Главная История Азии. История древнего Китая Конфуций и Китай в VI — IV вв. до н.э.

postheadericon Конфуций и Китай в VI — IV вв. до н.э.

 Конфуций и Китай в VI — IV вв. до н.э.

 Конфуций  и КитайВ Центральном Китае возникло около  десяти царств. Небольшое государство, оставшиеся  от некогда могущественного Чжоу, называлось теперь Восточным Чжоу. Несмотря на его слабость, царь    этой страны по-прежнему почитался верховным владыкой и сыном Неба. Только он обладал божественным правом на знать Поднебесной.
Повелители других государств не пытались провозгласить себя ванами и (на словах) признавали верховную власть чжоуского царя.
Период «Множества царств» стал временем изменений в жизни Китая. Именно тогда жил великий китайский мудрец Конфуций. Мыслитель родился в 552 г. до н.э. Он происходил из знатной семьи, его отец был правителем  города. Но сам Конфуций проявил больше
склонность к занятиям наукой, чем к политике и войне. Он учил историю Китая, законы царей Чжоу и отдельных знати. Конфуций утверждал, что в учении надо больше слушать, чем спорить и изрекать истины, которые легко могут оказаться ошибочными.
Он говорил своим ученикам: «Вот идет нас трое, и наверняка мне есть чему поучиться у двух других, я беру все хорошее, что есть у спутников, и, следуя ему, я выявляю все скверное и исправляю его».
Конфуций создал свою школу. В ученики он принимал любого, кто мог заплатить хотя бы связкой сушеного мяса. Школа состояла из большого зала, где учил Конфуций, и комнат, в которых жили ученики. Конфуций не замыкался в четырех стенах — вместе с ближайшими учениками он много путешествовал. Конфуцию приписывается составление нескольких книг, в том числе книги «Весна и осень» — истории Древнего Китая. После смерти Конфуция его ближайшие ученики написали книгу, где были собраны его отдельные изречения. Умер Конфуций в 479 г. до н.э.
В основу своего учения Конфуций положил идею совершенного человека. Совершенный человек должен обладать гуманностью и чувством долга. В понятие гуманность входили и такие качества, как скромность, бескорыстие, справедливость, любовь к людям, достоинство. Гуманный человек одновременно сам стремится к наилучшему исполнению своего долга перед обществом.
Важным для совершенного человека Конфуций считал искренность и соблюдение обрядов. Он утверждал, что истинно совершенные люди существовали только в прошлом и поэтому все должны изучать деяния древних. Гуманный человек равнодушен к богатству и жизненным удобствам. Он посвящает свою жизнь служению истине и другим людям.
В основе жизни государства, согласно Конфуцию, должен лежать строгий порядок.
Конфуций писал: «Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник — чиновником». Мудрец рассматривал государство как большую семью, в которой должны соблюдаться те же правила поведения, что и в обычной семье.
В китайской семье поведение ее членов строилось на соблюдении принципа «сыновней почтительности». Почитание предков в учении Конфуция дополнилось почитанием своих родителей. Дети должны во всем слушаться родителей, заботиться о них, служить им, быть готовыми для них на все, вплоть до самопожертвования.
Значение, которое придавал Конфуций строгому исполнению обрядов для совершенствования человека, позже стало преувеличиваться его последователями. Соблюдение
внешних правил поведения иногда стало казаться более важным, чем внутреннее совершенство человека.
Учение Конфуция привлекало все больше и больше последователей, но его широкому распространению помешала междоусобная война, постепенно охватившая все царства Китая. Время «Множества царств» сменилось временем «Сражающихся царств». В конце V в. до н.э. правители нескольких китайских царств одновременно объявили себя верховными государями
«Поднебесной».
Началась война между ними, которая продолжалась 200 лет. В ходе борьбы выделилось семь царств. Западное царство Цинь было самым молодым и самым воинственным. Соседи презирали его жителей, считая их отсталыми. Однако циньцы переняли у народов, живших к западу от Китая, мастерство изготовления железа. Организация жизни общества в Цинь тоже была более совершенной, хотя и более жестокой.
В царстве Цинь наибольшим влиянием пользовались не последователи Конфуция, а «сторонники закона». Они считали, что войны должны закончиться после подчинения всех царств одному, самому сильному.
Поэтому умный правитель должен укреплять свое государство и ослаблять соседей, чтобы затем захватить их земли. Жизнь общества строится на законах, которые может провозглашать только государь. За нарушение законов следует жестоко наказывать.
«Сторонники закона» боролись с почитанием богом духов предков. Учение Конфуция о «сыновней почтительности» они объявляли предательским, считая, что «почти тельный к родителям — изменник государю». Правитель государства Цинь назначил одного из «сторонникои ним на» — Шан Яна своим главным советником и поручил и провести преобразования.
Шан Ян ввел 20 степеней знатности, в зависимости от количества имущества и военных заслуг. Знатные люди, ил имевшие воинских заслуг, лишались своего положения. Все государство было разделено на округа, которыми руководили назначаемые правителем наместники. Шан Ян запретил  жить  вместе отцу, сыновьям и братьям, разрушив старые обычаи, Вводились единые меры веса и длины, единые деньги.
Шан Ян использовал опыт войн с кочевниками и заменил неповоротливые боевые колесницы всадниками на лошадях  Вся армия была вооружена железным оружием, в ней вводилась жестокая дисциплина. Могущество Цинь сильно нош доело.
Во времена «Сражающихся царств» зародилось еще одно учение, которое досих пор имеет своих последователей не только в Китае, но и в других странах. Это учение даосизма. Его основателем был мыслитель Лао цзы. По преданию, он всю жизнь странствовал  по Китаю. В конце концов он отправился в путешествия на запад, из которого не вернулся. На границе он оставил книгу «О пути и добродетели». Она стала священной книгой   даосизма.
Лао цзы учил, что в основе всего лежит единое первоначало   «Дао». Оно существует вечно и дает жизнь всему,  даже Великому Небу и богам. Достигнуть познания этого первоначала можно, только отказавшись от всего имущества и уединившись от всех людей. Познавшие «путь Дао» могли , как считали, совершать чудеса и даже достичь бессмертия  Следовавшие «пути Дао» стали называться даосами.