Главная История Азии. История Узбекистана Первые государственные объединения Переход к железному веку на территории Узбекистана. Формирование ранних государств.

postheadericon Переход к железному веку на территории Узбекистана. Формирование ранних государств.

Переход к железному веку на территории Узбекистана.Формирование ранних государств.

 

План:
1. Эпоха железа. Основные признаки и особенности Хозяйство эпохи железа.
2. "Авеста" - как источник по истории социально-экономических отношений народов Средней Азии в I тыс. до н.э.
3. Формирование первых государственных образований. Эпоха железа.

 

Основные признаки и особенности. Хозяйство эпохи железа.Средняя Азия в целом, и Узбекистан, в частности, в конце II- начале I тысячелетия ли н.э. переживает один из самых сложных периодов своей истории. Значительные изменения происходят как на юге региона, в зоне традиционных земледельческих культур, так и в более северной части - зоне распространения пастушеского скотоводства.

На юге Средней Азии, где в эпоху бронзы сложились центры протогородской культуры, наблюдается расширение площади орошаемых земель. В это же время происходит массовое передвижение населения с запада через территорию современного северо-восточного Ирана далее на восток, на территорию Бактрии, где возникает яркий центр позднебронзовой культуры -Сапалли. Важным моментом этого времени является взаимодействие кочевых племен и оседлых земледельцев, что становится одной из важнейших особенностей развития Средней Азии. Однако главным в изучаемый нами период было все же постепенное распространение на территории Узбекистана железных орудий труда, оружия и украшений.

С конца III-II тыс. до н.э. население Средней Азии находилось в тесных контактах с земледельческо-скотоводческими племенами Ирана, Афганистана и Северо-западной Индии, которые вплотную соприкасались с областями Двуречья и долины Инда, где в то время на базе высокоразвитой земледельческой культуры уже началось формирование социального и имущественного неравенства. Это способствовало заимствованию и быстрому распространению в среде первобытно общинников прогрессивных форм ведения хозяйства, развитию ремесел, внедрению ряда культурных новшеств, в т.ч. железных орудий труда.

Как известно, впервые (Х1V-Х11 в. до н.э.) железными изделиями начали пользоваться Хетты - народ, живший в Малой Азии, а затем народы соседних стран - Двуречья, Ирана, Закавказья Средней Азии, Крупных месторождений железа на территории Средней Азии нет, но много средних и мелких.Распространение железных изделий происходило медленно, в первую очередь, потому что, процесс их изготовления был очень трудоемким, для плавки железа нужны были высокие температуры ( 1500°с) Железную руду трудно обрабатывать, железную крицу для удаления шлаков необходимо проковывать несколько раз.

железный век, первые государства

Только в 1 тыс. до н.э. был открыт способ закалки железа путем погружения в холодную воду. Древние находки железных изделий на территории Узбекистана были сделаны на Дальверзине (Ферганская долина), Кызылтепа (долина Сурхандарьи), Даратепа (долина Кашкадарьи), Афросиаб (долина Зарафшана). По-видимому,  начало раннежелезного века в регионе можно отнести к IX в. до н.э., хотя повсеместное распространение железные изделия получили лишь к VI в. до н.э.

В становлении раннежелезного века можно выделить два этапа: переходный и архаический.

Основными признаками железного века можно считать следующие:

1. Появление железных изделий и орудий труда;

2. Прогресс в развитии земледелия, ирригации;

3. Более монументальная, зачастую грубоватая, архитектура.

4. Изготовление лепной керамики с примитивной росписью.

5. Возрастание роли кочевников.

6. Преобразование общественной жизни.

 

Формирование первых государственных образований.Земледелие в это время на основе искусственного орошения с использованием железных орудий труда прогрессивно развивается. Появляются железные серпы и плуги с железными наконечниками, железные топоры и мотыги. Эти орудия способствовали развитию земледелия на больших площадях. В Туркмении первые каналы появились еще в 1V-III тыс. до н.э., а в Узбекистане во II тыс. до н.э.Создание древнейших ирригационных систем, которые, например, были обнаружены в Хорезме, требовало производительного труда большого количества населения, т.к. магистральные каналы иногда отводили воду от Амударьи на десятки километров.

В основном во многих областях Узбекистана преобладала мелкая ирригационная сеть.Для сбора и вывода на поверхность грунтовых вод сооружали кяризы подземные каналы.К памятникам железного века в Узбекистане относятся следующие: в Северной Бактрии Буйрачитепе, Кучуктепе, Бандыхантепе. Эти памятники изучали: Сагдуллаев А.С., Ртвеладзе Э.В., Аскаров А.А.

