postheadericon Мавзолей Буян- кули –хана.

Мавзолей Буян- кули –хана.

 Буян кули ханОколо 1358 г. близ чтимой могилы известного среднеазиатского мистика Сейфеддина-Бохарзи (ум. в 1261 г.) возводится мавзолей монгольского хана Буян - кули-хана (ум. в 1358 г.) . Это двухкамерное здание состоит из зиаратханы и гурханы, с узким обводным коридором. Главный фасад, выделенный порталом, приподнят над остальными, прикрывая приземистые купола помещений. На фасадах здания и в интерьере зиаратханы господствует резная поливная терракота (во многих участках утрачена), выполненная крупными плитами, а в сталактитовом заполнении парусов - целыми блоками.

В орнаментике господствуют гирихи, имитации на плитах кирпичных кладок, но в основном - тончайшие растительные сплетения и прихотливая вязь надписей. В колорите преобладает ярко-голубой цвет, дополненный белым и синим. Здание  над  погребением  Сейфеддина Бохарзи (2-я половина XIV в.)  примыкает к цоколю мавзолея Буян-Кули- хана. Оно также двухкамерное (гурхана и зиаратхана), но отлично по композиции и значительней по масштабам. Оба помещения увенчаны овоидальными куполами; господствует купол зиаратханы. Боковые фасады подчеркнуты сводами в прямоугольных рамах.

Главный фасад выделен монументальным порталом (XV в. или XVI в.) со сводом и венчающей аркатурой, башенками на углах и трехъярусными простенками. Интерьер зиаратханы просторен и легок; своеобразны его сталактитовые подкупольные элементы. В гурхане стоит деревянное надгробие конца XIV в., украшенное орнаментальной резьбой с преобладанием замысловатых растительных мотивов и вязью надписей.

Автор Пугаченкова Г.А.

 
 мавзолей Буян кули ханаРядом с захоронением шейха был возведен мавзолей Буян-кули хана - один из шедевров зодчества Средней Азии, когда ее культура лишь начала возрождаться после разорения XIII в. Буян-кули, монгольский хан, правивший страной в середине XIV столетия, был убит в 1358 г. во время народного восстания в Самарканде и погребен в мавзолее, отстроенном бухарскими мастерами.

Захоронение отмечено трехступенчатым майоликовым надгробием.Призматический объем мавзолея заключает в себе два помещения: купольный зал – зиаретхану и лежащую за ней темную усыпальницу, обведенную по бокам коридорами, как это делалось и буддийских храмах. Главная художественная ценность мавзолея - резная поливная терракота и мин гоцветные изразцы, которыми он украшен внутри и снаружи. Гамм 11 цветов характерна для пред тимуровской поры: голубой, марганцево-черный, белый и в меньшей степени - синий. Платформа, на которой стоит мавзолей, облицована традиционным мотивом: глиненая кладка кирпича со вставками голубых глазурованных „бантиков" на вертикальных стенках, а поверхность ее выстлана паркетом в виде шестигранных шашек в прямоугольной окантовке.

Этот памятник был создан до знаменитых тимуровских усыпальниц Шахи-Зинда, но может соперничать с лучшими из них. Архитектурное его решение было для своего времени новаторским: это один из ранних примеров двухкамерного мавзолея.
Одним из учеников Сейф ад-Дина Бохарзи был чагатайский хан Буян-кули(ум. 1358г.) внук известного Дуян –хана(ум.1307г.) В 1346гг.власть в западной части монгольского улуса Чагатаев, к которой относится Бухара, захватил амир Казаган.

Он формально возвел Буян-кули-хана на трон и правил от его имени. Когда власть перешла к сыну Казагана амиру Абд-Аллаху, то он казнил Буян-кули-хана. Одним из поводов к этому называют желания Абд-Аллаха получить жену   Буян-кули-хана. Погибшего хана похоронили рядом с мемориалом его учителя шейха Бохарзи. Здесь был возведен мавзолей внушительных форм в то же время привлекает простотой и ясностью.

Мавзолей имеет сложный план, так в нем есть усыпальница(гурхан), комната поминовений(зияратхона). А над ним два купола. Внутри мавзолея все стены   отделаны резной поливной   терракотой голубых, синих и белых тонов. Надгробие  сделано из дерева в 14веке. Есть также тайный коридор назначения которого пока еще не выяснено. Главный фасад украшен стройным аркой порталом. Который почти не выступает , а только  приподнят  относительно участка  стены.