Главная История Азии. Япония Япония в XVII — XIX вв.

postheadericon Япония в XVII — XIX вв.

Япония в XVII — XIX вв.

Япония в XVII — XIX вв.Япония расположена на Дальнем Востоке, на островах Тихого океана, за что ее называют Страной восходящего солнца. В средние века положительное влияние на развитие Японии оказал Китай.

Это особенно чувствовалось в период царствования династии Мин в культуре, живописи, литературе, философии и в военной области.

Знаменитые исторические архитектурные памятники Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи (Серебрянный павильон) были сооружены именно в этот период, хотя их строительство и легло тяжелым бременем на плечи крестьян.

Ведущей японской религией был синтоизм, проповедовавший божественное происхождение императора, но с проникновением китайского влияния синтоизм стал вытесняться буддизмом.

В конце XVI — начале XVIII в.

Япония состояла из разрозненных княжеств — даймеров, во главе которых стояли влиятельные князья (феодалы) — дайме. Под их руководством служили дворяне-самураи. Несмотря на то, что официально страной руководил император, политическая власть была в руках сегуна.

Одним из главных исторических событий того времени было объединение трех островов Японии в единое централизованное феодальное государство. В объединении страны большую родь играли исторические личности: крупный землевладелец — Нобинага, крестьянин — Хидэёси и феодал — Иэясу.

Создав сильную боевую армию, они сохранили страну от гражданской войны. Токугава Иэясу в процессе объединения страны овладел большими территориями. Почти одна седьмая часть Японии стала принадлежать ему. В принадлежащей ему части он создал город Эдо, который позже стал называться Токио.

В 1603 г. Токугава Иэясу принял наследственный титул сегуна (великого полководца), то есть стал новым военным властелином Японии. В истории Японии этот сёгунат стал последним (третьим) и был известен под названием сёгуната Токугава. С этого времени около 250 лет Япония управлялась династией Токугава.

Господствующий феодальный класс был разделен при Токугава на несколько разрядов. Придворная знать — кугэ, формально занимала самое привилегированное положение, но фактически власти не имела. Как и император, они получали содержание от сёгуна.

Военное дворянство образовывало сословие самураев, верхушку которых составляли владетельные князья — дайме, после самураев шли крестьяне, затем — ремесленники и последнюю ступеньку занимали торговцы (купцы).

Токугавский сёгунат утвердился в период, когда  в Японию началось проникновение европейцев. Еще в XVI в. Японию открыли португальцы, которые в течение 50 лет вели торговлю с японцами. В 1552 г, в Японии появились испанцы, затем голландцы и англичане. В Японии стала распространяться христианская религия, которую проповедовали среди японцев миссионеры из Европы. Сначала японцы поддерживали миссионеров и иезуитов, но затем поняли, что под маской религии европейцы пытались ограничить независимость Японии, захватить ее.

Принятый в 1587 г.

Декрет узаконил выдворение из страны всех миссионеров-христиан в 20- дневный срок. В противном случае они приговаривались к смертной казни. Но этот закон не был направлен против коммерции. Иностранные торговцы могли заниматься коммерцией и оставаться в стране сколько им потребуется, но если торговцы содействовали проникновению миссионеров, то их имущество конфисковывалось.

Принятый Декрет должен был обеспечить безопасность Японии и сохранить ее независимость.Токугава Хидэёси одним из первых понял, какую угрозу несут в себе японцы, принявшие христианство, так как европейцы, посылая миссионеров и пропагандируя христианскую веру, надеялись убедить принявших ее японцев помочь в завоевании страны.

Однако в эпоху сёгуна Токугава Иэясуни отношения с иностранцами еще были дружескими. Он уделял большое внимание развитию внешней торговли. После его смерти в стране начались преследования людей, принадлежавших к христианской вере. Миссионеры были изгнаны из страны, а японцев, принявших христианскую веру, заставили отказаться от этой религии.

