Главная История Азии. История Малой Азии Турция в XVII — XIX вв. (Османская империя)

postheadericon Турция в XVII — XIX вв. (Османская империя)

Турция в XVII — XIX вв. (Османская империя)

 Турция в XVII — XIX вв.К началу нового времени Турция являлась центром обширной Османской империи и включала в себя территории Европы (Балканский полуостров, Крым с прилегающими районами Причерноморья и Приазовья), Азии (Малая Азия, Ирак, Сирия, Палестина, часть Закавказья) и Северную Африку. Вся структура Турции была подчинена интересам ведения захватнических войн.

Вся территория Османской империи делилась на три категории: земли, принадлежащие султану (амлок), земли, находящиеся под властью тюркских феодалов, несущих военную службу (танхо), и земли, принадлежащие мечетям (вакуф) и частным владельцам (мульк).

Во главе империи стоял султан, считавшийся не только правителем, но и религиозным главой всех мусульман и обладавший деспотической властью. Он также был верховным главнокомандующим всех армий. Опорой тюркских султанов были янычары (приближенные к султану воины). К службе в корпусе янычар готовили и христианских детей-рабов, оказавшихся в плену.

После жесточайшей военной подготовки они принимали мусульманскую веру. Турки с детства приучали их к строжайшей военной дисциплине и обучали у лучших военных специалистов.

Англия и Франция, проводя колониальную политику, поддерживала войны турков в Восточной Европе с целью ослабления стран Балканского полуострова и подавления их национально-освободительного движения. Западные страны использовали Турцию и как опору в борьбе против России. С объективной точки зрения войны между Россией и Турцией были взаимосвязаны с борьбой за национальную независимость Греции, Румынии, Сербии, Болгарии, Черногории, Боснии, так как эти страны были колонией Османской империи.

Несмотря на то, что в 1829 г. Греция обрела независимость с помощью Англии, Франции и России, Россия продолжала претворять в жизнь захватническую политику, поставив перед собой цель подчинить Стамбул и полностью завладеть Малой Азией, потому что считала себя преемницей Византийской империи. В результате между Россией и Турцией, начиная с 1730 г., неоднократно происходили военные конфликты. Примером могут служить русско- турецкие войны 1786, 1787, 1806, 1828, 1853, 1877, 1914 гг.
Государственные деятели Османской империи пытались путем реформ сохранить целостность государства и положить конец феодальной раздробленности. Эти реформы пытались осуществить в разные периоды правления османские султаны. Однако, чтобы понять процессы, происходившие в Османской империи, целесообразно рассмотреть национальные и религиозные взаимоотношения проживавших на ее территории народов.

Так, определенные взаимоотношения складывались между мусульманами и немусульманами. Немусульман называли озинами, т.е. немуслимами. Для них существовали своеобразные законы. Они жили только на отведенных им землях. Каждая нация должна была носить одежду определенного цвета. Никто из них не должен был носить одежду из шелка, ездить верхом и носить оружие. Нарушение этих законов строго каралось.

В части семейного права они имели возможность придерживаться своей религии и семейные проблемы решать по своим законам. Ни один немусульманин не имел права жениться на мусульманке или стать наследником имущества мусульманина. Для сооружения ими религиозных или общественных зданий требовался специальный указ.

Прибыли, получаемые от торговли, для немусульман так¬же ограничивались. Совершившему преступление немусульманину определяли наказание по всей строгости мусульманского закона, но совершившему такое же преступление мусульманину определяли наказание вдвое меньше.

Озинов не брали на военную службу, вместо этого они платили налог (жузью). Воинская служба, которая считалась честью, разрешалась только мусульманам. Озины в основное занимались кустарным промыслом, сапожным делом и земледелием. Им запрещалось работать в государственных учреждениях. Управление государством было исключительно в введении мусульман. Возносить свои молитвы немусульмане могли только не выходя из дома, чтобы никоим образом не мешать мусульманам.Однако некоторые ограничения, вопреки предположениям, сыграли в какой-то степени положительную роль.

