Главная История Европы. История Римской империи. Религия в Римской империи «Золотой век» Римской империи. Зарождение христианства

postheadericon «Золотой век» Римской империи. Зарождение христианства

«Золотой век» Римской империи. Зарождение христианства.

«Золотой век» Римской империи. Зарождение христианстваII в. н.э. называют «золотым веком» Римской империи. Могущество Римского государства было восстановлено, жизнь вошла в свое нормальное русло, временно прекратились кровавые усобицы, успешно развивалось хозяйство.

Большую роль в укреплении страны   сыграло правление императора Траяна, из династии Антонинов, находившейся у власти до конца II в. н.э.

Правление этой династии и считают «золотым веком» Римской империи.Впоследствии, приветствуя при вступлении на престол императоров, сенаторы желали им «быть счастливее Августа и лучше Траяна».Траян родился в Испании и провел свою молодость в боевых походах. В 96 г. бездетный император Нерва, по совету своих приближенных, усыновил популярного полководца Траяна и сделал своим соправителем. Через два года Траян стал императором.

В отличие от других императоров Траян не враждовал с Сенатом, стал считаться с его мнением, частично возродилего власть и власть других древних органов управления. Он восстановил право Сената назначать наместников в сенатские провинции.

Учитывая пошатнувшийся авторитет римского оружия после заключения Домицианом соглашения с даками, Траян с первых лет своего правления начал подготовку к войнам.

В 101 г. римское войско перешло Дунай и после долгих боев взяло столицу даков. Вождь даков Децебал запросил мира. Даки отдали римлянам свои метательные машины. Временно в их столице были поставлены римские легионы.

Но как только римские войска ушли, Децебал начал подготовку к войне и попытался заключить соглашение с Парфянским царством о совместных действиях против Рима. Однако гонец Децебала с письмом к парфянам был перехвачен римлянами, и Траян стал готовиться к новой войне с даками.

По его приказу знаменитый архитектор Аполлодор построил огромный каменный мост через Дунай, основательно укрепив подходы к нему со стороны земли даков.Осознав опасность нового римского наступления, даки атаковали мост, но были отбиты.

Уже в следующем году Траян начал наступление на Дакию. Даки отчаянно защищались, и все же римская армия вторично подошла к их столице. Тысячи даков, не желая быть рабами, кончали жизнь самоубийством.Децебал вначале скрылся в горах, но, когда его убежище было обнаружено, покончил с собой.

Большинство даков было обращено в рабство, а территория Дакии превращена в римскую провинцию. Здесь поселились римские ветераны и жители Италии. От этих переселенцев ведут свое происхождение современные жители Румынии. Торжества по случаю победы над даками продолжались четыре месяца. Были устроены представления с массовой охотой на диких зверей и массовые гладиаторские бои. В память одержанной победы Траян создал большой форум (площадь), в центре которого и по сей день возвышается 40- метровая колонна, покрытая рельефами с эпизодами войны с даками.

После разгрома даков Траян стал готовиться к войне с их союзниками — парфянами. В течение двух лет римские войска захватили Армению, которая стала римской провинцией, Северную Месопотамию и, наконец, овладели столицей Парфянского царства.

Войско Траяна закончило свой поход на берегу Индийского океана, в воды которого вошел римский флот. Таким образом, ранее непобедимое Парфянское царство казалось уничтоженным. В состав Римской империи вошли провинции Ассирия, Месопотамия и Вавилония.

