postheadericon Хазары

Хазары.

Древнейшие известия о хазарах очень смутны и неопределенны.

Возможно, что появление хазар следует поставить в связь с движением тюрков в VI в. Немногочисленное племя хазар, о котором византийские писатели говорят с начала VII в., появилось первоначально у западных берегов Каспия.

Источники по истории Хазаров.

территория ХазарыИсточники, служащие для изучения истории хазар, очень отрывочны и далеко недостаточны. Из хазарских городов, которых известно всего три, археологически исследован только один Саркел, или Белая Вежа (Олио станицы Цимлянской, на нижнем течении Дона). Столица хазар Итиль, на Волге, была расположена на месте позднейшей татарской Астрахани (урочище Жареные Бугры, в 15 километрах выше современной Астрахани на правом берегу) и смыта Волгой или покрыта остатками позднейшего города. О хазарах с VII в. византийские, арабские и закавказские— грузинские и армянские—источники сообщают очень разнообразные известия, но связного рассказа о судьбах Хазарии в них нет.

Оригинальный письменный памятник местного происхождения—письмо хазарского царя Иосифа от 960-х годов (накануне падения хазарского царства) к испанскому раввину Хасдаю ибн-Шапруту, занимавшему высокое положение при дворе кордовского халифа. II своем письме Иосиф дает очень ценное описание страны хазар, народов, над которыми хазары господствовали в эпоху своего наибольшего могущества, п сообщает некоторые данные ив хазарской истории.

Территории Хазарского царства.

Хазарское царство, т. е. территории, которая признавала власть хазар и с которой они собирали дань, в VIII—IX вв. охватывало северный Азербайджан, аланское население северного Кавказа, доходило до берегов Азовского моря и до Крыма. Хазары владели древним Боспорским царством и периодически, на короткие сроки, подчиняли себе даже Хёрсонес—опору Византийской империи на северном Черноморском побережье. До половины IX в. хазарам платили дань некоторые племена восточных славян: поляне, северяне, вятичи. В составе населения хазарских городов имелись и славяне. Много славян служило в войсках хазарского хана. Данником хазар было также население Средней Волги: болгары (камские), буртасы, цармис (черемисы, мари) и арису (мордва-эрзя). В зависимости от хазар было и южное Приуралье и степи от полуострова Мангышлака до Аральского моря, что отдавало в их руки пути в Хорезм.
Занятия населения. В X в. среди хазар распространилось земледелие (первоначально кочевого типа). В связи с отим хазары стали переходить к полуоседлому образу жизни. Зимою все население живет в городах, рассказывают арабы, «с наступлением же весны выходит из них в степь, где остается до приближения зимы». «Поселков не видно в окрестностях их столицы, тем не менее местность усеяна обработанными участками». «Летом жители Итиля собирают жатву и перевозят ее в город на повозках или на лодках». То же утверждает и царь Иосиф, говоря, что в апреле и сам царь и егоподданныеразъезжаются из Итиля «к своим виноградникам, к своим полям и своей работе. Каждый род имеет свое наследственное имение; туда он направляется и живет там. К концу ноября мы опять возвращаемся в нашу резиденцию».

Так хазарский город сделался центральной зимовкой, из которой жители летом разбредались по стенному приволью. Но берегам Волги и Каспия хазары занимались рыболовством; рыба служила их главной пищей и единственным предметом вывоза из самой страны хазар.


Города. Хазарские города Семендер, Итиль и Саркел являлись средоточием торговли и культурных сношений. «В Семендере было много садов; говорят, он имел около 40 тысяч виноградников. Его населяли мусульмане и другие. Мусульмане имели в нем мечети, христиане—церкви, евреи—синагоги». «Город Итиль окружен стеною; две части его разделены рекой, имеют каждая по двое ворот. Одни, выходящие к реке, другие—в степь. В городе есть рынки и бани. Дома разбросаны. Это хижины, выстроенные из дерева и войлока; глиной пользуются мало. Только царский дворец, расположенный на острове, соединенный с западной частью города пловучим мостом, выстроен из кирпича; употребление последнего запрещено частным лицам. Лишь придворный обитают по западному берегу реки; другая (восточная), бдлыпая по размерам, населена мусульманами, христианами, евреями и язычниками». Раскопки Саркела показали, что он также делился на две части. На правом берегу Дона возвышалась высокая крепость из белого камня, на левом был расположен широко раскинутый торговый город, который должен был иметь значительное население.


Торговля. Сама Хазария ничего не производила для вывоза, кроме рыбы и рыбьего клея. «Хазарский царь не имеет ни судов, ни людей, привычных к плаванию на них. Все, что идет из Хазарии на юг: мед, меха выдр и черных лисиц и другая пушнина, привозится к ним из страны руссов и болгар; из отдаленнейших концов Славонии вывозятся мечи. Русские купцы ходят на судах по Волге, заходят в хазарскую столицу, где царь берет с них десятину». Затем они плавают по Каспийскому морю и «выходят на любой берег». К этому перечню товаров следует прибавить живой товар— рабов. В обмен шла ремесленная продукция. «Хазары не выделывают материй,—рассказывают арабы,—те, в которые они одеваются, приходят с южных берегов ^Каспийского моря, из Римской империи и из других стран». Средоточие торговых путей волжского, каспийского, волго-донского путей к Азовскому и Черному морям и Мангышлакского пути в Хорезм делало из Итиля центральный рынок Юго-Восточной Европы.


Политический строй Хазарии и его особенности.