Многие озины переселились в город и занялись ремеслом, внося достойный вклад в развитие экономики. Благодаря тому, что озины не призывались на военную службу, у них сложились благоприятные условия для занятий наукой, торговлей, ремеслами.

Среди них появились образованные люди, крупные торговцы, финансисты и лекари. Сами того не желая, турки создали озинам возможность для преумножения народа и получения знаний. Постепенно они начинали играть все большую роль.

Во времена султана Мурава I из озинов даже был создан военный корпус пеших воинов и корпус янычар.Во дворец султана стали вхожи в неофициальном порядке лучшие лекари — выходцы из озинов. Кстати, в Османской империи основные лекари при шести правителях были евреями.

Выходцы из озинов постепенно становились почитаемыми людьми в Стамбуле. Среди них были военные командиры, визири, послы, представлявшие Османскую империю в европейских странах. В своем политическом, военном и промышленном развитии Османская империя, будучи феодальным государством, значительно отставала от Европы.

Во многих странах Европы уже сложились новые виды производственных отношений. Интенсивно развивалась банковская система, крупное механизированное производство, армия и флот.

О том, насколько ослабла Османская империя, которая считалась непобедимой и в течение многих лет удерживала под своим игом почти половину Европы, стало известно только после того, как в Европу были отправлены турецкие послы.

Учитывая значительные изменения в Европе, Османское государство было вынуждено провести реформы в своей внутренней и внешней политике, а также в структуре государства. К тому времени озины, проживающие на территории Османской империи, начали занимать высокие посты в государственных учреждениях.

Из них вышли крупные финансисты. Когда до Турции дошли веяния французской революции, озины стали требовать укрепления своих политических прав. Результатом стало впервые подписанное в „Кичик Кайнаре" соглашение между Россией и Османской империей, по которому закреплялись политические права озинов.

После долгого бесправия озины впервые стали оказывать влияние на политику тюркского государства. Даже султан Махмуд II вынужден был называть их своей родней и соотечественниками.В 1856 г., после завершения Крымской войны, был принят второй документ по данному вопросу. Это был „Указ о реформе". Эти документы приравняли религиозные права немусульман к правам мусульман. Ряд налогов, а также законы, ограничивающие права немусульман, были отменены, призыв на военную службу узаконен, экономические права уравнивались.

Согласно первой Конституции (Основному закону) Османско-тюркского государства, которая была принята в 1860 г., немусульмане получили право участвовать в управлении государством.

Даже первый парламент состоял из депутатов, говорящих на 14 языках. Все законы, ограничивающие права немусульман, были отменены. Они образовали коммерческую организацию под названием ,Дарма тижарат", что позволило им расширить экономическую деятельность и увеличить торговые сделки с зарубежными странами. Чтобы контролировать и защищать права этой организации, по инициативе немусульман образовали правовую организацию „Контора низомие", что привело к отмене внешних налогов.

Статья Конституции о том, что 10 % военной силы должны составлять немусульмане, не получила применения, так как основная часть немусульман продолжала заниматься ювелирным делом, торговлей, производством и сапожным ремеслом. Но главное, что их права были подтверждены и упорядочены законом.

Из немусульман, принимавших участие в государственных делах, около 50 % составляли переводчики. В результате их переводческой деятельности многие государственные секреты были разглашены. Количество немусульман в стране все увеличивалось. Во второй половине XIX в. только в Стамбуле армяне, например, составляли 150 тыс. человек.

Армянам были предоставлены все права. Основным государством, поддерживающим армян, была Франция. Стала повышаться их роль в государственных делах. В 1860 г. при поддержке Пруссии и других немецких государств в Османско-тюркском государстве было создано „Протестантское общество", которое содействовало созданию многих школ и лечебниц.