Изменилась и политика торговли с иностранцами. Японцы стали препятствовать вмешательству иностранцев во внутренние дела страны.В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава Иэмицу приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира.

С 1624 г. англичане перестали посещать Японию. В том же году из страны были выдворены испанцы, которые считались самыми опасными противниками независимости Японии. Согласно изданному указу, заниматься торговлей за границей имели право только лица, не принадлежавшие к христианской религии.

И, наконец, в 1636 г. были выдворены португальцы, и Япония полностью "закрылась" для иностранцев. Всем японцам, независимо от их вероисповедания, запретили выезжать за границу.

Из-за границы в Японию под страхом смертной казни не мог приехать ни один японец. В стране оставалось несколько голландцев, но им было запрещено выезжать в другие части страны и удаляться от портов. В 1641 г. они были переселены на берега острова Нагасаки и жили на правах пленников.

В 1640 г. к берегам Японии приблизился португальский корабль. Находившиеся на нем послы предложили японцам вновь возобновить торговлю. В ответ на это большинство послов и членов экипажа были убиты, а оставшиеся в живых отправлены обратно, чтобы рассказать соотечественникам о происшедшем.

Таким образом, Япония более чем на 200 лет оторвалась от внешнего мира, полностью прекратив связи даже со своими соседями — Китаем и Кореей. Однако оторванность от мира оказала отрицательное влияние, замедлив экономическое развитие страны.

После запрещения христианства в религии Японии процветал буддизм, а в идеологии — конфуцианство, пришедшее из Китая вместе с буддизмом.

Среди придворных и самураев развивалось искусство.Несмотря на феодальный характер Токугавского режима, централизация Японии и прекращение междоусобных войн на первых порах содействовали подъему производительных сил. В течение всего XVII в. расширялись посевные площади, совершенствовалась техника сельского хозяйства, развивалось ремесело, искусство, расширялась внутренняя торговля.

На этой основе даже начал формироваться капиталистический уклад. Однако подъем производительных сил сопровождался усилением внутренних противоречий феодальной экономики. Уже к середине XVIII в. начался застой в экономическом развитии. Феодальные порядки мешали промышленному развитию, вели к упадку сельскохозяйственного производства.  В начале XIX в. страна начала приходить в упадок. Народждал изменений и исполнение своих надежд связывал с императором.

Развитие синтоизма, связанное с усилением национального самосознания, способствовало тому, что большинство населения поклонялось императору как потомку божественного Солнца и ожидало от него долгожданного улучшения жизни.

Народ хотел восстановления законной императорской власти. Все это способствовало возникновению политического кризиса токугавского режима. Одним из проявлений кризиса была ставшая очевидной несостоятельность политики „закрытия страны".В течение многих лет иностранцы, особенно из западных стран, неоднократно пытались „открыть" Японию, но эти попытки не привели к успеху.

В середине XIX в. „открыть" Японию попытались США, так как они были заинтересованы в проходе через порты Японии в Китай, с которым они вели оживленную торговлю.В 1853 г. эскадра США прибыла в Японию с письмом президента, предлагавшим установить мирные отношения.

Японцы впервые увидели пароход, работающий на пару. Спустя год сёгун разрешил открыть два порта для американцев. Узнав об этом, англичане, голландцы и русские также прибыли к берегам Японии и предложили подписать договоры об открытии портов.

Таким образом, спустя 213 лет, Япония вновь „открыла свои двери" миру.Но переговоры с иностранцами вел сёгун. Он сам принимал решения и вел себя перед иностранцами как император. Народ же не желал продолжения безграничной власти сёгуна.

Поэтому подписанные им договоры воспринимали враждебно. Начались выступления против иностранцев, некоторые из них даже были убиты. Это привело к обострению обстановки. Внутреннее и внешнее положение Японии резко усложнилось. В этой обстановке сёгун попытался найти защиту у иностранцев, и те оказали ему военную поддержку.

