postheadericon Культура Руси в XI—XIII вв + видио.

Культура Руси в XI—XIII вв.

Письменность.

 

В культурном отношении Киевская Русь в XI—-XII вв. высоко стояла в ряду государств Европы. Письменность была  Руси с начала X в. и применялась в официальных сношениях Руси с Византией. Но особенно широкого распространения письменность достигла с принятием христианства. После крещении Киевская Русь получила сравнительно богатую славянскую литературу из Болгарии. Помимо готовых переводов греческих книг на болгарский язык, близкий к русскому, из дунайской Болгарии поступали оригинальные болгарские сочинения.

Культура в Киевской Руси

При Ярославе само государство начинает принимать меры не только к насаждению простой грамотности, но и к распространению в более широких общественных кругах знаний, необходимых для осуществления государственных задач. Ярослав, по словам летописи заботился не только о переписывании книг, но и о переводе их с греческого языка.

Киевский митрополит Иларион имел полное основание, обращаясь к киевскому обществу, сказать, что он видит не людей несведущих, а «до излиха вкусивших сладости книжной». Книга на Руси XI в. была очень распространена. Летописец пишет, что книги «суть реки, иапояющие вселенную». Книгу любили и ценили, заботились о ее внешности. От XI в. дошло несколько великолепных экземпляров рукописных книг: «Остромирово евангелие» (1056—1057 гг.), «Изборник» князя Святослава Ярославича (1073 г.). Через переводную с греческого литературу проникали в Киевскую Русь начатки схоластической византийской науки. По переводной «Книге святых тайн Еноховых», по «Шестодневу» Григория Богослова, по «Космографии» Козьмы Индикоплова русский читатель XI в. знакомился с господствовавшими в византийской схоластической науке представлениями о природе, космографии и географии.

Сведения по всемирной истории чёрпались из переводных с греческого хронографов. Знаменитый греческий хронограф Георгия Амартола был переведен на Руси. По образцу греческих возникали оригинальные русские произведения. На первом месте среди них следует поставить «Повесть временных лет» (XI—XII вв.), которая является попыткой ответить'на вопрос «откуда есть пошла земля Руская». Это первый исторический труд по истории восточ¬ного славянства.

По образцу греческой агиографии возникает, в Киевской Руси литература «житий святых». В конце XI или начале XII в. была составлена повесть об убиении Бориса и Глеба; крещение Влади¬мира послужило также предметом для нескольких повестей, которые дошли до нас не целиком. В подражание греческим «патерикам» (жизнеописания «отцов» того или иного монастыря) был составлен в начале XIII в. «Патерик Печерский», т. е. собрание житий «святых» Киево-Печерского монастыря.

К XI в. относится литературная деятельность монаха Нестора, одного из первых русских историков и писателей. Его перу, кроме одной из редакций «Повести временных лет», принадлежат «Чтение о князьях Борисе и Глебе»— политическое произведение, направленное против раздробления Руси и феодальных войн, и «Житие Феодосия Печерского».

Сам Феодосий (умер в 1074 г.) был тоже незаурядным писателем. Он написал несколько поучений монастырской братии и послание к киевскому князю Изяславу Ярославичу, активным сторонником которого он был. Феодосий не побоялся выступить против князя Святослава, когда тот сел на Киевский стол на место изгнанного из Киева Изяслава, и обратился к нему с резким посланием, сравнивая его с Каином.

Наибольший интерес представляет послание Феодосия князю Изяславу «о вере латынстей», написанное в 1069 г., когда в связи с общим недовольством против поляков, которых князь Изяслав привел в Киев, вопрос о латинянах приобрел особенную остроту и злободневность. Феодосий указывает князю на гибельность его внешней политики, предостерегает от возможных последствий его союза с поляками.Среди оригинальных собственно русских произведений, кроме летописей, на первое место надо поставить проповеди Илариона, и а которых до нас дошло «Слово о законе и благодати», написанное не ранее 1037 г. и не позже 1050 г.

Автор—не только первоклассный мастер-художник, но и человек большого образования. От XII в. сохранились проповеди епископа туровского Кирилла.Другого тина произведением является «Хождение» игумена Даниила (начала XII в.)—первый опыт русского описания путешествия  (в Палестину), При Ярославе жил крупный поэт Боян, которого автор "Слона о полку Игореве" называют "Соловию старого времени". Шедевром XII в. является сочинение, писанное светским, вероятно военным, человеком около 1187 г.—знаменитое «Слово о полку Игореве». Темой "Слова" является поражение, понесенное князем северским Игорем Святославичем в бою с половцами в 1185 г. Этот эпизод послужил автору поводом для обращения ко всем русским князьям с призывом к объединению для борьбы с общим врагом во имя единства Русской земли.

Высокие художественные достоинства «Слова», патриотический пафос, его воодушевленность ставят это произведение в первые ряды европейской литературы XII в. и свидетельствуют о высоком культурном уровне Киевской Руси.Рядом о литературой письменной в народной массе идет мощный процесс создания литературы неписьменной, передаваемой из уст н уста, из поколения в поколение.

Таковы песни, посвященные крупным историческим событиям и целым историческим эпохам,—былины. В них народ донос до нашего времени свое понимание истории и дал совершенно правильную оценку главнейшим событиям своего прошлого.Искусство Киевской  Руси. До нас дошло очень мало памятников древнерусского искусства, но и того, что осталось, достаточно, чтобы получить представление о художественном вкусе и направленности художественного замысла.

Памятники эпохи.