Обычно каждый оазис включает группу из трех-четырех поселений, одно из которых является центральным, выделяясь размерами, наличием фортификации и достаточно четким планом. Оно являлось примером рождающегося города. Городище было окружено стенами. К этому времени можно отнести укрепленные усадьбы (Кучуктепа), служившие жилищами большесемейных общин. В качестве строительного материала использовались пахса (битая глина) и кирпич - сырец.

Зачастую такая усадьба строилась на платформе. Внутри нее выделялись хоз. двор, жилые, хозяйственные и производственные помещения: кухня, трапезная, хранилище и т.д. В такой усадьбе жила большая патриархальная семья (20-25 человек).Необходимо отметить, что железо сыграло важную роль в развитии ремесла. Появляются специалисты по обработке железа кузнецы. Ремесло постепенно отделяется от сельского хозяйства и превращается в самостоятельную отрасль хозяйства. Происходит второе общественное разделение труда.Ирригационные системы в эпоху поздней бронзы - раннего железа создаются на базе крупных рек или дельтовых протоков. Забор воды из этих источников мог осуществляться только с помощью достаточно мощных плотин и специальных водоподъемных сооружений.

Строительство сложных ирригационных систем требовало значительных трудовых затрат. Необходимы были систематические работы по очистке русел каналов, регулированию подачи воды на поля.Прогресс земледельческих орудий в рассматриваемый период следует связывать в первую очередь с появлением железа в начале I тыс. до н.э. Из железа изготавливались лопаты, без которых невозможно было сооружение сложных ирригационных систем, железными наконечниками снабжались деревянные мотыги, что повышало их производительность. Для обработки почвы широко применялись одно-рукояточные прямоградильные рала, что подтверждается изображением таких орудий среди наскальных рисунков (Саймалы-таш, Фергана).Урожай обычно хранился в хумах или зернохранилищах - ямах округлой формы, обмазанных внутри глиной, выложенных сырцовым кирпичом.Ассортимент возделываемых культур по существу не претерпевает изменений: пшеница, ячмень, рожь, бобовые, просо, виноград.Скотоводство развивалось стабильно Повсеместно разводили крупный и мелкий рогатый скот: свиней, лошадей, верблюдов, ослов, овец.Таким образом, в конце II - начале I тыс. до н.э. в южных оазисах развитие системы поливного земледелия достигло высокого уровня, что привело к появлению значительного прибавочного продукта, разложению первобытно¬общинных отношений, нарастанию имущественного и социального неравенства.Данные письменных источников свидетельствуют о том, что в VI -VI вв. до н.э. на территории Узбекистана проживали такие народности, как согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, саки и массагеты.

Многочисленное земледельческое население проживало в долинах Зарафшана и Кашкадарьи. Эта территория в письменных источниках называется по-разному: Сугда («Авеста»), Сугуда (Бехистунская надпись), Согдиана (труды Арриана, Страбона, Курция Руфа). Население, проживавшее на этой территории, называлось согдийцами.Другим оседлым земледельческим народом, жившим в низовьях Амударьи, были хорезмийцы. Их страна называлась Хваризам («Авеста»), Хваразмиш (Бехистунская надпись), а в трудах Арриана и Страбона- Хорасмия.Ближайшими соседями согдийцев были бактрийцы., чья страна располагалась на территории долины Сурхана, на севере Афганистана и юге Таджикистана. Письменные источники называли ее Бахди («Авеста»), Бактриш (Бехистунская надпись), а греко-римские авторы - Бактрианой или Бактрией.