Вхождение немусульман в государственный аппарат было на руку европейским государствам, так как усиливало зависимость от них Османской империи. Законы, принятые во второй период Танзимата (реформ), в основном были направлены на обеспечение интересов иностранного капитала и немусульманской буржуазии Турции.

Это положение нашло отражение в соглашении „Кичик Кайнара", в указе „Танзимат", в указе р Реформе, в Берлинском соглашении, в Конституции 1860 г., в Уставе общества „Маърифати умумия", в „Уставе армян" и в других документах. Исполнение принятых обязательств строго контролировалось и европейскими странами, и озинами, работающими в государственной системе.

Все это постепенно ослабляло Османскую империю и положение турков в мире.В связи с географическим положением Османской империи в середине материка Евроазии, социально-политические изменения, происшедшие в Европе, и европейский образ жизни не могли не оказать своего влияния на эту страну.

И все же в Османской империи попрежнему процветали феодальные отношения, хотя Европа в результате развития механизированного производства, торговли и обновления военной системы давно перешла к капиталистическим. Поэтому ведущие страны Европы использовали озинов для вмешательства во внутренние дела Османской империи.

Чтобы не потерять своей независимости и противостоять европейским государствам, необходимо было сохранение сильной военной системы. Однако Османская империя все же была заинтересована в экономических и политических связях с Западом.

В средине XVIII в. образовалось движение „Западничество".Это движение было социально-политическим и идеологическим течением и ставило своей целью образование республики как в Западной Европе. „Западничество" стремилось к развитию социальной, духовной и культурной жизни Турции, но, критикуя турецкие обычаи и культурные ценности и даже иногда противодействуя им, не всегда соответствовало интересам национальной независимости своей страны.

Идеи Запада первоначально стали пропагандироваться во время правления Ахмедшаха III (1703 — 1730) главным визирем Ибрагимом пашой и его сторонниками. Во времена правления Махмудшаха I (1730 — 1774), затем Абдулхамида I (1774 — 1788) и, в основном, во времена Селимшаха III (1789 — 1808) „модель" Запада была принята за образец реформ.

Программа реформ вызывала сопротивление, возникали отдельные восстания. Махмуд- шах II (1808 — 1839) приказал схватить бунтовщиков. Но противники реформ видели в них многие отрицательные стороны, связанные с религией и духовностью, что могло нанести ущерб духовным и нравственным ценностям народа, а также исламской религии. К тому же простой народ воспринимал реформы, как возвышение верхних слоев общества и еще большее унижение простого народа.

Образ жизни Запада стал проникать и через печать. Ибрагим Мутафаррик, идеолог „западнического" движения, своей деятельностью еще больше усилил недовольство в турецком обществе, что вызвало новые восстания религиозного и национального характера.Как говорилось выше, Махмудшах II направил войска против противников реформ, которые предполагалось осуществить в армии. Реконструкция армии предусматривала отказ от пехоты, оснащение армии современным вооружением и изменение ее структуры по европейскому образцу.

Финансовую сторону содержания армии составляли налоги, которые должны были быть собраны с населения. Структура и обеспечение западных армий осуществлялись именно в этом направлении, и среднее сословие налогоплательщиков было уже сформировано. Кроме того, ставилась задача изучения структуры управления в европейских государствах с целью совершенствования управления государством, особенно по Прусскому образцу, а так¬же изучения технологий Запада.

Система ценностей и защиты прав человека в Европе больше соответствовала интересам чиновников, чем интересам простого народа. В освоении этой системы важную роль сыграли направленные в Европу послы.

Особо следует подчеркнуть деятельность послов Османской империи в Германии и Пруссии Мехмета Челебий и Нишли Мехметага, в Австрии Садик Рифата паши, в Великобритании Мустафы Рашида паши, во Франции Али паши и Фуад паши.

Эти государственные деятели хотели восстановления прежнего могущества обёссилённой Османской империи и превращения ее в страну „модерн". „Западническое" движение положило начало эпохе „Танзимат", а европейский образ жизни стал влиять на по¬вседневный образ жизни турецкого общества.