Самыми замечательными памятниками этой эпохи являются заложенный в 1037 г. храм Софии в Киеве (прекращенный сейчас в музей), который можно считать одним из шедевров византийского стиля XI в., и не менее величественный храм Софии в Новгороде, построенный в 1045— 1050 гг. Одновременно с постройкой больших храмов в Киеве и Новгороде строились храмы в Полоцке, Чернигове (Спасский собор, построенный Мстиславом Владимировичем) и Тмутаракани.

Храмы украшались замечательной живописью и мозаикой. В киевском Софийском храме—живопись не только религиозного характера, но и бытового. Таковы фрески на лестнице, ведущей на хоры, с изображением княжеской охоты, княжеских музыкантов и скоморохов, В самом храме две стены украшены портретным изображением семьи Ярослава.Известны также архитектурные памятники и нецерковного характера. Археологам удалось открыть фундамент княжеского дворца X в. Судя по остаткам мраморов, мозаики, художественных изразцов, фресок, найденных в мусоре развалившегося здания, можно составить некоторое представление о самом дворце. Это, несомненно, было большое здание, богато украшенное.Не менее показательно и искусство прикладное. Клады, найденные в разных местах Киевского государства, знакомят с предметами домашнего обихода, женскими украшениями, оружием и другими вещами наших далеких предков. Большинство этих предметов сделано в крупных русских городах русскими же мастерами по греческим и восточным образцам.

При раскопках в Киеве найдены были остатки ювелирных мастерских с литейными фор¬мами и заготовками материалов.

Музыка в Киевской Руси.

 

В письменных памятниках имеется достаточно данных, чтобы составить представление еще об одном виде искусства— музыке. Народные развлечения сопровождались песнями, пляской, игрою в бубны и в «сопели». Пение и музыка вошли в обычай в княжеском дворце. Феодосий печерский, придя по приглашению князя Святослава Ярославича во дворец, «...виде многыа играюща пред ним (князем); овы гуслениа гласы испущающим и инем мусикыйскиа гласящим, иныа же органныа; а тако всем играющим и веселящимися, яко же обычай есть пред князем». На фресках, украшающих лестницу, ведущую в киевский Софийский храм, изображены плясуны и музыканты: одни играют на духовых инструментах, другие—на струнных.

Культура Ростово-Суздальской земли.

В связи с развитием феодальной раздробленности и падением политической роли Киева, литературная и художественная жизнь в самом Киеве о XII в. постепенно падает. Но при этом выдвигаются много-численные новые феодальные центры со своей культурной жизнью, широко развивающиеся в XII — XIII вв. Памятники этой местной культуры менее величественны по своим масштабам, но дают нередко значительно более глубокое и полное выражение национальной культуры на местной народной основе.

Летопись сохранила свидетельства об интенсивном строительстве и росте местной культурной жизни для Чернигова, Холма (Галицко- Волынское княжество), Владимирской Руси, Новгорода. Особенно яркие памятники XII в. сохранились во Владимирской земле и и Новгороде.Ростово-Суздальская земля оставила значительное культурное наследие—памятники письменности и памятники строительства.

До 1157 г. на северо-востоке уже велось летописание при епископском дворе в Ростове. При Андрее Боголюбском возникло княжеское летописание во Владимире на Клязьме. В начале XIII в. появляется свое летописание и в Переяславле Залесском, при князя Ярославе Всеволодовиче.

Отличительной чертой владимирско-суздальского летописания является общерусский масштаб в оценке исторических событий.На северо-востоке зарождалась концепция общерусской власти владимирского князя, которая и отразилась на великокняжеских владимирских летописных сводах, общерусских по своей конструкции и прокипающей их политической мысли. Это так называемый «Владимирский  полихрон», первая редакция которого относится к концу XIIв. Показателен и здесь народный эпос, сберегший до наших дней киевские  былины , забытые  на юге.До нас дошли замечательные  памятники ростово-суздальского строительства, например палаты Андрея в Боголюбове, Дмитровский  собор по Владимире, построенный Всеволодом, Успенский собор во Владимире, Покровская церковь на реке Нерле, близ Боголюбова, Спасский собор в Переяславле, Георгиевский собор в Юрьеве Польском, отражающие восточные и западные влияния.

Эти памятники, а также заставки и миниатюры рукописей свидетельствуют, что Северо-Восточная Русь входила в близкое общение и с Западной Европой и с Востоком, в частности о Грузией.

Культурные памятники Новгорода.

С ростом внутренней жизни Новгородской земли широко расцветает в XII в. и культура нов-городская. Развивается возникшее в XI в. новгородское летописании , Новгород создает и свой местный былевой эпос со своей особой тематикой (былины о Садке богатом госте, о Василии Буславе ,  возможно, о Минуло Селяниновиче).Но особенно иыдемшютом памянтники новгородского зодчества и живописи. На первом  месте  надо поставить новгородскую Нередицу в нескольких километрах от города и собор в Юрьевом монастыре.

Неродица особенно выделяется своей росписью, сделанной, несомненно, мощными новгородскими мастерами. Многочисленный  реставрационные работы, проводимые в Новгороде  обнаруживают все новые памятники новгородской живописи (например, роспись купола Аркажской церкви и др.), Новгородские  мастера—строители, ювелиры, литейщики— получают и дальнейшем широкую известность в Ростово-Суздальской  Руси. Если на юге преобладало византийское влияние, если в Руси Владимирской отмечается восточное (в частности грузинское) влияние, то в развитии  новгородской культуры уже в этот период заметно  чествуется  Запад.

 


 

Похожие материалы