Главная История Азии. История Узбекистана Тоталитарный период. Развитие науки и культуры в Узбекистане в 20-30 годы 20века.

postheadericon Развитие науки и культуры в Узбекистане в 20-30 годы 20века.

Развитие науки и культуры в Узбекистане в 20-30 годы 20века.

Культура узбекского народа формировалось долгое время под влиянием природы (т.е. климат) религии(т.е. ислам) и все изменилось когда пришли большевики со своей идеологией кот естественно формировало культуру того периода.

А идеология была отрицание многого что до них был, в том числе и религии. Это все сильно повлияло на самобытную культуру местных народов. В первую очередь запрещены национальные праздники Навруз, Курбан байрам и др.

Так в ноябре 1918г издан Декрет об отделении религии от гос-ва(на нынешний момент гос-во и православная церковь единны это в Греции если ты не исповедуешь православия то не получаешь гражданство. вот  так!!!) последующем пошли настоящие гонения на духовенство. Так все работники духовенства были лишены гражданских прав, запрещены вакуф( вакуфные это земли прибыль от кот шли на содержания медресе (образования бесплатное) и магазины базары)

Закрывали мечети и медресеУзССР открыто первое медресе в 1943г) реже разрушали, полностью запретили старометодные школы(учили чтению по корану). Началась одновремено агитационая работа среди простого населения особено отличились: Мунаввар Кары, Махмудходжи Бехбуди, Фитрат,Чулпан,Абдула Кадыри, Хамза(забит камнями в кишлаке из-за того что жена русская)Выросла новая талантливая молодежь: Машрик Юнусов (Эльбек)Наим Саид, Рафик Муминов и др. Они печатали рассказы, выпускали газеты, преподовали в школах, читали лекции.Так блогодоря их трудам были переведены на узбекский язык произведеня Пушкина,Лермонтова, Шекспира и многих др. А их произведения их вошли в золотой фонд узбекской литературы, основали узбекскую романистику. Так в мире известны французская, русская, английская, индийская и пятая это узбецкая романистика.(основал её Абдулла Кодыри роман первый «Минувшие дни»1919г-1925г) Издаются сборник «Молодых узбецких поэтов». Увеличивается издание газет и журналов.Так в 1925г на узбецком языке уже издавалось 17. В Ташкенте работало 7 типографий. Увеличилось количество библиотек в 1924г 152, музеев 5.А в Бухаре даже была создана комиссия в её задачу сбор редких книг и рукописей. Новые дыхания обрело и изобразительнное исскуство. В середине 20-х годов было 14 театров для кот писали свои произведения Фитрат(пьеса «Настоящая любовь» «Индийский мятежник» «Абдулфайзхан» «Шайтан против бога»).С 1918г по 1924 Хуршид написал музыкальную драму «Лейли и Меджун» «Фархад и Ширин» многие песни вошли в состав узбецкой классики. В театре трудились многие талантливые актеры и режиссеры(Манон Уйгур, критик Чулпон) Зарождается в Республике киноисскуство так работало 19 кинотеатров. А в 1924г группу узбецкой молодежи (24 человек) были направлены на учебу в Москву. И в этот период возникло величайшее произведения искуства музыкального «Шашмаком»вошли национальные мелодии и классические песни на основе газелей поэтов классиков. Хочется отметить столкновений двух течений в литературе полностью противоположных друг другу. В первое течения кот я бы назвал «национальным» яркий представитель это Фитрат он возглавил объединения «Чигатай гурунги» Они стремились создать новую национальную литературу и культуру, также они занимались сбором и изучением литературного-культурного наследия и оказывали помощь молодым писателям. Т. Е. они хотели развивать литературу на основе своей самобытной культуре и не быть на похожей на др.

Но им противостояло полный антипод я бы его назвал «пролетарский»(рабочий) совершено навая культура кот ставила задачу создавать единный литературно-художественные произведения в одном стиле где прославлялась героический труд народа, борьба против буржуазии и пропагандировался атеизм, труд. Для развития это линии в литературе было создано было по всему Союзу сеть литературно-художественых и культурно-просветительных учреждений. Так 18 июня 1925г Центрыльный Комитет (ЦК) Российской Комунистической партии(РКП) большевиков(б) приняли резолюцию «О политике партии в области художественой литературы».

Так был создан в Самарканде литературное произведения «Кизил калам»(Красный карандаш) в 30г. они вошли в Узбецкую Ассосиацию Пролетарских Писателей который объединили всех кот писали в пролетарском духе. Все её участники отрицали национальную культуру кот не тот момент существовала а пропагандировало единый шаблон жизни по кот писались литературно-художественые произведения для России, Украины, Грузии, Армении и конечно и Узбекистана у всех была одинаковая литературные произведения (уравниловка). Противоположная сторона создала в марте 1934г Союз Писатилей Узбекистана.

В него вошли такие люди как Абдула Кодыри(романны Минувшие дни Скорпион из алтаря), Хамза (Проделки Майсары) Фитрат(пьеса Абулфайзхан)Зафари (драма Холима)Чулпон(Яркиной). Во всех их произведения ярко показывается жизнь местного народа, его культуру, менталитет, а также высмеивались предрасудки, жадность,зло.

Также кроме состоявшихся писатилей в союз вошли много молодых начинающих писатилей это Айни(роман Рабы) Ойбек (роман Священая кровь, Навои,поэма Бахтиёр и Сагиндык, Кузнец Джасур, Дильбара -девушка эпохи ) Гафур Гулям (поэма Кукан) появились новые драматические произведения К. Яшена Товарищи, Честь и любовь, Переворот, Зия Саид и Н. Сафаров написали Говорит история, Н. Сафаров Пробуждения, оперная либрета от К. Яшена Гульсара, Буря.

