Главная История Европы. История России. Династия Рoмановых Культура XVII в. в Русском государстве.

postheadericon Культура XVII в. в Русском государстве.

Культура XVII в в Русском государстве. 

Культурная отсталость Русского государства в XVII в. Русское государство в XVII в. в культурном отношении было отсталым по сравнению с Западной Европой. Это обстоятельство грозило Русскому государству утратой хозяйственной и даже политической независимости. Только благодаря мужеству широких народных масс с большим трудом удалось Москве в начале XVII в. справиться с интервенцией поляков, далеко не стоявших на уровне своих западных соседей. Отсутствие собственной развитой промышленности, незнакомство с европейской техникой ставило московский рынок в зависимость от  западного мира.  

Изменения в материальном быту России.

 Культура XVII в. в Русском государстве.XVII век характеризуется ростом в московском обществе культурных запросов как вширь, так и в глубь. В XVI в. образование было достоянием очень ограниченного числа лиц, принадлежавших к верхам феодального класса.

В XVII в. оно распространяется среди широких кругов дворянства и проникает в посадскую среду. Русские используют опыт Западной Европы, перерабатывая его соответственно местным условиям и требованиям московского быта.

Новые потребности находят себе выражению в материальной культуре. Во дворце, в боярских домах и даже у богатых купцов появляется иностранная мебель (столы, стулья, шкафы); стены обиваются кожаными обоями бельгийской работы- и увешиваются иноземными «фряжскими» листами (лубочные картины), «парсунами» (портретами) европейских «потентатов» (государей) и зеркалами; в парадных комнатах ставятся «боевые» часы с фигурами, музыкальные «органы» и т. п., вешаются клетки с привозными из Западной Европы канарейками и попугаями.

Для езды пользуются иностранной работы «куретами». Английская и брабантская оловянная посуда подается не только за столом бояр, но и в купеческих и даже в состоятельных крестьянских семьях; в более богатых домах в торжественных случаях выносятся иностранной художественной работы серебряные кубки и блюда.

С конца XVII в. для одежды в высших слоях общества пользуются по преимуществу материями иностранного происхождения (английские, голландские, отчасти немецкие и чешские сукна, венецианский бархат и т. д.). В высшие слои московского общества проникают иноземные моды; уже царю Алексею приходилось принимать меры против иностранных причесок среди придворных, а его сын Федор Алексеева  «многоубыточную народу одeжду пременил» и издал указ о замене длиннополых восточных ферязей кафтанами по украинской моде.

Распространение иностранной материальной культуры среди высших классов даже вызвало со стороны одного из публицистов  XVII в. (Крижанича) обвинение русского общества в "чужебесии", т. е. в увлечении всем чужеземным.

Сочинения Г. Котошихина.

Одновременно росло сознание необходимость  более широкого образования, чем то, которое давали московские  «мастера». Выразителем таких взглядов в литературе ХVII и является подьячий Посольского приказа Григорий Котошизин , автор сочинения о Московском государстве. В 1664 г. Котошихин  изменил России и бежал в Швецию. Здесь, по заказу канцлерм Магнуса Делагарди (сына Якова Делагарди), он составил всестороннёе описание государственного управления Москвы и правов  и обычаев высшего московского общества. Котошихин очень резко подчеркивает отрицательные черты московского государственного  и частного быта, объясняя их отсутствием образования, незнакомством с культурой Западной Европы. «Русские люди,—пишет он, природою своею спесивы и необычны (непривычны) ко вся¬киму делу, понеже в государстве своем научения никакого доброго не имеют и но приемлют кроме спесивоства и бесстыдства и ненависти и неправды: для науки и обычая (обхождения с людьми) и иные государства детей своих не посылают».

Котошихин высмеивает  неспособность и глупость московских бояр, которые на заседаниях Думы сидят, «брады свои уставя», и молчат, потому что "многие из них грамоте не ученые и нестудерованные». Он выражает  осуждение тому, что «Московского государства женский полнеграмотный», осуждает «на девки обманство» при сватовствах и отдает предпочтение тому, «как в иных государствах смотрити о уговариватися  с невестою самому».

Эмигрант, изменивший своей родине. Котошихин сгущает краски, изображая своих бывших соотечественников, но он живо отражает потребность в более высоком образовании, которой ощущалась в Московском государстве XVII в. Молодежь уже скептически  относилась к московским  ученым из духовенства: «Враки-де они вракают,  слушать  у них ничего в себе части но дол тот, учат просто, самине знают, к чему учат."