В степях и по берегам Амударьи (древнее название реки - Оке), жили кочевые племена массагетов, а в горных, степных и пустынных районах - саки, основным занятием которых являлось скотоводство. В VI в. до н.э. они образуют военно-племенной союз, чтобы защитить свои земли от набегов других племен.Как пишут античные историки, саки делились на три группы. Наиболее многочисленная из них называлась саки-тиграхауда (в переводе - «носящие остроконечные шапки»). Они проживали на землях современной Ташкентской области и Южного Казахстана.Вторым большим объединением были саки-тарадарайя (в переводе -«живущие за рекой»). Они обитали на берегах Аральского моря и в низовьях Сырдарьи (древнее название реки - Яксарт).В горных районах Памира и Ферганы жили так называемые саки-хаумаварка.2. "Авеста" - как источник по истории социально-экономических отношений пародов Средней Азии в I тыс. до н.э.Основным источником для изучения первобытнообщинного строя служат археологические материалы. Но уже для следующей эпохи - эпохи его распада и возникновения первых государственных образований имеется источник иного рода - это "Авеста" - собрание религиозных текстов зороастрийцев. Авеста не только памятник древнеиранского языка и литературы, философии и религии, но и важнейший источник по древней истории Средней Азии.Общество, рисуемое Авестой, прежде всего ее древнейшими частями - Яштами и ( атами, может быть определено как патриархальная община оседлых скотоводов и земледельцев, с далеко зашедшим _\же имущественным и социальным расслоением, выделением военной аристократии и жречества.Низшей единицей общества в Авесте выступает нмана (в Гатах- дмана) -"дом", как жилище семьи, ее домашнее хозяйство, а также и в значении самой патриархальной семьи.Во главе дома-семьи стоит патриарх, домовладыка - нманопати, буквально "глава, хозяин дома", рядом с ним нередко упоминается "домоправительница" - нманопатни (в Гатах - дманопатни), жена домовладыки или старшая женщина в семье; только для богатых семей под этим термином следует, вероятно, понимать старшую жену.Домовладыка рассматривается зороастрийской традицией и как религиозный судья (рату), наблюдающий за исполнением религиозных предписаний всеми членами семьи. В этом качестве домовладыка именуется в Авесте нманья, буквально "относящийся к дому-семье".

В текстах об этих функциях домовладыки говорится: "Кто (религиозные) судьи? Это нманья, религиозный глава дома; висья, религиозный глава рода; зантума, религиозный глава племени; дахьюма, религиозный владыка области: заратуштротэма -высший религиозный глава...".В Авесте фигурируют и духи дома-семьи - божества, призванные специально охранять благополучие дома и его обитателей. Эти духи дома, авестийские "пенаты" обозначаются тем же термином нманья и выступают иногда в одном ряду с двумя божествами - Брчья. охранителем посевов зерновых, и Ушахина, наблюдателем за предутренним временем. В Авесте упоминаются и духи рода, племени и области.В этих представлениях сказывалась забота об умерших родичах - культ предков.Основным строительным материалом для сооружения домов - нмана служила глина; в Видевдате упоминаются пахсовые блоки и сырцовый кирпич, высушенный на солнце. Для балок и опорных столбов употреблялось дерево. Жилище освещалось через световое отверстие в крыше-раучана. Жилища знати по своему типу мало чем отличались от домов рядовых общинников. На это указывают авестийские описания домов, принадлежащих богам или созданных богами, воспроизводящие с обычными в таких случаях преувеличениями тип жилища богатого общинника.Существенной чертой патриархальной семьи является включение в состав семьи несвободных и отцовская власть. В состав авестийской патриархальной семьи входили и неполноправные члены общины, а также рабы. Речь идет о лицах, обозначаемых в Авесте как вира, вайса и париайтар. Слово вира неоднократно встречающееся, наиболее часто выступает в значении "мужчина, воин". В то же время, в целом ряде случаев вира отмечается в контекстах, ясно указывающих на то, что имеются в виду рабы. Такое значение вира засвидетельствовано уже в Гатах, где говорится о "скоте и рабах, принадлежащих честному скотоводу", где пророк прост добрые божества употребить их мощь и класть для "увеличения скота и рабов"Постепенное разложение патриархально - родового строя, выделение в составе семейной общины (большой семьи) малых семей, превращение родовой собственности, прежде всего скота и рабов, к собственность отдельных семей и как следствие, усиление имущественного неравенства внутри рода - все это не могло не отразиться и на положении рабов в общинах Восточного Ирана и Средней Азии.