Многие произведения того времени отражали жизнь того периуда это индустрилизация, коллективизация, раскрепощения женщин, ликвидация безграмотности и мн. Др. Не отстовало и художники в своей пропаганде так в 1932г образован Союз Художников Узбекистана вошли многие талантливые художники(точне все кто рисовал професионально) это Урал Таксынбаев(Освобождения женщин) Т. Хамдами(На строительстве текстильной фабрики) А. Абдуллаев(Сбор Хлопка) Созданы прекрасные полотна кот отражали жизнь Республики. Не смотря на многие припоны развивалась и национальная музыка.Так в тот период творили такие композиторы как Т. Джалилов, Ю. Раджаби и др.

Так в 1936г открылась в Ташкенте консерватория. Также заметен расцвет татров так в 1940г в Узбекистане насчитывалось 50 театров. Вместе с национальными танцами. В них творили такие люди как Хидоятов, Тамара-ханум, Насыров, К. Закиров, Якуб Мирзаев, М. Тургунбаев и др а в 1939 открыт в Ташкенте театр оперы и балета имени А. Навои.

Также в 30-ые годы развивается самое молодое из изобразительных искусств и «самое главное из искусств»(прим. цитируя Ленина) Кино. Создан «Узбекфильм» на кот сняты такие фильмя как «Волки Равата» «Женщина мусульманка» «Клятва» «Асаль». Под конец как не грустно но хочется упоменуть и о репрессиях кот активно велись против интелегенции Так в 1937г попали в и были растрелены многие замечательные писатели своего времени это Абдулла Кодыри, Эльбек,Зафари,Чулпан, Фитрат и мн. др.Развивалось в нашей стране и наука так концу 20-х годов работало свыше 1000человек в научно-иследовательских инстетутов. Но только в 30-е годы появились в научных кругах представители местных национальностей. Так стали крупными учеными археолог Г.Гулямов, геолог Х.М. Абдулаев,Мавлянов но самыизвестный наш ученый это первый академик УзССР Т.К. Кары-Ниязов математик чьё имя сейчас носит Академия Наук Узбекистана.

В 1932г создан Комитет Наук УзССР, а 1940г филиал Академии наук СССР а 1943 создана Академия Наук УзССР, в 1941 в республики действовало 75 научных учреждений где работало около 3тыс человек. Но весь научный потенциал в основном был направлен на развития сельского хозяйства а в частности увеличения урожайности хлопка. Так в развития нуки мне бы хотелось внести и замечательнодвижения это ликбез(ликвидация безграмотности).

В эти годы начинается активное развитие образования так с начала 20-х г. увеличивается количество школ. В Ферганской, Сырдарьинской, Самаркандской областях в 1920 г. насчитывалось 1405 школ (в 1918 г. их было всего 330) новые школы активно открывались в сельских областях. Улучшается и качество преподавания стали издаваться учебники на узбекском языке.

В то время в школах преподают такие талантливые люди как Кары Ниязов, Файзиев, Муминов и др. Но более активно работу в этой области не было возможности проводить из-за нехватки местных кадров дабы восполнить этот пробел стали открываться училища во всех областях Ср.Азии. В 1918 г. в Ташкенте открылся первый в Ср.Азии университет –это Туркестанский государственный университет (ТашГУ), позже открылся институт Востоковедения, консерватория.

Уже с 1920 г. в Туркестан стали приезжать группы преподавателей (педагогический состав) из России которые направлялись в ВУЗы и техникумы вместе с ними привозили техническое оборудование, книги и учебные пособия(принадлежности). В городах стали открываться так называемые Инпросы (институты просвещения) их было 7 в них в первую очередь готовились преподаватели.

К 1925 г. в кишлаках работало уже 2738 преподавателей. Из Бухарской Народно Советская Республики (БНСР) стали отправлять молодежь на учебу за границу в частности в Германию и Турцию. В Хивинской Народной Советской Республике (ХНСР) из-за протеста по поводу национализации вакуфных земель было решено направить прибыль с них на поддержку народного образования, что позволило открыть бесплатные школы во многих кишлаках республики.

Такая форма содержания школ была использована и в БНСР. В период с 1924-25 г. в УзССР, таким образом, содержалось около 150 школ, интернатов и других учебных заведений. Благодаря начатой с 1920 г. программы по ликвидации безграмотности (ликбез) было подготовлено тысячи учителей, что в свою очередь позволило к 1930 г. ввести всеобщее начальное образование. Стали выпускаться учебники на родном (узбекском) языке, методические пособия, что к 1928 г. закрыть все новометодные школы при мечетях.

Развивалось высшее образование но получить его могли дети выходцы из семей рабочих и дехкан (крестьян) но это не все для того чтобы стать студентом того или иного ВУЗа необходимо было пройти подготовительные курсы их называли рабочими факультетами (рабфаки) была создана целая сеть таких заведений. В конце 20-х г. в ВУЗах училось 5 тыс. студентов с развитием сельского хозяйства, промышленности строительством новых заводов и фабрик нужны были все новые и новые кадры так стали открываться специализированные техникумы и ВУЗы для той или иной отрасли народного хозяйства, институт хлопководства, политехнический, автодорожный, текстильный, транспортный, медицинский. К 1930 г. в республике насчитывалось уже 44 тыс. студентов действовало 30 ВУЗов и 98 техникумов но рост был не столько качественным сколько количественным.

 

Похожие материалы