Но против сёгуна и иностранной интервенции выступила оппозиция, возглавляемая князьями и самураями и поддерживаемая народом. В результате в 1867 г. сёгун вынужден был отказаться от власти. Этим был положен конец не только сёгунизму Токугава, но и военно-политическому режиму, господствовавшему в Японии почти 700 лет.

В истории Японии началась новая эпоха. Теперь император Японии стал полноправным главой страны. Когда император Муцухито занял престол, ему было 14 лет. Он 45 лет достойно возглавлял страну. Новую систему управления императора в истории называют Мэйдзи (просветительский стиль управления). Приход императора к законной власти также называют "революцией Мэйдзи".

В результате проведенных императором реформ Япония в короткий срок стала передовой страной с развитой промышленностью, чем очень удивила иностранцев, считавших себя руководителями ее развития. Такой скачок в развитии можно объяснить тем, что японцы, перенимая у иностранцев достижения науки и технологии, смогли сохранить свои лучшие традиции, формировавшиеся в течение веков. Изменения не прошли бесследно.

Японцы были бессильны перед нашествием западных стран и их современными орудиями. Однако опыт жизни, безграничная любовь к Родине и чувство национальной независимости помогли всем патриотическим силам и передовым людям Японии сплотиться вокруг императора Муцухито и отстоять независимое развитие своей страны.

В Японии, как и в западных странах, стал действовать современный парламент, который вместе с императором занял в политической жизни страны приоритетное место.Феодальные привилегии были уничтожены, столица из Киото была перенесена в Эдо, который был переименован в Токио. Согласно принятой Конституции, был сформирован парламент из двух палат.

Члены нижней палаты избирались, а верхней — назначались императором. В системе образования Японии тоже произошли положительные изменения: стали интенсивно развиваться правоведение, социальные, точные и естественные науки.

Наиболее талантливых японцев направляли для учебы в Европу и США в ведущие университеты, и они возвращались на Родину квалифицированными специалистами, прикладывая все усилия для развития своей страны.

Таким образом, Японии, более чем на 200 лет закрытой от внешнего мира, удалось сохранить свою национальную независимость. Вновь открыв свои двери иностранцам, Япония в короткий срок заняла одно из ведущих мест в мировом сообществе. Экономический и политический скачок в развитии Японии можно рассматривать как "японскую модель" развития.

 

Япония в XVI - XVIII веках

Политическое положение. В то время, когда в XVI веке в Европе формировалось новое общество — капитализм, в странах Азии продолжали существовать отношения феодального средневекового общества. Одним из таких государств была Япония.

В начале XVI века Япония, в результате внутренних междоусобных войн, практически распалась на ряд мелких государств.

Начиная с 1507 года, в истории Японии настали тяжелые времена. Этот период вошел в японскую историю под названием „Период воюющих государств".

Внутренние междоусобные войны закончились лишь в 1573 году с низвержением династии второго сёгуна Асикага.

Воссоединением Японии в единое государство руководил Ода Нобунага - глава одного из могущественных кланов, на долю которого выпала столь высокая историческая миссия. Он же, после напряженной, изнурительной борьбы, в 1573 году лишил Асикага сёгунства. К середине XVI века ему удалось воссоединить почти половину всех провинций.

Ода Нобунага осуществил в стране ряд реформ. Он отменил местные налоги и таможенные выплаты, препятствующие экономическому развитию. Распорядился починить дороги и мосты. Дал право открытию в городах рынков. Стал поощрять внешнеторговую деятельность городов.

При нем были введены в обращение золотые и серебряные монеты. Реформы Оды Нобунаги способствовали политическому воссоединению и экономическому развитию Японии.

