Главная История кочевников Улус Джучи или Золотая Орда

postheadericon Улус Джучи или Золотая Орда

Улус Джучи или Золотая Орда

Территория Орды. В состав Золотой Орды входило на северо-востоке Болгарское государство со всей его областью. На северо-запад от Болгарской земли начинались русские княжества, находившиеся в вассальной зависимости от Золотой Орды.

 Улус Джучи или Золотая Орда

На юге в Золотую Орду входили Крым с его приморскими городами и Кавказ до Дербенда, а временами и до Баку, а также северный Хорезм с городом Ургенчем. На западе граница Золотой Орды доходила до Днестра и дальше, и на востоке—до впадения Тобола в Иртыш и до низовьев Сырдарьи.
Войско Батыя не было этнически однородным. В нем собственно монголы составляли меньшинство, а главную массу составляли тюркские племена, покоренные монголами. В черноморских степях в момент монгольского нашествия кочевали те же многочисленные тюркские народности—кипчаки и др.

В результате монголы растворились в тюркских массах и восприняли тюркский язык. Официальные грамоты золотоордынских ханов писались на тюркском языке, заключавшем в себе элементы языков кипчакского (половецкого) и гузекого (туркменского). Со своей стороны тюркское население приняло монгольское название-татары.

Пестрое по своему этническому и языковому составу, население Золотой Орды было весьма различно и в хозяйственном и в культурном отношении. Кочевое кипчакско-монгольское общество находилось на самой ранней ступени феодальных отношений. Наоборот, в Хорезме имелась древняя земледельческая культура о богатыми городами, из которых Ургенч считался одним из крупнейших и культурнейших центров на мусульманском феодальном потоке.

Культурной областью Золотой Орды был и Крым, портовый  город которого в XIII в. вели оживленную торговлю с Малой Азии, Кавказом, Византией. В этих городах можно было встретится византийцев, генуэзцев, венецианцев, тюрков, армян, русских, арабов, половцев, алан и другие народы. Население болгарской области было издана земледельческим и оседлым.

Батый  сделал  местом своего постоянного  пребывания поселение недолеко от Астрахани, там, где сейчас селение Селитренное, и превратился его в город Сарай Бату (т., дворец Батыя). Другой город  Сарай стал брат Бату, Берке переминовал город в Сарай Берке(1255—который был на одном из рукавов Волги, Ахтубе,   вблизи  нынешнего Волгограда  , на месте нынешнего города Царева. В начале XIV в., при хане Узбеке (1312- 1340 гг.), столица была перенесена из Сарай-Бату и Сарай-Берке.Выбор места па Волге дли ханской ставки подсказан был значением этой реки и особенно ее нижнего течения. Здесь пролегал старый путь на Болгарии и русских княжеств в Среднюю Азию и Монголию. Кроме того, нижнее Поволжье, удобное для пастбищ и кочевок, и то же время находилось в тесной и неразрывной связи с земледельческими районами, значение которых прекрасно понимали монголы, всегда нуждавшиеся в хлебе.

Поставщиками хлеба для них было Болгарское царство и отчасти Мордовская земля, для них отсюда хлеб в Орду  шел самый короткий  путем по Волги.

Общественные  отношении в Золотой Орде.

В Золотой Орде продолжился процесс  развития  феодальных отношений. Под властью феодалом находился  группы кочевников-скотоводов. Самыми крупными феодальными  были хан и члены ханской семьи. За ними следовали районы, или, по-турецки, «беки». Подвластное население  обычно было от своего скотоводческого хозяйства давать своих  лошадей, скот, кобылье молоко и все. Монгольские феодалы захватывали также земли с туземным земледельческим населением, которое должно было уступит им часть урожаи от виноградников и полей, платить за пользование арыками и вносить другие оброки. Сверх повинности в пользу своих непосредственных господ трудящееся население платило подати в пользу государства.

От хана феодалы получали освобождение их подданных от повинностей. Лица, пользовавшиеся иммунитетом, назывались тирханами, Грамоты, которые ханы давали на право владения зеклей и на освобождение от повинностей, назывались ярлыками.Старшие, наиболее богатые феодалы, по отношению к низшим являлись их сеньорами. Младшие, более бедные, были вассалами первых; у этих вассалов могли быть свои собственные вассалы. Крупные феодалы занимали совершенно независимое положение по отношению к ханам и нередко вступали с ними в вооруженную борьбу.

Вскоре ХIII в. особенно усилился темник Ногай, который подчинил своей плести орды, кочевавшие в степях к северу от Черного мори до низовьев Дуная, и Крым. Русские источники начинали его «царем». Ногай свергал и возводил на престол ханов, пока сам не был убит в сражении, после чего орда его распалась.Первоначальной религией монголов был шаманизм, т. е. вера в духов, населяющих природу. Очень большое место в их религиозных верованиях занимал культ мертвых, связанный с родовым строем.

С развитием феодальных отношений шаманизм уже не удовлетворял потребностям господствующих классов. Самой распространенной феодальной религией в Средней Азии и в Поволжье был ислам. Золотоордынские феодалы сами стали принимать ислам и насаждать его среди народных масс. Уже хан Берке, брат Батыя, принял ислам, но официальной религией Золотой Орды он стал лишь в первой половине XIV в., при хане Мухаммеде Узбеке.

Политический строй Золотой Орды.

Золотая Орда, или Улус Джучи, формально была частью единой империи Чингисхана и его преемников. Фактически это единство выражалось лишь в том, что дети и родственники хана, владельцы отдельных частей империи, съезжались на курултай для выбора нового великого хана.При золотоординском хане был свой собственный курултай, в состав которого входили жены ханов, царевичи и начальники отдельных частей государства (темники, тысячники и т. д.).

При хане существовал аппарат управления государством. Центральные ведомства носили название диванов. Все делопроизводство в диванах вели секретари. Самым важным диваном было ведомство, руководившее поступлениями даней, налогов и податей.

Исполнительная власть находилась в руках особых чиновников, баскаков, которые в то же время служили связью между центром государства и отдельными его частями. Баскаки по поручению ханской власти собирали по особым спискам (дафтары) все повинности в натуре и в деньгах. В своих руках баскаки держали большие военные отряды и при всяком протесте населения пускали в ход оружие. Баскаки посылались во все главные области государства.Власть татарской знати над завоеванными странами Маркс называет «кровавой грязью монгольского ига». Оно, пишет Маркс, «не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, стившего его жертвой».

 

Похожие материалы