postheadericon Все дороги ведут в Рим

Все дороги ведут в Рим

Древние римляне, как и древние греки, оставили свой след во многих областях культуры. Особенно большое влияние на последующее развитие многих народов мира имели римская литература, римская архитектура и римская наука.На становление римской литературы оказали значительное влияние как народная поэзия латинских племен, так и греческая литература.

Все дороги ведут в РимРанние литературные произведения были подражанием греческим литераторам.Первым римским поэтом считается грек Ливии Андроник. Он перевел на латинский язык многие греческие трагедии и комедии, а также «Одиссею» Гомера.

Переводы Ливия Андроника не были дословными, они допускали искажение оригинала, включали в себя новые сцены.Одним из крупнейших римских писателей времен республики был Тит Макций Плавт. Его комедии долгое время шли в римских театрах. Герои его произведений носи-ли греческие имена, и их действие проходило в греческих городах, но изображалась в них римская жизнь.

Во II в. до н.э. сочинение стихов приняло массовый характер. Среди римских поэтов особое место занимали Тит Лукреций Кар, автор философской поэмы «О природе вещей», и Гай Валерий Катулл, крупнейший мастер римской поэзии. Его высоко ценил А.С.Пушкин.Одним из первых произведений, написанных на латинском языке прозой, стал труд Катона «О сельском хозяйстве».

Катон издал около 150 своих речей, римскую историю, сочинения по медицине и ораторскому искусству.Наиболее выдающимся писателем I в. до н.э. был Марк Теренций Варрон. Главное его произведение — «Древности дел божеских и человеческих» в 41 книге.

Это своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Теренций Варрон был единственным римским литератором, которому еще при жизни за его выдающиеся заслуги был поставлен памятник.

Гай Юлий Цезарь вошел в историю Древнего Рима не только как великий полководец и государственный деятель. Его «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» являются отчетами о войнах и в то же время ярким образцом римской художественной прозы.Победив соперников в ходе войны и  провозгласив империю, Август стремился использовать талантливых римских литераторов для укрепления авторитета своей власти.

Гай Цильний Меценат — приближенный Августа — поддерживал и опекал всех талантливых поэтов. Дом Мецената и его поместье стали центром литературной жизни того времени. Членами кружка Мецената были Вергилий, Гораций, Тибулл, Проперций.

Наибольшей славы в мировой литературе достиг Вергилий. Он писал пастушеские песни («эклоги») о прелестях сельской жизни. «Эклоги» были очень популярны в течение многих столетий. В них находили даже пророчества о появлении Иисуса Христа.

По желанию Августа Вергилий написал большую поэму «Энеида», посвященную странствованиям Энея — мифического родоначальника римского рода Юлиев, из которого происходил Юлий Цезарь. «Энеида» является вершиной латинской поэзии.

Ни до, ни после Вергилия римские поэты не создавали таких ярких поэтических произведений.Другой поэт из кружка Мецената — Гораций, создал несколько сборников песен — од. В них он прославил Августа, римское оружие и тихую жизнь поэта-мыслителя. В одном из своих самых известных произведений — «Памятнике» — Гораций прославил творчество поэта. За основу своих стихов «Памятник» Горация брали М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин.

Лирические поэты Тибулл и Проперций воспевали радости тихой сельской жизни.

В I—II вв. в высших слоях римского общества уже многие занимались литературой, даже императоры ,вспомним хотя «Сатирикон». По некоторым сведениям, его написал один из приближенных Нерона — Петроний. В «Сатириконе» автор резко высмеивает быт современного ему общества.Одним из видных писателей II в. до н.э. был уроженец провинции Африка —Апулей.

Славу ему принес роман «Метаморфозы, или Золотой осел». В нем рассказывалось о чудесном превращении юноши в осла и его дальнейших приключениях.Римская литература является одной из основ европейской литературы.

Без знания произведений римских поэтов и писателей невозможно стать образованным человеком и понять многие современные произведения.Возникновение римского театра мало чем отличалось от возникновения театра греческого.

Оно также неразрывно связано с празднествами сбора урожая. Рано появились комедии. Их особенностями было наличие четырех постоянных персонажей. Сначала комедии разыгрывались молодыми римлянами, а позже — профессиональными актерами.

Первая пьеса на сцене римского театра была поставлена упоминавшимся Ливием Андроником. Это произошло в 240 г. до н.э. В Риме начали ставить трагедии и комедии. В их основе, как правило, лежали греческие образцы.Театральные представления в Риме устраивались во время ежегодных праздников, а также в связи со значительными событиями в жизни государства или города — триум-фальными и погребальными играми, выборами высших должностных лиц и др. Первый каменный театр был сооружен Помпеем в 55—52 гг. до н.э.

Особо красочными театральные представления стали в эпоху империи. На сцену выводили целые отряды конницы и пехоты, проводили колонны пленных, в действие включали и выступления редких диких зверей.Историческая наука в Риме имела в своей основе так называемые анналы.