Родственные дома - семьи образуют род - вис. Этим же термином обозначается в Авесте и родовое поселение. Вис - патриархальный род, совокупность нмана, объединенных происхождением от общего предка и называемых по имени или прозвищу этого предка. Основной принцип строения авестийского виса, рассматриваемого как совокупность домов-семей (согласно зороастрийской традиции в состав рода должно было входить не менее 15 семей),-степень родства членов рода, определяемая в Авесте термином наба - наздишта, буквально "ближайший по родству". Центральные фигуры здесь - домовладыка и домоправительница. Группировка родственников - чисто патриархальная, она не учитывает принципа родства по материнской линии, дети сестер не включаются в состав рода. С момента замужества женщина входит в семью и, следовательно, в род своего мужа.Родовая община в старейших частях Авесты — основная экономическая ячейка общества, носитель всех важнейших политических, социальных и юридических институтов. Пастбища, поля, простейшие оросительные сооружения составляли, по всей вероятности, собственность виса.Обязательства кровной мести; установления, регулирующие брачные отношения; поручительства; правила, определяющие взаимоотношения родственников, - все эти положения, упоминаемые или подробно трактуемые в дошедших до нас частях Авесты, основываются на наличии родовой общины.Принципы военной организации племени также покоятся на существовании рода. Небольшие по количеству членов роды вели хозяйство сообща.Большие роды могли распадаться на ряд хозяйственных ячеек, однако главные черты родовой организации продолжали сохраняться.Во главе рода стоит виспати -"господин, хозяин рода", обычно - старейший в роде. Виспати исполнял и судейские функции, а также являлся религиозным шефом рода.

В этом качестве он именуется в Авесте висья.Должность виспати первоначально должна быть выборной - владыка рода избирался из числа глав семей. Поскольку вис не только род, но и родовое поселение, виспати в Авесте выступает и как глава поселения.Селение, как о нем можно судить по Авесте, представляет собой на первый взгляд типично родовое поселение. Оно состоит из ряда дворов, в каждом из них живет отдельная семья.Освоение новых земель и пастбищ, создание ирригационных сооружений и усложнявшаяся практика распределения воды в большой степени способствовали усилению значения соседской общины, вели ко все большему разложению принципов родовой организации. Поселения оседлых скотоводов и земледельцев оказываются уже в большей мере основанными на экономических связях, нежели на чисто родовых.Авестийская община, сохраняющая еще основные институты родового строя, характеризуется в то же время глубоким социально-экономическим расслоением.  Рядовым общинникам  противостоит верхушка  - родоплеменная знать.Имущественное неравенство внутри общины, разделение общества на богатых и бедных наиболее четко выступают в поздних частях Авесты, прежде всего в Видевдате при изложении правил ритуального очищения.

Племя - занту - упоминается в Младшей Авесте достаточно часто, однако нигде не выступает вне сочетания с другими терминами четырехступенчатой структуры (нмана, вис, дахью). В отличие от дома и рода, племя в обществе оседлых скотоводов и земледельцев выступает как формальная общность. Внутри рода важна степень родства, в составе племени учитывается лишь самый факт родства. В условиях перехода к территориальному делению патриархально -родовая община еще долго сохраняет свое реальное значение, тогда как понятие племени приобретает в большой степени абстрактный характер. В качестве единицы, более крупной чем род, на первый план выдвигаются соседская община и "область, страна" -  территория, населенная уже не одним племенем, а союзом племен.Вождь племени - зантупати также выступает лишь при перечислении "владык" - рядом с главами дома, рода и области; отдельно от них зантупати не упоминается.Дахью - "область, страна" - термин, употребляемый в разных   частях Авесты в различных значениях.Уже в Гатах дахью - более крупная единица, чем племя или область, занимаемая одним племенем. Дахью в Авесте - понятие прежде всего территориальное, географическое, нередко указывавшее и на значительную этническую общность, но еще не четкая административная единица в составе сложившегося государства.Во главе области стоял дахьюпати - "владыка области". Власть его была ограничена советом знати. Дахьюпати был религиозным владыкой (дахьюма), осуществлявшим и судейские функции.Особый интерес для характеристики объединений областей - дахью - объединений, представлявших собой конфедерации племен и, по-видимому, стоявших на пути к сложению в государство, имеет десятый Яшт, посвященный Митре (Михр Яшт).

В Михр Яште мы встречаемся с объединением областей, именуемым дахьюсасти - буквально «власть над областями». Дахьюсасти стоит в одном ряду с нмана, вис, занту, дахью, после их перечисления, как более высокая ступень. Правитель этого объединения носит титул «дахьюпат всех дахью», иначе говоря, владыка над всеми областями.Во главе объединения стоит «владыка всех областей».Власть его ограничена, по крайней мере номинально, советом, состоящим из представителей отдельных ооластей-дахью и носящим название дахьюнам фритэмадато «совет первейших областей». Известен и религиозный глав;; и одновременно высший судья так.>го объединения - шратуштротэма. буквально «наиболее подобный Заратуштре» В   «Авесте»  сохранились  имена  и   первых  «царей-  кави»:   Кави-кават,   Кави-Хаусрав, Кави-Ус и