Главная История Европы. История России. Московское государство Культурной состояние Русского государства в конце XV и в начале XVIв.

postheadericon Культурной состояние Русского государства в конце XV и в начале XVIв.

Культурной состояние Русского государства в конце XV и в начале XVIв.


Культурное развитие. Политическое объединение русских земель и укрепления экономической и политической связи между ними повело к дальнейшему развитию общерусской культуры. Она выражалась в сближении местных говоров, в развитии общего aрхитектурного стиля, в живописной манере, в литературных темах и пр. Культурной состояние Русского государства в конце XV и в начале XVIв. За всем этим стояло paстущие сознание народ­ного единства . Общественного развития Московского государства вызывало ряд   вопрос, которые не были ни новгородскими, ни московскими вопросами, а касались всей русской жизни . Только с объединением страны в рамки общей политической системы могла сложиться общая идеология господствующего класса.Новые кyльтурные интересы, незнакомые замкнутым феодаль­ным миркам, облегчали проникновение культурных влияний из других стран, особенно со славянского юга и с запада. Среди боль­шого числа переводные сочинений , появившихся. В конце XV и в начале XVI в., особой место занимает литература жидовствующих, проникнутая рационалистическим мировоззрением и сообщавшая значительное число сведений из области естественных наук. В списке этой литературы находилось сочинение итальянского еврея бен-Иакова, жившего в XV в.,—«Шеотокрыл», содержавшее наставление для определения дат солнечного и лунного затмения, «Космография» (излагала геоцентрическую систему мироздания) и другие работы, преимущественно восточных авторов.Культурное зарубежное влияние проникало прежде всего в высшие слои феодального общества. Примером образованного боя­рина был Федор Иванович Карпов (родился во второй половине XV в. и умер в начале 40-х годов XVI в.). Почти 30 лет Карпов был занят дипломатической деятельностью, что облегчало ознако­мление с восточной и западной культурой. Знания Карпова были очень обширными, он интересовался астрологией, медициной, политикой, церковными вопросами. На астрологию Карпов смо­трел как на науку о мироздании и поэтому называл ее «худо­жеством художеств». В своих рассуждениях он ссылался на Аристотеля (в определении обязанностей правителя) и даже про­бовал переводить Овидия.

Идеология феодальной монархии.

Положение, которое заняла Москва после падения последних удельных столиц в качестве обще­русского политического центра, и ряд крупных событий в между­народной жизни XV в. вызвали в литературе вопрос о всемирно- историческом значении Москвы. Церковное значение Константи­нополя было подорвано Флорентийской унией ввиду той позиции, которую занял в этом вопросе греческий патриарх. Наступление османских турок на Византийскую империю закончилось падением в 1453 г. Константинополя. Между тем в русских землях привыкли смотреть на Византийскую империю как на мировую державу, а на Константинополь—как на центр православия, или «новый Рим», наследовавший значение древнего «ветхого Рима». В грече­ской литературе, известной в русских землях, давно уже делались попытки установить преемственную связь Византийской империи о крупнейшими древними царствами.

Когда Византийская империя перестала существовать, церковно- политическое значение ее столицы—«града Константина», или «Царьграда»,—-было перенесено на Москву, ставшую теперь «третьим Римом». Впервые эта мысль была, повидимому, высказана митрополитом Зосимой в 1492 г. по поводу начала восьмого тыся­челетия «от сотворения мира» (7000 год соответствовал 1492 г., так как от «сотворения мира» до новой христианской эры счита­лось 5508 лет).

Зосима называл Ивана III «государем и самодержавцем всея Руси», «новым царем Константином», а Москву— «новым градом Константина». Представление о преемственной связи между тремя мировыми державами нашло законченное выражение в послании монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея к Василию III. «Новый Рим» (Константинополь) погиб вследствие измены православию (Флорентийская уния). В исто­рии человечества все христианские царства, кроме русского, пали. Поэтому русское царство есть последнее мировое царство, а Москва «третий Рим». Обращаясь к Василию III, Филофей писал: «Блюди и внемли, благочестивый царь, яко вся христианская цар­ства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Теорию исторического преемства великих мировых держав московские книжники старались еще более укрепить генеалоги­ческой связью между русскими князьями и «великими властодержавцами» древнего мира. В конце XV в. было написано «Сказание о князьях владимирских». Большинство исследователей считает, что автором его был живший в Москве серб Пахомий Логофет. Историческая часть сказания, представляющая очерк всемирной истории, была составлена на основании библии и византийских хронографов. По словам сказания, после того как Август, «кесарь Римский», был провозглашен «властителем вселенной», он поставил своих наместников в разных местах земли, в том числе «срод­ника своего» Пруса на реке Висле. Родоначальник династии рус­ских князей Рюрик оказался отдаленным потомком этого Пруса и поэтому «суща от рода римска Августа царя».

Стремясь наглядно представить преемственную связь с Визан­тийской империей, московские книжники разработали рассказ о будто бы совершившейся передаче русским князьям знаков византийской императорской власти (инсигний): царского венца, барм, золотой цепи и сердоликовой чаши (крабийцы), из которой «Август царь римский веселишеся».

 

Похожие материалы