Однако вскоре в ряде восточных провинций вспыхнуло восстание. Часть римской армии оказалась разгромленной, оставила Месопотамию и отошла в Сирию.Траян готовился к новому походу, но осенью 117 г. скон¬чался. После Траяна римляне уже почти не вели захватни¬ческих войн, а думали только о защите границ империи.Самые великие императоры Древнего Рима были лишь полководцами, во¬шедшими в его историю своими яркими победами. Но в пе¬риод «золотого века» был император, снискавший себе славу «философа на троне».Император Марк Аврелий из династии Антонинов начал заниматься наукой с юношеских лет и к концу жизни стал в один ряд с известными философами Древнего мира. Его главный труд «К самому себе» содержит интересные раз¬мышления о человеческой жизни. Несмотря на довольно мрачное отношение к человеческой судьбе, Марк Аврелий считал, что надо мирно жить в согласии с природой и со всеми людьми.Однако полностью претворить свои идеи в жизнь Марку Аврелию не удалось.Уже в первый год его правления началась война с возро¬дившимся Парфянским царством. Она совпала с чумой, ко¬торая охватила не только римские провинции, но даже и саму Италию.Через год после заключения мира с парфянами герман¬ские племена прорвали укрепленную границу на севере и начали опустошать дунайские провинции Рима. С боА>шим трудом Марку Аврелию уда¬лось оттеснить германцев, и он сам готовился перейти Дунай и уничтожить врага на его территории, однако этому помешали следующие со¬бытия.Наместник Сирии, по¬сланный на усмирение вос¬стания в дельте Нила, объ¬явил себя императором. Марку Аврелию пришлось выступить против мятежни¬ка. Однако не успел он с вой¬ском дойти до Сирии, как по¬лучил известие, что намест¬ник умер.Марк Аврелий вернулся в Рим, а вскоре германцы во-зобновили нападения на римские границы и дошли уже до Северной Италии.После того как римляне оттеснили германцев за Дунай, в их лагере опять вспыхнула чума. Марк Аврелий скончался от этой страшной болезни в пограничной крепости на месте современного города Вена.II век стал временем широкого распро- странения в Римской империи новой религии — христианства. Эта рели¬гия постепенно изменила облик Римского государства.Рост влияния христианства во многом был связан с упад¬ком старой римской религии. В I—II вв. н.э. в высших и средних кругах римского общества равнодушно относились к религии предков и только опасение навлечь на себя гнев властей заставляло их внешне соблюдать ее обряды.Когда же Сенат и жрецы стали обожествлять покойных императоров, которые были известны многим римлянам да¬леко не с лучшей стороны, религия окончательно потеряла значение в их жизни.Длительное время большая часть римлян внутренне склонялась к религиозным взглядам, известным под назва¬нием скептицизм. Согласно им, надо вырабатывать в себе спокойное отношение к миру и не привязываться к его внеш¬ним благам, поскольку ничего нельзя забрать с собой в иной мир. Счастье заключается лишь в осознании честно испол¬ненного долга перед природой и обществом.Вместе с тем в Рим уже давно проникали сведения о богах провинций, которые погибали от рук врагов, а потом воскре¬сали (Дионис в Греции, Осирис в Египте, Адонис во Фракии). Рим ждал обновления своей религии. И в I в. до него стали доходить вести о происходившем в далекой Палестине.В семье плотника Иосифа и его жены Марии родился сын Иисус. До его рож- дения к Марии явился архангел Гаври¬ил. Он известил ее, что она чудесным образом родит Спасите¬ля рода человеческого, сына Бога.В 30 лет Иисус стал проповедовать свое учение. Вокруг него собралось 12 учеников. Вместе с ними он ходил по Па¬лестине и творил чудеса: исцелял больных, воскрешал мерт¬вых. Толпы людей приходили взглянуть на человека, назы-вающего себя сыном Бога. Они ждали для себя открытия истины, которую возвестит им Иисус. Он учил, что только через любовь к Богу, будучи как дети искренними, можно войти в Царство Небесное.Почитатели иудейской религии тщетно пытались опро¬вергнуть учение Иисуса. Он легко опровергал их самих. Тогда они задумали погубить Иисуса, и за 30 сребреников (мелких монет) один из учеников Христа — Иуда согласился показать им место, где Иисус будет один.Схваченный Иисус предстал перед членами высшего ев¬рейского религиозного суда. Обвиненный в богохульстве, он был осужден на смерть, но приговор должен был утвердить римский наместник Понтий Пилат. Пилат хотел отпустить Христа. Однако члены суда пригрозили пожаловаться в Рим, что наместник хочет спасти человека, стремящегося разрушить Римскую империю. И Пилат, умыв руки в знак своей невиновности в свершившемся, утвердил приговор.Иисуса привели на гору Голгофу, где, по преданию, похо¬ронен первый человек Адам. Здесь он был распят и страдална кресте до третьего часа дня. Кровь Иисуса, скатившаяся с его тела, окропила череп Адама и смыла первородный грех человека.После кончины Иисуса Пилат отдал тело его ученикам, и Спасителя положили в гробницу. Когда на третий день к Иисусу пришли женщины, чтобы оплакать его, они увиде¬ли, что гроб пуст.Иисус явился своим ученикам, а затем на их глазах воз¬несся на небо. Перед вознесением он обещал им свое вторич¬ное пришествие на землю. Во второе пришествие он будет судить живых и мертвых. Учеников он призвал идти и на¬учить все народы его учению.Сказания об Иисусе получили название Евангелий (по- гречески — добрая весть). Вначале их было около десяти. В IV в. истинными были объявлены Евангелия Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Евангелие называется также Новым Заветом (законом). Вместе с Ветхим Заветом (см. параграф 17) Новый Завет составляет Библию — священную книгу христиан.На 50-й день после воскресения Иисуса его ученики со¬брались вместе. И вдруг над их головами засияли огненные языки, и ученики заговорили на множестве языков. Теперь они могли нести всем народам учение Иисуса. Учеников на¬зывали апостолами (по-гречески — посланцами). Главны¬ми из апостолов стали Петр — один из учеников Иисуса и Павел. Павел не видел Христа и даже был вначале в числе его гонителей, но затем стал ревностным проповедником но¬вого учения. До нас дошло множество посланий апостола Павла к разным народам.Последователи христианского учения объединялись в об¬щины, которые в ночные или ранние часы собирались для молитвы в каменоломнях, ставших первыми христиански¬ми храмами.В середине II в. появились изображения Иисуса Христа в виде доброго пастыря (пастуха), несущего на своих плечах овцу, или молодого человека с длинными распущенными волосами. Часто изображали распятого Христа.Уже во времена императора Нерона христиан начали преследовать рим¬ские власти. Их обвиняли в человечес¬ких жертвоприношениях, в поджоге Рима в 64 г. Христиан бросали на растерзание хищным зверям, побивали камнями и подвергали другим мучениям. Во времена Нерона погибли апостолы Петр и Павел. Однако все больше людей проника¬лись симпатией как к христианам, так и к их учению, пропо-ведовавшему не воздавать злом за зло.Изменилась и организация христианских общин. Мел¬кими общинами руководили пресвитеры, а общинами круп¬ных городов — епископы. Выбор епископов часто зависел от его положения в римском обществе. Ведь он должен был иметь возможность защищать своих единоверцев от гнева римских властей.Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную общественную силу, христианами становились весьма состоятельные люди, с мнением которых властям приходилось считаться. Власти уже были готовы присоеди¬нить Христа к ряду других римских богов. Однако христиа¬не считали его истинным и единым Богом, Спасителем рода человеческого, и были согласны лишь на существование христианства как религии, обязательной для всех.

 

Похожие материалы