Главная История Азии. История древнего Китая Ранние цивилизации в Китая

postheadericon Ранние цивилизации в Китая

Ранние цивилизации Китая.

Китай — одно из тех мест, где ученые находят непрерывную цепь развития человеческого общества от наиболеедревних  их форм совместного существования людей до образования  государства.

Ранние цивилизации в КитаяНаходится Китай на Юге и Востоке Азии. В этом состоит неповторимое своеобразие китайской цивилизации. Как и в других известных вам местах зарождения ранних цивилизаций, первые государства возникают в Китае на берегах больших рек. В Китае две такие реки — Хуанхэ и Янцзы.

Обе текут с запада на восток через всю страну: Хуанхэ севернее, Янцзы — южнее.Государства древних китайцев появились в среднем течении реки Хуанхэ. В переводе с китайского языка Хуанхэ — Желтая река. Ее воды имеют желтоватый цвет, поскольку в них попадают частички мягкой и плодородной почвы, лежащей по  берегам реки.

Мягкость прибрежной земли приводила к тому, что вовремя разливов вода часто размывала берега, и Хуанхэ нередко  меняла свое русло. Жители называли ее «блуждающей рекой». Когда она начинала «блуждать», смывались поселения, уничтожались поля, гибли люди, также её называли рекой «тысяч бедствий» или река «надрывающая сердца». Еще одной трудностью для населения долины Хуанхэ являлись постоянные засухи.

Первых людей найденных на территории Китая называют синантроп в (переводе китайский человек)  и лантянь.Однако при благоприятных погодных условиях в долине Хуанхэ получали очень богатые урожаи. Почву здесь легко обрабатывать даже деревянной мотыгой. Поэтому уже в III тысячелетии до н.э. племена Китая осваивают  земледелие, а также скотоводство. Помимо извести в других странах культурных растений (пшеница, ячмень, просо), в Китае распространилось еще один рис.

Рис стал продуктом питания китайцев. Для его выращивания нужно очень много влаги  и его сажают на полях, залитых водой. Устроить такие поля можно лишь.

Путем  Со здания специальных оросительных сооружений.Позже жители Китая стали выращивать еще одно растение, получившее затем всемирное распространение, чай. Листья с чайных кустов собирали, сушили и заваривали.  Первоначально чай считался лишь лечебным напитком. Сами китайцы пьют зеленый чай — напиток, заваренный   из не совсем дозревших листьев.Еще одним важнейшим растением Китая стало тутовоедерево.

Листьями этих небольших деревьев кормили гусениц шелкопряда. Из их коконов искусные мастера вытягивали нити, а из этих нитей пряли особую легкую прозрачную ткань — шелк. Это было великим изобретением древних жителей Китая.

Также в Китае крестьяне выращивали гаолянь( растение семейство злаков)Ремесленники изготавливали из каолина (белая глина) фарфоровые изделия. Из привезенных с рудников драгоценных камней(яшма и нефрит) ювелиры делали замечательные украшения для аристократов.С освоением земледелия возникли условия для появления  цивилизаций и образования государств.

С III тысячелетия до н.э. племена древних китайцев стали объединяться в союзы. Каждое племя было хозяиномукрепленного города и окружавших его земель. В городесооружались дворцы и храмы. Городские ремесленники и выплавляли бронзу. В конце II тысячелетия до н.э. произошло и возвышение союза городов во главе с городом Щан. В этом городе жил правитель союза — ван. Со временем союз Шан превратился в государство.Ван был одновременно правителем и  
жрецом. Большую роль в жизни государства Шан играли человеческие жертвоприношения. Засухи и  страшные разливы Хуанхэ воспринимались как кара суровых богов, от которых следовало откупаться человеческими  жертвами. Жертвоприношения должны были происходить  без  перерывов, поэтому государство вело постоянные войны с целью захвата пленников. Археологи находят десятки тысяч обезглавленных пленных. Шанцы были выдающимися мастерами-оружейниками, и это помогало им одержи -победы. Оружие и детали боевых колесниц делались из бронзы.

А вместо мене они использовали ракушки называемыми –каури.
Несмотря на воинственность жителей государства Шан, основой жизни оставалось земледелие. Постепенно все большую роль стало играть и скотоводство.
Шанское общество было уже неоднородным. На вершине власти, помимо вана и его жены — великой жрицы, находились представители знатных родов, а также жрецы. В хозяйстве вана  трудились рабы, хотя их было немного — большинство - пленных приносили в жертву. Основную часть населения составляли крестьяне, которые были объединены в общины во главе со старостами. Общины совместно владели землей, но каждая семья трудилась на своем участке. Религия шанцев включала в себя поклонение богине земли — покровительнице плодородия и культ предков Жрецы не только руководили богослужениями, но и предсказывали будущее. Шанцы не совершали ни одного важного дела, не обратившись за советом к богам.
Чтобы узнать волю богов, жрецы писали вопросы на костях коров или панцирях черепах. Надписи на гадальных костях живо рисуют нам картину жестокого общества, ведущего бесконечные войны. Нередки вопросы «Победит ли враг?»; «Дойдет ли враг до главного города Шан?». Не прекращались и человеческие жертвоприношения, перед которыми также обращались к богам: «Принести ли в жертву людей?» Конец кровавому владычеству государства Шан и положил в XI в. до н.э.

У Ван, вождь племени чжоу.
Это племя обитало по соседству с государством Шан в долине реки Хуанхэ
У Ван победил шанского царя и присоединил все земли государства Шан к своей державе. В результате возникло  государство Чжоу, превышающее по размерам государство Шан Его земли простирались до самого Тихого океана.
Чжоуский ван не был полным владыкой всего царства Он назначал наместников в отдельные области государства. Эти правители обладали на своих землях большой властью выплачивая царю дань.
В государстве Чжоу успешно развивалось хозяйство Этому способствовало совершенствование орудий труда, широкое строительство оросительных сооружений, освоение новых земель под пашню. Отдельный работник мог теперь выращивать продуктов намного больше, чем съедал. Пленных стало выгодно не приносить в жертву, как в государстве Шан, а превращать в рабов и заставлять трудиться на своего владельцев. В Чжоу появляются большие рабовладельческие хозяйства. Часть из них принадлежала царю, а часть, его приближенным. Но эти земли не становились собственностью знатных чжоусцев. Царь только давал право пользоваться доходами с этих земель.
В государстве Чжоу люди поклонялись Божественному Небу. Небо карало злых и покровительствовал добрым, Ваны Чжоу стали называть свою страну "Поднебесная" или «Срединное царство», а себя — «сыновьями неба». Во времена своего расцвета государствоОсновал государства вождь племени Чжоу  по имени Чан (позднее стали его называть Вэнь-ваном-«Просвещенный правитель»)у Чжоу объединяло Центральный Китай по стране возвышались небольшие крепости со стенами из утрамбованной земли. В них сельские жители укрываться от разливов Хуанхэ и набегов кочевников. Которые стали все активнее совершать грабительские походы на территорию Китая .

Это были гунны. Те самые гунны из-за которых китайцы начали строить Великую Китайскую стену.
Войско долгое время успешно отражали натиск кочевых племен. Однако наместники отдельных областей стремились освободится от верховной власти царя. Кочевники же все усиливали натиск. Воспользовавшись ослаблением власти вана, жители окраинных земель восстали и отделились от государства Чжоу. Наступил новый период в истории , названный временем «Множества царств».