postheadericon Византийская Армения.

Византийская Армения.

 Византийская Армения. Армянские земли, находившиеся под властью Византии, распались на большое число феодальных владений, стоявших в различной степени зависимости от византийской императорской власти. Император Юстиниан (527—565 гг.) поставил задачей своей политики распространение в армянских землях общеимперских законов, с тем чтобы они, как говорилось в императорском указе, «ничем не отличались от (законов) нашего государства».

Уничтожение наследственных прав нахараров и усиление налогового обложения привели к переходу нахараров на сторону Сасанидов и к общему восстанию в византийской Армении. Однако соглашение армянской феодальной знати с сасанидским правительством, вызванное давлением со стороны Византии, было очень кратковременным. В 571—572 гг. на территории сасанидской Армении вновь вспыхнуло сильное восстание, в котором приняли участие Грузия и Албания. Это восстание, поддержанное Византией, нанесло сильный удар господству Сасанидов в Закавказье.

К началу VII в. большая часть сасанидской Армении отошла к Византии.Таким образом, в точоние III—VI вв. Армения, зажатая между двумя могущественными государствами, была постоянной жертвой нашествий о обоих сторон. Все это время армянский народ велборьбу за освобождение страны. Стойкость, проявленная армянами, побудила императора Маврикия (582—602 гг.) обратиться к сасанидскому царю Хосрову II с предложением совместно уничтожить армянскую народность. «Армяне,—писал Маврикий,—народ ненадежный и непокорный, живет между нами и мутит. Давайте условимся, я соберу своих (армян) и пошлю во Фракию, а вы соберете своих (армян) и прикажете увести на восток. Если они там погибнут, то погибнут враги: а если (их) убьют, то убьют наших же врагов и мы будем жить в мире. Ведь до тех пор, пока они будут находиться в своей стране, нам невозможен покой».

В продолжавшейся борьбе между Византией и Сасанидами за господство в Закавказье Византия добилась решительного перевеса при императоре Ираклии в 622—628 гг., но в это время у нее явился уже новый серьезный конкурент в лице арабов.

Армянская культура.

Несмотря на тяжелое положение страны под гнетом завоевателей, армянский народ сумел выработать высокую самобытную культуру. В начале V в. монах Маштоц (Месроп), происходивший из не закрепощенной крестьянской се¬мьи, изобрел армянский алфавит и положил начало армянской письменности. В V—VI вв. на армянский язык было переведено большое колждаство греческих сочинений, оказавших сильное влияние на оригинальную армянскую литературу. К V в. относится появление армянских исторических сочинений («История Армении» Фауста Византийского).

Выдающимся писателем и ученым был живший, как предполагают, в конце VI или в начале VII в. Моисей Хоренский, оставивший труд по древней истории Армении. Крупных успехов в рассматриваемый период достигло армянское зодчество. В IV—VI вв. армянская архитектура находилась под влиянием иранского (сасанидского) и сирийского зодчества; с VII в. стало усиливаться византийское влияние.