Военная организация у хазар рисуется такими чертами: «царь их возложил на зажиточных и богатых обязанность поставлять всадников, сколько могут они по количеству имущества своего». Воины выступали в поход в полном вооружении, со знаменами и копьями, одетые в прочные брони. Во главе хазарского народа стоял хан, его окружали привилегированные группы бегов (князья) и тарханов (лица, свободные от государственных повинностей).

Хазария шла по пути развития таких форм феодализма, которые позднее были характерны для золотоордынских татар XIII—XIV вв. В устройстве верховной власти хазар существовала одна характерная черта—двоевластие. Рядом с верховным владыкой, хака-ном, или каганом, стоял царь-наместник, или заместитель царя, которого восточные писатели называют маликом или хакан-бегом. Ему и принадлежала действительная власть. Высшему хикпну воэдавались почти божеские почести, но доступ к нему, кроме хакан-бега, имели только два сановника, носившие титулы кондор-бега и чаушиара, т. е. привратника. Звание высшего царя, как и звание царя-наместника, было наследственным в двух совершенно разных фамилиях.


Культура хазар.

Расположенная на скрещении многочисленных торговых путей, соединявших ее с Хорезмом, Персией, Азербайджаном, Чорноморьем, Византией и с внутренними областями по Волге и Дону, Хазария не выработала оригинальной материальной культуры, но питалась очень разнообразными влияниями, проникавшими из  перечисленных стран, стоявших на более высокой ступени цивилизации, При раскопках в Саркеле май до мы предметы самого разнообразного происхождения—средне-аоиатские, норсидские, закавказские, византийские и русские вощи X—XII вв.,—но чего-нибудь, свойственного одним хазарам, до сего времени не найдено.

В городах Хазарии и, главным образом, в ее столице Итиле встречались Восток с его мусульманством и еврейством и Запад с византийским христианством. Все эти религии пользовались у хазар равной для всех терпимостью. Арабский писатель Масуди рассказывает, что в Итиле было семь судей: «двое из них—для мусульман, двое—для хазар, которые судят по закону торы (т. е. иудейскому), двое—для тамошних христиан, которые судят по закону инджиля (т. е. евангелия); один из них—для славян, руссов и других язычников—он судит по закону язычества, т. е. по закону разума». Оба царя и большая часть хазарской знати примкнули в конечном итоге к иудаизму. Иудейское влияние шло из Крыма, где в Боспорском царстве еще в первые века нашей эры упоминается еврейская колония.


Обстоятельства, при которых господствующие слои хазар обратились в иудейство, не поддаются точному объяснению. Собирая вместе отдельные смутные известия об этих событиях, можно думать, что обращение произошло в первой четверти VIII в. по инициативе царя Булана, или Булхана, которого грузинские источники называют, однако, только полководцем. Царь Иосиф считал себя прямым потомком Булана, который был, вероятно, первым или одним из первых хакан-бегов, или царей-наместников. У мусульманских писателей приводится известие, что халиф Меруан (743—750 гг.) священной войной принудил хазар принять ислам, однако спустя некоторое время один из потомков Булана, Обадия, про и а иол вторичную реформу—«обновил государство и укрепил иудейскую веру)».

Таким образом, конец VIII в.      и надо считать временем, когда религиозное влияние иудейства получило в Хазарии окончательный перевес.


Отношения с Востоком, Византией и Русью.

После падения в VII в. союза болгарских племен хазары в течение более 200 лет держали в своих руках южные степи. Они долгое время сдерживали нараставший напор печенегов из-за Дона й Волги и подчинили своей власти племя угров (мадьяр, или чвенгров), перешедших в VIII в. из южного Приуралья в черноморские степи, где они оставались до второй половины IX в. Но хазары имели дело не только со степью. В их внешней истории видное место занимают отношения к закавказским странам, с одной стороны, и к Византии и славянам—с другой. Отношения хаэар к их могущественным южным соседям—сначала к сасанидской Персии, потом к халифату— были эпизодом в великой борьбе за обладание собственно закавказскими странами—Азербайджаном, Арменией и деже Грузией— и за свободный проход на юг вдойь западного берега Каспийского моря. Постройка Сасанидами дербендской стены не прекратила хазарских набегов. Война продолжалась и при арабах, сокрушивших в 630-х годах Персидское царство.

Халифу Осману (644—656 гг.) удалось пройти на север и разорить тогдашнюю хазарскую столицу Семендер, после чего главный центр Хазарии переместился на нижнюю Волгу, в Итиль. Борьба против арабов продолжалась с переменным успехом до конца VIII в. Под 799 г. арабские писатели рассказывают о последнем нашествии хазар на северные пределы халифата. С тех пор между обеими странами устанавливается относительное равновесие.
Отношения к Византии, с которой хазары соприкасались в Черноморье и в Крыму, сложились иначе. У хазар и у Византии были общие враги—персы и арабы. Тяжелые войны против тех и других империя вела обычно в союзе с хазарами. Дружественные отношения скреплялись брачными союзами. В 830-х годах по просьбе хазарских правителей византийские строители и инженеры помога Саркеле, предназначенную для
Между хазарами и печенегами шла упорная борьба еще в VIII и IX вв. Хазары с трудом оборонялись от их нападений. В начале X в. печенеги кочевали уже между Доном и Дунаем.
К концу X в. обнаруживаются признаки упадка хазарского могущества. Военная мощь хазар ослабела; по словам ибн^Даста (или ибн-Рустэ), их конное войско не превышало 10 тыс. всадников. Чтобы усилить его, хазарские правители должны были содержать наемную гвардию, лучшая часть которой состояла из среднеазиатских мусульман. Тогда же хазары пропустили в южные степи венгров. Немного лет спустя печенеги в свою очередь прорвались на запад и заняли степи.

 

Похожие материалы