postheadericon Сибирское ханство в XV—XVI вв.

Сибирское ханство  в XV—XVI вв.


Хозяйство и общественный строй сибирских татар.  В состав  Золотой Орды входили земли к востоку  от Уральских гор до Иртыша, известные у восточных писателей под названием Сибир и Ибир. Страна эта, славившаяся обилием пушных зверей, очень рано делалась целью грабительских набегов соседей, которых привлекали пушные богатства северных лесов. В результате этих набегов в четырехугольнике, образуемом Тоболом с Турой и Иртышом с Обью, сложилось довольно значительное смешанное население.

Главную массу его составили ногаи, узбеки и близкие к ним башкиры, с ними слилась часть жившего в этих местах коренного остяцкого и вогульского населения, подвергшаяся тюркским влияниям. Кочевое скотоводство продолжало оставаться основным средством существования для татар, кочевавших в Барабинской степи. В более северных районах оно утрачивало свое значение. Крупное место занимали здесь промыслы—охота на пушного зверя и рыбная ловля. В некоторых местностях существовало бортничество.

Сибирское ханство

Сибирским татарам известно было и земледелие, носившее в степных районах полукочевой характер.
Через Сибирь шла старинная караванная дорога из Средней Азии через Урал на Каму и среднее Поволжье, существовавшая еще в сасанидские времена; позже по ней ходили караваны из Хорезма в приволжскую Болгарию. При татарском владычестве на перевале через Урал возник торговый город Тюмень. В XV— XVI вв. между Тюменью и Казанью шла оживленная торговля. В Тюмень приезжали за пушниной также русские торговые люди.
В общественном быту сибирских татар пережитки родового строя держались очень долго, следы общинного владения землей сохранялись еще в XVII в. Но к XVI в. из массы черных людей уже выделилась знать, которая захватила в частную собственность участки земли и промысловые угодья. Классовой диференциации способствовало наличие рабства (ясырь), не имевшего, впрочем, большого значения в Западной Сибири. Вокруг знати группировались зависимые «захребетники» из обедневших сородичей и случайных пришельцев. Все татарское население делилось на «черных людей», плативших хану ясак, и на тарханов, освобожденных от ясака, беков (князей) и мурз.
Среди сибирских татар долгое время господствовали шаманство и фетишизм, выражавшийся, между прочим, в культе камней. Развитие феодальных отношений способствовало распространению среди феодализирующейся знати ислама, который в середине XVI в. стал официальной религией сибирских татар.

Успеху ислама способствовали торговые связи между Сибирью и центрами мусульманского просвещения в Средней Азии—Бухарой и Ургенчем.  Образование Сибирского ханства. Феодализационные процессы, происходившие внутри татарского общества Западной Сибири, привели в XV—XVI вв. к образованию здесь самостоятельного ханства. Естественным центром этого ханства стала Тюмень.
Со второй половины XV в. Сибирь переходит из рук в руки от одного претендента на ханский престол к другому. В первой половине XV в, она «ходит в состав Узбекской державы Абулхайра. С конца X V и. и Сибири распоряжаются ногайцы. При их поддержке в Тюмени утвердился внук Абулхайра Ибак-Ибрагим, который и отчитается основателем Сибирского ханства. Ибак был достаточно могуществен, чтобы вмешиваться в дела даже Восточной Европы. Вместе  с Меигли-Гиреем он участвовал в разгроме Золотой Орды. Тесные торговые связи Тюмени с Казанью способствовали установлению между ними союзнических отношений. Ибак был также и дружественных   сношениях с ногайцами и в союзе с московским великим  князем Иваном III. Одно время Ибак мечтал даже восстановить  под своею властью империю Батыя. Однако феодальная раздробленность  внутри Сибирского ханства привела к быстрому распаду царства Ибака. Сам Ибак пал в борьбе с местными татарскими феодалами, среди которых выделялся тайбуга (феодальное звание, присвоенное главе одного из туземных родов). Власть перешли в руки туземной династии беков из «тайбугина рода». С торжеством тайбугина рода столица ханства была перенесена на восток, к устью Тобола, где стоял городок Кашлык (по-русски Сибирь, его развалины, в 15 километрах от Тобольска, известны под названием Искер, т. е. «старое место»).
Оотяцкие и вогульские племена в XV—XVI вв. Сибирские татары распространили свою власть на соседние племена остяков (хантэ) и вогулов (маньси).
Главная масса вогулов обитала на реках Сосьве, Конде, на левых притоках Тобола Тавде и Туре и далее на запад по обоим пилонам Урала. Остяки жили по нижнему течению Иртыша и по Оби от устья Вас-Юган (сургутские остяки) до впадения ее в Ледовитый океан.
Основным занятием ocтяков  было рыболовство; рыбьей кожей они пользовались для одежды. Остяки, жившие в приобских тундрах, занимались оленеводством. Вогулы, главным образом, жили охотой, но под влиянием  соседних татар у некоторых вогульских племен  стали  развиваться  земледелие  и скотоводство.
Остяки и вогулы переживали разложение  родового строя. Они делились на племена, во главе  которых стоили князьки. В XV— XVI вв. упоминаются в бассейне нижней Оби, в местности, которую новгородцы называли Югрой, остяцкие княжества Обдорь. Кода и Казым и вогульское  Липин.
На притоке Тобола  Тавде было расположено многолюдное вогульское княжество  Пелымское. Тесно связано с ним было находившееся на реке Конде, притоке Иртыша, княжество Конда. Жившее на Туре вогулы находились под непосредственною властью сибирских ханов. Эти мелкие племена вели между собою постоянные войны, пленников обращали в рабство, а о побежденных племен брали ясак.
Внутри княжество происходило социальное расслоение. В Пелымском княжество населения долилось ни знать, которая называла себя по-татарски мурзами, и на черных ясачных людей. В Конде еще до прихода русских князья присвоили себе право регулярно собирать со своих соплеменников «поминки», т. е. якобы добровольные приношения в определенном размере.
И остяки и вогулы стояли еще на низкой ступени анимизма, выражавшегося в культе деревьев, камней, птиц и зверей. Близ городка пелымских князей находилась священная лиственница, которой вогулы приносили человеческие жертвы. Среда остяков был распространен культ медведя. В XV в. клятва у них приносилась на медвежьей шкуре. В честь медведя устраивались ритуальные пляски, имевшие целью умилостивить убитого зверя. Большим почитанием пользовалось святилище в Белогорье, у впадения Иртыша в Обь, где хранился «гусь медный» (изображение лебедя).
Зависимость остяков и вогулов от сибирских ханов ограничивалась уплатой ясака и военной помощью. Исключение составляли вогулы, жившие на Туре, на землях которых татарские феодалы ставили свои городки.

 
календарь