Сторонники „Танзимата", то есть „западнических реформ", стремились осуществить реформы в области промышленности и сельского хозяйства. К сожалению, сторонники этого течения, понимая под „западничеством" только военную систему и культурную жизнь Европы и не учитывая сложных экономических связей, не смогли выбрать правильный путь.

Реформа военной системы, которую имели в виду „западники", осталась в руках властей, которые стали создавать армию и флот по западному образцу. Культурная жизнь Запада, проникая в турецкое общество в искаженном виде, не всегда оказывала положительное влияние, но это проникновение отвечало интересам европейских государств.

Постепенно Турция становилась экономически и политически зависимой от Запада.Таким образом, „западничество" нанесло ощутимый вред турецкой культуре. Оно вошло в жизнь тюркского государства в виде новой военной структуры, изменений в социально-политической области и области культуры.

Но в определенном смысле это было и шагом вперед. Однако развитие экономики значительно отставало от происшедших социально-политических перёмен, и причина этого в том, что государство, стремясь к европейскому пути развития, не усмотрело, что в основе развития Европы лежала промышленная революций.

Допущенные ошибки привели к появлению еще одного течения в стране, вошедшего в историю Турции под названием движение  Новых османов. С появлением в 1860 г. этого движения начался период критики „западничества". Идеологи нового течения обвинили сторонников „Танзимата" в непонимании угрозы ввергнуть страну в экономическую зависимость от Запада, в неумении предвидеть будущее, в поверхностности, в попирательстве национальной культуры. Основоположниками движения „Новых османов" стали Номик Камал и Зия паша. Основным виновником религиозного и культурного упадка общества они считали „западническое" течение.

Одним из борцов с этцм течением был ученый Ибрагим Шинози. В 1862 г. он организовал газету „Тасвири афкор" и начал публиковать статьи с разъяснением целей и сути „западничества". На страницах этой газеты публиковали свои статьи его единомышленники, которые предлагали пути борьбы с „западничеством".

Культура Турции в этот период потеряла свою целостность. С одной стороны, человек должен был подстроиться под вновь принятые правила, а с другой — не мог и не хотел расстаться с общепринятыми национальными обычаями и традициями. Подобные обстоятельства привели к ограничению национальных обычаев, искажению религиозных убеждений и мировоззрения, что давало возможность для проникновения новых веяний в искаженном виде.

Отсутствие необходимой естественной среды для новой, „западной" культуры оказало на общество разрушительное влияние. Говоря словами одного из тюркских исследователей Энвера Зия, „Танзимат привел молодежь к тому, что культуру они стали понимать как моду Парижа, стали поверхностными, потеряли покой".

В 1860 г. подобные критические высказывания еще более усилились. Углубившийся кризис наложил отпечаток на всю политику господствующего класса. В правящих кругах царили неуверенность и растерянность. Создавшейся ситуацией воспользовались озины и опередили мусульман во многих сферах.

 

Османская империя в XV I - XVIII веках

Усиление империи. В начале XVI века вся Османская империя была поделена на провинции, а провинции - на санджаки. Провинциями управляли вали (генерал-губернаторы), санджаками - санджакбеи.

Могущество и военную мощь империи составляю ее боеспособная армия. Армия состоят из войск земчевладельцев.

В империи действовала военно-ленная система землевладения. Военные ленники - землевладельцы, получавшие от султана большие и малые поместья (зеаметы и тимары), сами формировали и снабжали феодальное войско. Больших землевладельцев называли займами и бейями, владельцев малых земель - тимариотами и сипахи. Военно-ленная система освобождала государство от большей части расходов на содержание армии и обеспечивала быструю мобилизацию войска. Но существовали и правительственные войска - янычары (турецкая пехота), и другие военные корпуса. Все это обеспечивало военную мощь Османской империи, позволяя ей вести захватнические войны.  известно, что такие войны способствовали государству турков созданию огромной империи.