Согласно преданию, в Риме с середины V в. до н.э. Верховный жрец-понтифик вел по годам записи важнейших событий. Он записывал их на «белые доски» (по-латински — анналы). Эти «доски» выставлялись на всеобщее обозрение у дома понтифика. Сначала записи включали в себя лишь сведения о войнах и стихийных бедствиях.

Позже к ним присоединились сообщения о политических событиях, об итогах выборов, деятельности Сената и т. п. Эти таблички играли в Риме роль летописи, а затем стали ее основой.По распоряжению Верховного понтифика Муция Сцеволы все записи, начиная с основания Рима, были сведены в «Большие анналы». Всего получилось 80 книг. Анналы дали название ранним римским историкам — их стали называть анналистами.

Ярким представителем римской исторической науки был Полибий. Он был греком по национальности и писал по-гречески, но, прожив 16 лет в Риме, стал восторженным почитателем римского государственного устройства.

Его он считал основной причиной могущества Рима. Эта мысль проводится Полибием в написанной им «Истории». В ней он излагает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Египта, Карфагена, Сирии и Рима. Полибий не просто описывал события, но искал их причины и связь друг с другом.

Другой крупнейший римский историк, Тит Ливии, считал, что основная задача историка — учить и воспитывать подрастающее поколение как на положительных, так и на отрицательных исторических примерах.

Для этого, полагал Ливий, надо выбирать и красочно описывать наиболее значительные, яркие события и личности. Ливию принес известность и славу труд «Римская история». В нем было 142 книги, но до наших дней сохранилось лишь 35.

В период империи прославился крупнейший римский историк Корнелий Тацит, написавший несколько исторических произведений, в том числе «Анналы» и «История».

Примерно в это же время стал известен и Плутарх, греческий писатель. Он создал знаменитые «Параллельные жизнеописания», содержащие биографии нескольких десятков выдающихся греческих и римских полководцев и политиков в сравнении.

Развитие архитектуры было неразрывно связан0 с историей Рима. Раннийгород строился беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, деревянные дома. Самыми крупными зданиями были храмы.

Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть города. Рим отстраивался стихийно, сохраняя тем не менее свою первоначальную планировку. Разросшийся город был обнесен мощными стенами. Поскольку население Рима быстро росло, застройки уплотнялись, пустыри застраивались, а улицы покрывали булыжником.

Было проведено два водопровода. По ним вода поступала в городские фонтаны, откуда ее брали горожане.

Со II в. до н.э. начался новый этап застройки Рима. С этого времени стал широко применяться бетон.

Строились многоэтажные дома и дворцы из обожженного кирпича и бетона и даже из мрамора. Центр города — Форум — был расширен, вокруг него возведены новые здания и храмы. Город разбит на кварталы, а кварталы группировались в районы.

На окраинах Рима появились великолепные сады.Победы Рима вызвали новый подъем архитектуры, отразивший в зданиях мощь и величие государства. Строения пышно отделывались мрамором, украшались колоннами.

Появляются новые типы зданий: базилики, где совершался суд, амфитеатры, цирки, термы (бани), триумфальные арки. Строились здания и для нужд управления: канцелярии, архивы, судебные помещения.Канализация непрерывно совершенствовалась, и водопровод, по которому подавалась вода в Рим, протянулся уже на многие десятки километров.

Коренные изменения происходили не только в Риме, но и в других городах Италии. Небольшие города превращаются в I в. до н.э. в культурные центры. В каждом из них имелись каменные театры и амфитеатры, цирки и улицы с многочисленными лавками и тавернами.Во времена империи архитектура стала еще более величественной.

С того времени сохранились грандиозные амфитеатры. Амфитеатр в Риме — Колизей — был построен в 80 г. н.э. и вмещал около 50 тысяч зрителей. Римские амфитеатры украшают ныне и другие города — Париж, Верону, Капую и т.д.

Центральные площади городов (форумы) украшались храмами. На площадях воздвигались триумфальные арки и конные статуи. Особенно величествен был римский форум Траяна, храм «всем богам» — Пантеон, императорские дворцы на Палатинском холме.

В Риме и других городах строились роскошные термы — общественные бани. В них были бассейны с горячей и холодной водой для купания, гимнастические залы, комнаты отдыха.

Уже во II в. н.э. по всей империи было 372 мощенных камнем дороги общим протяжением около 80 тысяч км. По краям дороги выкопали канавы для стока воды, через реки перебросили мосты, часть из которых сохранилась до нашего времени.

Через каждую тысячу шагов (милю) стояли столбы с указанием расстояния не только до ближайших городов, но и до самого Рима. Столб, стоящий на Форуме, считался началом всех дорог и дал основание для пословицы: « Все дороги ведут в Рим».

 

Похожие материалы