postheadericon Гунны

Гунны.

Объединения кочевников в Сибири и Средней Азии.

государство ГунновОбъединения кочевников. В течение первого тысячелетия нашей эры на огромной территории, простиравшейся от Манчжурии до среднеазиатских степей, последовательно складывались большие объединения кочевого населения, ядром которых обычно становился тот или иной племенной союз в Монголии и южной Сибири. Кочевники, жившие у северных рубежей Китая, объединялись во время борьбы с китайцами. Племенной союз, образовавшийся для противодействия китайскому наступлению или для похода во внутренние области Китая, затем быстро распространялся на очень большую территорию путем подчинения кочевого и оседлого населения власти господствующего племени.

Большую роль при этом играли межплеменные войны, вызывавшиеся потребностью в неистощенных пастбищах и стремлением захватить у соседей военную добычу—скот и пленных. Объединение кочевых племен приводило к вторжению их в культурные области Китая и Средней Азии, где богатые торговые города служили заманчивой приманкой для богатеющей родовой аристократии кочевников.

Представляя собою конгломерат различных племен, эти державы кочевников были очень непрочными и недолговечными. Поражения, наносившиеся китайцами, становились толчком для внутренних восстаний среди подчиненных племен, в результате которых объединение рассыпалось на составные части. Однако появление новых подобных же объединений свидетельствует об устойчивости той экономической и политической обстановки, в условиях которой могли появляться крупные державы кочевников.

Гунны в Монголии и Центральной Азии. Первой крупной кочевой державой на территории южной Сибири и Монголии было госудаство гуннов (хуннов). Объединение их, по китайским источникам, произошло в конце III в. до н. э. Ядром этого государства был военный союз племен, живших на северо-востоке от среднего течения реки Хуаи-хэ и на юг от р. Орхона. Вождь гуннов Модэ подчинил своей власти соседние кочевые племена и «сделался равным Срединному двору» (Китаю). Он принял титул «шаньюя», что значит «величайший».

Во время наибольшего расширения в состав Гуннского государства вошла территория от Байкала до верхнего течения Енисея и на юг до Тибета. Хотя социальной основой гуннского общества был отдельный род, но последний имел уже сложный состав. В него входили воины разбитых на войне племен. Над массой родичей господствовала родовая аристократия, к составу которой принадлежали родовые старейшины, племенные вожди и окружавшая их военная дружина. Значительную роль в хозяйстве играли рабы, захват которых соотавлял одну иэ целей военных предприятий. Богатые погребения гуннских вождей, открытые в Северной Монголии, дают возможность говорить о значительной имущественной диференциации. Вожди племен собирались три раза в год для общего совета и жертвоприношений.

Во главе гуннского союза стоял шаньюй, власть которого передавалась по наследству. Он был общим военным вождем и как предполагают, верховным жрецом. Связь между остальными племенами, входившими в состав этой державы, была незначительной. Подчиненные племена должны были платить гуннам дань. После ослабления самих гуннов в результате неудачной борьбы с Китаем обширное государство гуннов разложилось на составные части.

В 119 г. до н. э. гунны от китайцев потерпели поражение, вскоре после которого началось восстание подвластных гуннам племен. Около середины I в. до н. э. гунны раскололись на северных и южных. Остатки северных гуннов были отброшены китайцами на запад. Они появились в Средней Азии, где объединили различные кочевые племена. На этой территории произошло формирование тех кочевых орд, которые стали известными в Европе под названием гуннов.