Главная История кочевников Русские княжества под властью Золотой Орды

postheadericon Русские княжества под властью Золотой Орды

Русские княжества под властью Золотой Орды.

Русские княжества под властью Золотой Орды

Русские князья—вассалы Орды. Поело татарского погрома русские князья, в том числе и великий князь владимирский, сделались вассалами Батыя. Они должны были утверждаться в своих княжениях в Орде и княжить на основании ярлыков, выданных монголами. Великий князь Ярослав Всеволодович, занявший владимирский великокняжеский стол после гибели его брата Юрия Всеволодовича на реке Сити, первый поехал в ставку Батый, а сына своего Константина был принужден послать в далекую Монголию.

Вслед за Ярославом в Орду потянулись другие северо-восточные князья.Южные князья не сразу поехали к Батыю. Михаил черниговский  бежал в Венгрию. Туда же удалился и Даниил Галицкий. Но  превращении  на родину Даниил стал держать себя независимо но отношению к татарам и  сношения с ханским  престолом для  общего  выступления  против  татар, Тогда Галицко-Волынское княжество подвергалось новому нашествию  татар и должно было подчиниться  татары потребовали срытии всех укреплений.Вассальная  независимость русских князей выражалась, прежде всего, и том, что князья утверждались на престолах ханами через вручение им ярлыков, т. е. жалованных грамот.

Старший среди князей, великий князь владимирский, получал особый ярлык на великое княжение. Великого князя сажали на стол ханские уполномоченные от имени хана—«пожалованием царевым». В качество церковного сюзерена хан вмешивался в междукняжеские распри и вызывал князей к себе в Орду, где и происходил «велик суд перед князьями ординскими».

Точно так же татарские ханы брали на себя урегулирование международной торговли в Восточной Короне, «Менгу Темирево слово» к великому князю Ярославу. Предание гласило "Дай путь немецкому гостю на свою волость".Представили  русским князьям  независимость во внутренних делах  их их княжеств,ханы  ставили их  под контроль своих чиновников-баскаков. В каждом княжеств  назначен  особый баскак.

Впрочем, система  баскаки удерживались  удержалась недолго. Последнее упоминание о баскаках на севере относится к 1269 г.; на юге последний рай о  баскаке  говорится под 1284 г.

В XIV н. контроль над русскими князьями осуществлялся золотоордынскими  ханами посредством наезжавших на Русь полномочных послов, которые в частности разбирали на месте взаимные жалобы  ханских вассалов.На русских князей  как вассалах полотоордынского хана лежала обязанность является по первому зову с, поисками на помощь к своем у еюзерену, «быти в их (татар) воле и воевати с ними».

Далее, па русские земли была наложена дань («выход», «дань неминучая»). Правильное внимание дали было,организовано из центра Монгольской империи впервые по распоряжению великого хана Угедей. В этих целях по всей империи в 1236 г. была произведена перепись.

И перепись и система обложения были делом китайских чиновников-специалистов во главе с исполнявшим обязанность министра финансов Елюй-Чуцаем. Единицей обложения по китайскому образцу было признано хозяйство (дом, семейство), а не «голова», как это было в обычае у монголов.

Новая перепись была п 1257 г., при великом хане Мунке, в правление хана Порке, преемника Батыя на золотоордынском престоле. Производство переписи было опять организовано из Монголии. И числе прочих русских земель был обложен данью и Новгород, хотя он и но был завоеван татарами.

В 70-х годах XIII в., при золотоордынском хане Менгу-Тимуре, произведена была новая перепись. Китайская система обложении по «домам» была легко применима на Руси, где единицей обложения в XIII в. было тоже хозяйство, определяемое понятием «плуг». Поэтому татарская дань в некоторых документах называется «поплужным». Люди, попадавшие в «число», в русских источниках получали название «численных людей».

От «числа» и вытекавшей из него обязанности платить дань избавлены были только духовенство и церковные люди: «только не что игуменов, черньцов, попов, клирошан, кто зрит на св. богородицу и на владыку».

Золотоордынские ханы выдавали митрополитам особые ярлыки, т. е. грамоты, которыми подтверждали за русской церковью свободу от дани и других повинностей. Ярлыки эти сохранились в русском переводе и представляют большую историческую ценность (за исключением ярлыка хана Узбека митрополиту Петру, который является подделкой XVI в.).

Первоначально дань собиралась баскаками и даругами (сборщики податей). Позже дань сдавалась ханам на откуп мусульманским купцам. В XIV в. сами князья собирали дань и передавали ее ордынским чиновникам. Сверх дани ханы могли требовать тех или иных подарков деньгами или чаще товарами.

Это называлось «запрос царев», «что царь... запрошал». Кроме того, князья сами от себя приносили «дары», или «почестье». В пользу цариц, князей и других вельмож, ханских послов и чиновников собирались особые «пошлины»; при проезде ханских чиновников в частности уплачивались «поклонное», «становое», «мимоходное по дорозе послу». Тяжелым бременем ложились на податное население обязанности снабжать кормом и питьем ханских послов и других чиновников.

Одной из повинностей было содействие ханской охоте. Ловцы, «какова лова ни буди», и в частности сокольники, могли требовать не только корм, но и живую силу себе в подмогу.Видное место среди натуральных повинностей русского населения занимал «ям», т. е. обязанность поставлять лошадей ханским послам и чиновникам.

Хотя подводная повинность была известна в русских княжествах и до татар, но им принадлежит правильжества было всецоло делом татарского хана. Кроме этого общего значения татарской власти М. Н. Покровский указывает на ряд частных «положительных» со сторон: «она организовала правильную систему раскладки (податей), которая на много веков пережила самих татар». Татары «внесли глубокие изменения в социальные отношения», уравняв городское и сельское населе¬ние в платеже дани. Здесь сказалась общая концепция автора. Неправильно понятая структура Киевского государства послужила основанием и для дальнейших столь же необоснованных и неверных положений.Нельзя отрицать наличии и русском языке многих восточных слов, относя¬щихся к политической, общественной и бытовой сторонам жизни,—базар, чердак, алтын, сундук, тариф, тара, калибр, лютня, зенит и др.

Но сами татары очень много найме,тионали от народов среднеазиатских и кавказских. Язык и культуру их они усноилн и весьма значительной степени. С другой стороны, многие посточныо обычаи и термины имелись у нас и в дотатарский период истории: обычай сидеть па копрах, посточные мотивы в орнаменте и архитектуре, восточная посуда, восточное оружие и т. д.Народ в своем былинном творчество и в письменных памятниках ярко отразил всю тяжесть татарского ига, всю ненависть к угнета¬телям и народную борьбу против них. Выше была приведена характеристика «кровавой грязи монгольского ига», данная Марксом.

Товарищ Сталин говорил, что «империалисты Австрии и Германии несут па своих штыках новое, позорное иго, которое ничуть не лучше старого, татарского» («Статьи и речи об Украине», 1936, стр. 40). Не Золотая Орда создала русское государство, а имецно в борьбе с татарским игом, по определению товарища Сталина, создавал свое государство русский народ.