Торговая экспансия европейцев. В 40-х годах XVI века в Японию впервые прибыли португальские купцы. В 1543 году португальский купец Мендиш Пинту подписал договор с правителем провинции Бунго о ввозе в Японию, наряду с другими товарами, оружия и пороха в обмен на золото и серебро. Важной стороной проникновения европейцев в Японию стал ввоз огнестрельного оружия и налаживание на острове его производства. Мендиш Пинту способствовал овладению японцами искусства изготовления огнестрельного оружия. Вслед за европейскими купцами в Японию начали прибывать католические миссионеры. Они принялись проповедовать среди японцев христианство. После них в Японию стали приезжать испанские католические миссионеры. Распространению христианского учения в Японии покровительствовал сёгун Ода Нобунага, так как в тот период предводители буддийской религии были на стороне его врагов. Буддизм являлся опорой тех сил, которые выступали против единения Японии. Ода Нобунага поддерживал католических миссионеров еще и потому, что спешил вооружить свою армию огнестрельным европейским оружием.

Продолжение борьбы за воссоединение Японии. В 1582 году Ода Нобунага стал жертвой заговора. Начатое им дело воссоединения Японии продолжил его близкий друг и соратник Тоётоми Хи-даёси. Он уничтожил группу заговорщиков. Правда, Тоётоми Хидаёси не удалось полностью воссоединить Японию, но тем не менее он добился заметных успехов. Он даже предпринял меры расширить границы Японии за счет соседних государств.

Так, в 1592 году он напал на Корею, но из-за противостояния корейского народа и военной помощи, оказанной Корее со стороны Китая, планы Хидаёси не осуществились.

В 1587 году Хидаёси издал указ о высылке из Японии всех католических миссионеров. В стране разре- Рис' 20' Японский воин пребывание лишь португальских купцов.

Завершение воссоединения Японии. В 1598 году Хидаёси умер. После длительной борьбы сёгунский престол занял Токугава Иаясу.

В 1603 году в Японии началась власть третьей династии сё-гунов — семейного клана Токугавы. Эта династия стояча у власти до 1867 года и завершила депо воссоединения Японии. В стране установилась абсолютная власть династии Токугава. Этот клан, хоть и номинально, но сохранил неприкосновенность императорской власти. Потому что для японского народа божественность императора была неоспорима. Куда легче было вести политику от имени императора, чем игнорировать его власть.

Самоизоляция Японии. Токугава продолжил политику изгнания христианства, начатую Хидаёси. В 1614 году сёгун издал закон, запрещающий христианскую проповедь. Согласно этому закону, христианская религия признавалась врагом империи. Те, кто неуважительно относились к буддийской религии должны были покинуть Японию. Такая политика не могла не повлиять на отношения между Европой и Японией. В результате, Япония оказалась изолированной от внешнего мира. Что заставило вести такую политику?

Дом Токугавы счел, что благодаря политике самоизоляции, силы, не желающие подчиниться центральной власти, будут подавлены, и дело воссоединения Японии будет завершено. С другой стороны, будет оказано экономическое давление на тех, кто монополизировал торговлю с Европой и, тоже, не желает подчиняться центральной власти.

I Сёгунская политика самоизоляции предусматривало спасение V™ J Японии от внешних рынков и колонизации ее европейскими государствами

Опасения сёгуна были не напрасны. К этому времени Индия, Индонезия и другие юго-восточные страны были охвачены европейскими рынками и шла интенсивная колонизация этих стран.

Реформы Ёсимуне. Ёсимуне был самым известным государственным деятелем из рода Токугавы. Это был седьмой сёгун из этого клана. Он правил в 1716 — 1745 годах. При нем были освоены новые земли и он вел политику поощрения целинных земледельцев. Ёсимуне совершенствовал систему оросительных сооружений. Издал закон, запрещающий куплю-продажу и сдачу в залог земли. Большое значение имел изданный при нем сборник законов „Указ из 100 пунктов, регулирующий жизнь общества и страны.

Монопольное право - обладание исключительны« правам в какой-либо сфере.