postheadericon Скифы а затем Сарматы

 

Скифы а затем Сарматы

Скифы сменили киммерийцев в причерноморских и приапонских степях примерно в IX—VIII вв. до н. э.

Древнейшие богатые, так называемые «царские», погребения скифов, которые нам до сих пор известны, не восходят далее VII в. до н. э. Термин «скифы» относится не к какому-нибудь одному определенному пароду, Геродот говорит, что сами они и все их отдельные племена называли себя «сколотами», «скифами назвали их эллины». Основатель новой школы лингвистики, академик Марр, исходя из отдельных слов неизвестного нам в целом скифского языка, доказал, что сами скифы должны были быть народом смешанного происхождения, образовавшимся путем скрещения различных племен, последовательно сменявшихся в Черноморских степях.

Геродот помещает Скифию между течением Днепра и Дона, к северу от Черного и Азовского морей; главным ее центром в его промена была приморская степь между устьем Дона и устьем Днепра, с захватом некоторой части его правого берега. Перечне народы, которые обитали за стенами греческого города Ольвии, расположенного у устья Южного Буга, Геродот отмечает, что в ближайших окрестностях города обитают микс-эллины (т. е. «смешанные» эллины), или эллино-скифы,—небольшое, видимо, количество греко-скифского населения, образовавшегося н силу долгого соседства.

Скифы и сарматы

За ними жили каллипиды и алазоны. Эти группы имели много сходного со скифами, но сеяли и упо¬требляли в пищу хлеб, а также лук, чеснок, чечевицу и просо. Это одна из категорий производителей хлеба, которым торговали греческие колонии.На алазонами жили собственно -скифы, которых Геродот делит им четыре категории. Скифы-пахари , живущие по роке Гипанису (Бугу); «они сеют хлеб не для собственного употребления, а на продажу». На нижнем плесе Днепра, на протяжении 11 дней пути, выше так называемого Полесья, жили скифы-земледельцы . Оба названия тождественны. Скифам-земледельцам , жившим частью оседло, Геродот противопоставит , во первых, скифов-кочевников, живших к востоку от земледельцы до реки Герра (вероятно, Конские воды), которые «ничего не сеют и не пашут». «По ту сторону реки Герра находятся так называются  царские владения и живут самые лучшие и самые многочисленные  скифы, о,читающие прочих скифов своими рабами».

Они занимали восточную часть Крыма и Приазовье до устья Дона; у порогов они жили и ни правом берегу Днепра. Их Геродот называют  «царскими» или, точное, «царственными» , т. е. «господствующими». По своему общему укладу скифы царские пред¬и обычаев и часто посещал Ольвию, оставляя свиту вне городских стен. Он входил в город, приказывал запереть ворота, надевал гре¬ческое платье, во всем жил по-эллински и приносил жертвы богам по эллинскому обычаю. Пробыв в городе месяц или более, он снова надевал скифское платье и удалялся. Он был посвящен в таинство культа Вакха-Диониса. Когда это стало известно среди поддан¬ных Скила, то он был убит.Поход Дария Гистаспа и Скифию.

Господство скифов в черноморских степях началось примерно с VIII в. Оно продолжалось до II в. Первое достоверное историческое известие из истории скифов связано с ноходом, предпринятым персидским царем Дарием около 513 г. на Скифию. Цслыо похода было ослабление скифской державы, которая стала опасным соседом персидской монархии после захвата персами Фракии. Тактика систематического отступления и заманивания персов в глубь степи, соединенная с внезапными нападениями скифских наездников, осыпав¬ших стрелами персидские отряды, привела поход Дария к полной неудаче. Такой же исход имел поход фракийского наместника Александра Македонского около 330 г.

Племена восточного Приазовья и Прикубанья. К востоку от Азовского моря и по северным предгорьям западного Кавказа обитали многочисленные туземные племена, в степях—кочевые, в предгорьях и по берегу моря—оседлые (меоты, синды и др.). Южнее, по Кавказскому побережью, начинались места житель-ства абазгов, т. е. абхазцев. Общественный строй приазовских и кавказских племен должен был напоминать скифский. Во главе родо-племенных союзов стояли такие же вожди, объеди¬нявшиеся, как и у скифов, под властью центрального царька. Цари и вожди имели хозяйства, обслуживавшиеся рабами из пленников. Они, подобно своим скифским собратьям, вели тор¬говлю с Боспором и с такою же роскошью, с женами и рабами, погребались в курганах, примером которых могут служить кур¬ган Карагодеуашх, неподалеку от Новороссийска, или Семибратняя могила на низовьях Кубани, близ Темрюка.Пароды, обитавшие к северу от скифов. За скифами, к северу, по Геродоту, жили иные, нескифские народы, занимавшие теперешнюю территорию Украины и России.

По Днестру и на восток до Днепра Геродот помещает невров, в которых , начиная со своего основоположника Шафарика, чешского ученого XIX в., видели нредков славян. Раскопки курганов и городищ в среднем Поднепровье убеледают в том, что греческое культурное влияние, нроходя через Скифию, доходило до современных Подолии, Волыни и Киевщины.

На северо-востоке, примерно от Днепра до Волги и за нею, обитал большой нескифский народ, будины. Известия об андрофагах (людоедах), меланхленах (черноризцах), гелонах (последние, как будто выходцы из греческих колоний) и совсем баснословные рассказы о блаженном племени гипербореев, живших на далеком севере, за всеми другими народами, перечисленными Геродотом, трудно принимать в расчет при попытках конкретного исторического анализа.

Сарматы.

Новую волну кочевого населения степей, появившуюся на территории скифов, греки, а за ними и римляне называли сарматами. Уже Геродот упоминает о них под именем савроматов, обитавших вверх по течению Дона, по направлению к Волге и за нею.

Археологические исследования в Нижнем Поволжье и Заволжских степях показали, что в эпоху господства скифов в Причерноморье далее к востоку культура носила характер, близкий к скифской. С чертами близости к скифам выступают сарматы и тогда, когда они распространились по черноморским и северокавказским степям.

Они медленно двигались к западу. Попади других племен оставалось самое сильное из них—аланы. Скифы частично подчинились сарматам и смешались с ними. Можно о сказать, что сарматы первых веков нашей эры были ронультитом скрещивания сарматов с их историческими предшественниками   скифами.

Культура этого смешанного народа, однако , носит некоторые особые черты, аналогии которым нельзя найти у скифов. Сарматы не образовали подобно царским скифам одной большой державы. Долгое время они делились на 4—5 больших племен; последние в свою очередь распадались на более мелкие племенные союзы, что дает основание думать, что общий социальный уклад сарматов был таким же родо-племенным, как и скифский.

К IV в. племя аланов приобретает главенство над другими и своим названием покрывает все остальные племена. В сарматскую эпоху в обычаях степняков, или по крайней мере в обычаях их социальной верхушки, наблюдается некоторое смягчение погребальных обычаев. При погребении сарматских вождей не хоронили ни жен покойника, ни насильственно умерщвленных рабов.

Однако нет больше и тонких художественных вещей, характерных для погребения скифской знати. Боспорские мастерские работали и на сарматских богачей, изготовляя по их заказу золотые и серебряные вещи, но вместо изящных предметов, находимых в скифских могилах, в сарматских курганах находят топорной работы украшения из золота со вставленными в них кусками полудрагоценных камней зеленого и красного цвета.

 

Похожие материалы