В XVI веке завоевательные войны Османской империи не прекращались. В этот период основным ее соперником в Азии был Иран. В 1514 году турецкий султан Селим I разгромил войско иран-ского шаха Исмаила Сефеви. Эта победа открыла путь к завоеванию Египта.

В 1516 году по пути в Египет были захвачены Сирия и Палестина. В 1517 году был взят Каир - столица Египта.

Турция владела обширными территориями не только в Азии, но и в Европе и Африке.

Расширение границ Турции позволили ей овладеть важными торговыми путями и стратегическими позициями, что способствовало усилению центральной власти и военной мощи империи. В результате, Турция заняла определяющее место в мире и в судьбах стран Европы, Азии и Африки.

Внутреннее положение. Несравненного могущества и военной мощи Турция достигла не только благодаря разумной политики султана.

Усилению империи способствовало также беспощадная эксплуатация трудящихся, а также те богатства, которые были вывезены из покоренных стран.

Беспощадная эксплуатация крестьян заставляла их в массовом порядке бежать в город или даже за пределы империи.

Для предотвращения подобных случаев, султан вынужден был издать специальный указ -фирман, дающий право землевладельцам насильно возвращать крестьян обратно. Согласно этому указу, насильственному возвращению подвергались даже те, кто прожил менее 15 лет на месте, куца бежал и менее 20 лет, если бежавший жил в городе. Это очень напоминало крепостное право, царившее в те времена в Европе. В 1519 году, измученные тяжким трудом и неволей, крестьяне подняли восстание, которое возглавил шейх Джалал. Восстание было жестоко подавлено султаном Селимом 1. С тех пор в Турции всех повстанцев стали называть „джалалистами“, а сами восстания „джалализмом". Самое крупное восстание произошло в 1526 году под предводительством Каландара. Это восстание тоже, хоть и с трудом, было подавлено. Разорение крестьян и их бегство привело, в середине XVI века, к падению сельского хозяйства в стране. А это обернулось голодом.

Для решения острой проблемы, в 1610 году султан издал указ „Фирман справедливости4*, который предусматривал возвращение крестьянам, за небольшую плату, покинутых ими во время голода земель. Но назревал и другой кризис - началось разложение военно-ленной системы земледелия. Для покрытия дефицита государственного бюджета, ленные наделы пришлось разделить на мелкие части и продать. Это значило, что те, кто раньше формировал и снабжал войска, более не в состоянии были выполнять свои обязанности. Это явилось основной причиной начала упадка военной мощи Турции. В то время, как в Западной Европе утверждались централизованные государства и сильная централизованная власть, в Османской империи обозначился упадок.

В 1684 году для борьбы с Турцией сформировалась Священная лига. В конце XVI - начале XVII веков Турция уже не обладала прежней наступательной силой. Начало зависимости от европейских держав. Начиная с середины XVII века, внутреннее положение в Турции стало вновь обостряться. Государственный бюджет систематически испытывал дефицит. Процесс ослабления Османской империи невозможно было остановить.  Чтобы выйти из кризисной ситуации, правительство Турции вынуждено было опереться на помощь европейских государств. Этим странам был открыт доступ к турецким рынкам. Купцам европей-ских стран предоставлялись большие льготы. Например, для французских негоциантов таможенная пошлина составляла всего 3 процента. В результате, турецкие рынки были переполнены европейскими товарами, что нанесло непоправимый ущерб местной промышленности.

Во внешней политике Турция начала сближаться с Англией и Францией. Султан предусматривал их союзничество с Турцией против России. Правительства Англии и Франции тоже горели желанием воспользоваться удобным моментом для своей выгоды. Надеясь на их помощь, Турция в XVIII веке несколько раз вступала в войны с Россией, однако, они завершались для Турции безуспешно. Эти поражения стали демонстрацией полного загнивания средневековых отношений, господствующих в Османской империи.

Эксплуатация - присвоение себе результатов труда зависимого человека.

Лига — союз объединение.