастырский обиход; стихотворная повесть «О попе Савве и о великой* славе», изображающая тип городского попа-ябедника, который «по приказам волочитца».

К типу такого рода сатирических произведений относятся и пародии на церковную службу и на богослужебные книги, например, пародия "Праздник кабацких ярыжек", составленная  около 1666 г. в Сольвычегодске.
В соотествлениии с новыми литературными типами возникают и новые литерный формы. Уже в начало XVII в. авторы разнообразия свое изложение введением «виршей», т. е. стихов.
Со второй половины XVII в. в русской литературе делается общепринятым  силлабическое стихосложение, заимствованное из Польши через посредство Украины, отличающееся равным числом слагов в каждой строке.

Распространителем этой системы стихосложении в Mоскве  был ученый белорусский монах Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.), бывший «дидаскал» (учитель) в монастырском в Полоцке, который в связи с временным занятием Белоруссии московскими , войсками в 1656 г. переехал в Москву, где положение  воспитателя царских детей и придворного поэта.

Каждого крупное и незначительное событие в жизни дворца Список Полоцкий ознаменовал стихотворением. Незадолго до смерти он собрал все эти стихотворения вместе с двумя театральными  пьесами в сборники  «Рифмологион». В другой сборник, "Петроград многоцветный », вошло 1246 стихотворений на разнообразные темы, распределённых на разделы в соответствии с требованием "пиитики", т.е. теории литературы украинских школ; среди них есть в шуточный, сатирического характера.

Продолжателями Симеона Полоцкого были его ученики Сильвестр Медведев  и Карион Истомин.

 

Народные песни в России в XVIIв.

Наряду  с заимствованием иноземных форм стихосложения в XVIIв. продолжало развиваться народное народное  творчество. В 1619 г. для английского ученого Ричарда Джемса в Mосква было записано шесть народных песен, в которых описывать современные события: въезд патриарха Филарета в Москву,  смерть Скопина-Шyйского, судьба Ксении Годуновой, дочери царя Воржк (две песни ), "вестовая" служба (т. е. служба по "вестны" с татарским набеги) и набег крымских татар. Высокими художественными  достоинствами отличается полная глубокого лиризма песня, сложенная и уста «белой пелепелки» Ксении Борисовны,  дочери  Бориса Годунова
Крестьянская война под начальством  Степана Разина нашла себе отражение в ряде песен, в которых воспеваются подвиги знаменитого атамана Степан Разин представляется в них "ведуном-чародеем"; этим народ объяснял поразившие  его воображенние успех крестьянского вождя.

Песни резко отмежевают народного героя oт обычного разбойника-грабителя. 
"Мы не воры, не разбойнички,Стенька Разина  работнички" —поется  в одной из  них.

Oсада и взятие Соловецкого монастыря войсками цари Алексея также были сюжетом народной песни, в которой выражается сочувствие твердыне «веры старой правой». В XVII в. народная песня оказала большое влияние на литературный язык. Следы этого влияния видны, например, в повести о смерти Скопина-Шуйского, в повести о «Горе-злосчастье» и др.

С другой стороны, народная песня сама подверглась литературной обработке и способствовала созданию нового типа литературного произведения—песни книжной. От 1681 г. сохранился сборник песен, составленный П. А. Квашниным. Элементы книжные в песнях Квашнина настолько сильны, что позволяют предполагать индивидуальное творчество. Таким образом, литература XVII-в. широко черпала и образы, и содержание, и форму из богатой сокровищницы народного творчества.

 

Начало театра в России в XVIIв.

К XVII в. относится возникновение в России театра. В России издавна существовал примитивный народный театр—представления «скоморохов». На рисунке Олеария изображен кукольный театр. Церковные власти видели в представлениях скоморохов пережиток язычества и запрещали их, почему дальнейшего развития народный театр не получил. Не получили развития и зародыши мистерий в некоторых церковных обрядах. Начало театру положено в 1672 г., когда пастору Немецкой слободы Грегори было предложено организовать театральную труппу из немецкой молодежи.
17 октября 1672 г. в специально построенной в селе Преображенском «комедийной храмине» в присутствии царя Алексея было поставлено «Артаксерксово действо» на немецком^языке. Впоследствии состав труппы был пополнен русскими, и пьесы ставились на русском языке. Руководил театром Грегори, п после ого смерти, в 1675г.,—Юрий Гивнар и киевлянин Степан Чижинский. Пьесы были заимствованы из библейских сюжетов («Товия младший», «Юдифь», «Жалостная комедия об Адаме и Еве», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Комедия о Давиде и Голиафе»); были представлены также одна историческая драма «Темир-Акса-ково действо», «Егорьевская комедия» (вероятно, о Георгии Победоносце) и, наконец, одна пьеса на мифологический сюжет («О Бахусе с Вену сом») и, кроме того, балет. В большинстве пьесы были переводные. В XVII в. появились драматические произведения и на русском языке, написанные силлабическим стихом. Автором их был Симеон Полоцкий. Первая пьеса «О Навуходоносоре, о теле (тельце) злате и о триех отроцех» представляет собой литературную обработку церковного обряда «пещного действа», исполнявшегося в декабре в память трех отроков, которых, по библейскому рассказу, царь Навуходоносор приказал сжечь в «пещи вавилонской». Больших литературных достоинств эта попытка превратить обряд в театральное действие не имеет. Много интереснее «Комедия притчи о блудном сыне», написанная, на евангельский сюжет(напечатана в 1685 г.). Несмотря на нравоучительный хириктер пьесы, в ней есть некоторая тенденция к реализму.