postheadericon Медресе Кукалдош.

Медресе Кукалдош.

 Медресе Кукалдош.Ляби -хауз. Второй после Пои-Калян центральный ансамбль Бухары. Три монументальных здания обрамляют водоем.  Медресе Кукалдош (1568/69 г.)  имеет очень крупные размеры. Вокруг продолговатого двухайванного двора расположены два этажа худжр, часть которых сгруппирована взаимосвязанными узлами. Главный фасад, вдоль которого расположены мечеть, вестибюль и дарсхана, традиционен в своем решении - это портал, угловые башенки-гульдаста, двухъярусные арочные лоджии в простенках. Боковые же фасады медресе необычны: в их втором ярусе размещены аркады лоджий, обращенные на улички. В декоре главного и дворового фасадов - майолики невысокого качества, скудные по колориту. В интерьерах поражает необыкновенное разнообразие сложных сетчато-звездчатых плафонов, выложенных из жженого кирпича с белой затиркой швов или же отлитых из ганча. Остальные сооружения ансамбля связаны с деятельностью видного сановника Надира-Диван-биги.

Автор Пугаченкова Г.А. 


 Кукалдош.Медресе Кукалдош (Кульба-Кукельдаш ) еще одна постройка XVIв., относимая к периоду правления АбдуллыханаII. Это – одно из самых больших в Бухаре медресе. Оно имеет 160 худжр, расположенных в два этажа по периметру двухайванног двора.  Здесь  учился один из самых известных среднеазиатских писателей XXв.

Садр ад-Дина Айни(1878-1954г).Традиционные фасады медресе отделанные майоликой. Главный фасад, обращенный к Ляби-хаузу, содержит вестебюль,  мечети и дарсхану. Интерьер медресе интересны разнообразием сложных звездчатых плафонов, выложенных из жженого кирпича или же отлитых из ганча.  Внутри медресе  впечатление производят  впечатление тесноты,   он весь нагроможден  ходами , лестницами и закутками. Но лучше всего  сохранился декор в двух его залах это в мечети которая всегда строится при медресе и  в дарсхане. Здесь впечатляют  купольные перекрытия проходов, который ведет из ворот в медресе во двор и резные деревянные двери.

 
 Медресе Кукельдаш(1568 — 1569 гг.) - самое большое м Бухаре (80 х 60 м). Оно построено по традиционной схеме восточного вуза-интерната. Однако в нем впервые в медресе, возведенном и рабаде, на свободном участке, паулицу города выводятся лоджиями светлые, проветриваемые жилые худжры.

Они раскрываются на втором этаже на боковых фасадах. Жилая секция здесь благо» устроена по примеру самаркандского медресе Улугбека: на первом этаже - трехчастная ячейка, со стоящая из айвана, жилого и хозяйственного помещений.Оригинально разработаны и общественные залы.

В дарсхане световой фонарь несут четыре пересекающиеся арки, переброшенные из угла в угол по диагонали и затканные сетчатым декором. В основании купола мечети - восемь пересекающихся арок. Уникальны и декоративные купола мион-сарая; в сетчато-звездчатый гирих плафона на фоне паутины кладки из шлифованного кирпича введены яркие, красочные звезды наборной мозаики.

В их строе - выражение стиля бухарского зодчества: сдержанное благородство, синтез архитектурных форм и их художественной разработки.Выделяется входная дверь - один из шедевров бухарской резьбы по дереву; створки ее покрыты сетью десятилучевого звездчатого гириха с филигранным орнаментом в заполнениях.Памятник сильно искажен многочисленными ремонтами. Причиной деформаций послужила конструкция стен, выложенных „в три версты", то есть в полтора кирпича по лицевым сторонам с забуткой внутренней полости кирпичным боем на ганчевом растворе. Укрепление обрушивавшихся кладок началось с 1920-х гг. Переложены арка глав-ного портала, вся аркада верхнего этажа на восточной стороне двора и др. (ведущие реставраторы - архитектор К. Крюков, усто Аминджан Салямов).