Главная История кочевников Монгольская держава

postheadericon Монгольская держава

Монгольская держава.

Источники о монголах XII—XIII вв. Сведения о монголах XII—XIII вв.сохранились, главным образом, в монгольском героическом эпосе. Часть монгольских сказании была собрана и 1240 г. по распоряжению монгольского великого хана Угедея (сына Чингисхана) под названием «Сокровенное сказание о поколении монголов». Эти поэтические сказания отличаются яркостью языка и художественностью образов и дают богатый материал для суждения о хозяйственном и общественном строе древних монголов. Еще больше материала дает «Сборник летописей», составленный в начале XIV в. на основании таких же монгольских сказаний персидским ученым Рашид ад-Дином. Дополнительным источником служат описания первых европейских путешественников, посетивших в XIII в. страну монголов, Плано-Карпини («История монголом») и Рубруквиса («Путешествие и восточные страны»).

Территория монголом, их хозяйство.

 Монгольская держава

Монголы в XII в. занимали , обширную территорию от озера Кулун-Бугир до западных отрогов Алтайских гор; на север они простирались до озера Байкала и верховьев рек Енисея и Иртыша и к югу частично обитали по ту сторону пустыни Гоби, близ Великой китайской стены.

Основная масса монголов, обитавшая в степях, занималась кочевым скотоводством. Их богатство составляли громадные табуны коней п стада рогатого скота и овец. Подсобным занятием являлась охота на степную дичь, производившаяся облавным способом. Рыбная ловли, ловля сусликов, копание корней, охота на птиц с соколами были уделом бедноты, у которой не было скота. Занятие скотоводством обусловило кочевой образ жизни, связанный с необходимостью перемены мест для пастбища. «Сокровенное сказание» называет поэтому монголов поколением людей, «живущих в войлочных кибитках», т. е. в юртах, покрытых войлочными кошмами, которые можно было легко разбирать и перевозить с места на место.

Когда монголы передвигались с одного кочевья на другие, то казалось, что движется поток повозок, нагруженных домами.Монгольские племена, жившие на севере в таежных пространствах (так называемые «лесные монголы»), были количественно гораздо малочисленнее и в культурном отношении стояли на более низкой ступени развития, чем «степные» монголы. Основным их занятием были охота и рыболовство; пушнина служила предметом обмена на продукты скотоводческого хозяйства степных монголов.

Степные монголы частично получали ее также посредством набегов на лесные народы, в виде дани. Монголы-звероловы жили в шалашах, крытых березой; для перевозки тяжестей они пользовались оленями.Общественный строй монголов-кочевников.

В XII в. у монголов- кочевников сохранялись некоторые черты родового строк. Кровные связи имели очень большую силу. «Разлучаться с родными,—говорится в эпосе,—значит сделаться добычей посторонних».

В брачных отношениях господствовала экзогамия, т. е. характерный  для родового быта обычай брать жен из чужого рода. Существовало  многоженство, что тоже типично для патриархального рода. Женщина, вошедшая в род, уже не выходила из него и в случае  смерти мужа переходила к его ближайшему родственнику. Очень большое место занимал в быту монголов родовой институт кровной мести.

Положения человека, выходившего во враждебный род, определялось обычаям гостеприимства. "Когда птица преследует зайца, а заец спрятался в густой траве, то трава его примет, то и мы будем не хуже травы если не поможем человеку ",—гласит монгольская народная поговорка.

Наконец, свято соблюдался культ предков, к которому допускались только члены рода.В XII в. родовые отношения у монголов находились уже в стадии разложения. Признаком распада монгольского рода служат изменение в формах кочевок. Первоначально род кочевал совместно и останавливался  имеете, образуя «курень», т. е. кольцо из нескольких сот кибиток, расположенных вокруг кибитки родового старейшины.

Постепенно выделяются более состоятельные скотоводческие хозяйства, которые предпочитали кочевать «аилами», т. е. большими патриархальными семьями.

Это свидетельствует о происходившими в монгольском роде диференциации, вызванной появлением  частной собственности на скот и связанным с этим выделением на общей массе скотоводов  более состоятельной группы крупных скотоводов. Принимая интересы  классов является развитие у монголов патриархального рабства, преимущественно из пленников, замечены также случаи дарения или продажи отцами своих детей.По мере того  распадались роды, создавались объединения (или орды), в составе  которых входили части различных родов. Возглавлялись  они  военачальниками (багатуры, нойоны), которые выбирались из числа наиболее крупных скотоводов и рабовладельцев.

Вокруг доблестного нойона собирались дружины нукеров. Наиболее древней формой этого института было распространенное у монголов побратимство, по законам которого названного брата, «аньда», «имеют как бы одну жизнь: один другого не покидает и бывают они охраной жизни друг другу».

В XII в. побратимство сохранилось лишь как пережиток, а нукер был военным слугою, которого нойон кормил и одевал, с которым делился добычей и с которого требовал за это преданной службы. Когда в монгольском сказании один нукер хочет покинуть своего господина, то жена говорит ему: «он одевал тебя в хорошее платье и кормил хорошею пищею, за что же ты покидаешь законного своего господина?» Нукеры «впереди» и «позади» своего нойона «служили», по эпическому выражению, «помощниками и пособниками, хорошо пускали стрелы, держали на поводу коня, ловили птиц на руке и охотничьих собак в тороках».

В случае гибели своего господина нукоры должны были тоже умереть: «теперь, прежде чем увидеть кончину его, пойдемте и сразимся перед ним, чтоб он видел смерть нашу».Наличие нукеров создавало для нойонов и багатуров господствующее положение в их племенах. Они присваивали себе собственность на пастбищные земли и связанное с этим право распределения места кочевий для отдельных семей.

Нойоны и бага-туры, которым удавалось объединить под своей властью значительное число кочевников, принимали титул хана.В подчиненное положение к нойонам попадали непосредственные производители из их племени, так называемые «люди из черни» (харачу), которые отличались от «простых воинов», или «людей свободного состояния», тем, что несли ряд повинностей в пользу нойонов: поставляли им кумыс, пасли их стада, валяли войлок, стригли овед и т. д.

При общих облавах часть добычи отдавалась тоже нойонам. Рабы у монголов легко переходили на положение крепостных, или по-монгольски «унаган-богол». Унаган-боголами становились и целые племена, покоренные своими соседями.

Унаган-боголы были обязаны кочевать совместно со своими господами и нести некоторые повинности в их пользу. Точных сведений о взаимоотношениях между ними и их господами не имеется, но известно, что положение верхушечных слоев покоренного племени приближалось к положению вассалов, и крепостными в полном смысле этого слова были только трудящиеся массы.

С другой стороны, из числа «людей свободного состояния» выделялись привилегированные тарханы, пользовавшиеся иммунитетами. Они были освобождены от обязанности делиться охотничьей и военной добычей с нойонами и от наказания за девять преступлений.Таким образом, у монголов происходило складывание феодальных отношений.

Особенностью «кочевого феодализма», как называет эту форму феодальных отношений акад. Владимирцев в своей книжке «Общественный строй монголов», является то, что он развивался на базе крупного скотоводческого хозяйства и собственности на пастбищные земли. «Кочевой феодализм» отличается длительным сохранением некоторых черт родового строя. Полного своего разлития феодализм у кочевых народов достигает тогда, когда кочево скотоводство сочетается -с хозяйством земледельческим.