Главная История Азии. Япония Япония в XVII — XIX вв.

postheadericon Япония в XVII — XIX вв.

Япония в XVII — XIX вв.

Япония расположена на Дальнем Востоке, на островах Тихого океана, за что ее называют Страной восходящего солнца.

В средние века положительное влияние на развитие Японии оказал Китай. Это особенно чувствовалось в период царствования династии Мин в культуре, живописи, литературе, философии и в военной области.

Знаменитые исторические архитектурные памятники Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи (Серебрянный павильон) были сооружены именно в этот период, хотя их строительство и легло тяжелым бременем на плечи крестьян. Ведущей японской религией был синтоизм, проповедовавший божественное происхождение императора, но с проникновением китайского влияния синтоизм стал вытесняться буддизмом.

В конце XVI — начале XVIII в. Япония состояла из разрозненных княжеств — даймеров, во главе которых стояли влиятельные князья (феодалы) — дайме. Под их руководством служили дворяне-самураи. Несмотря на то, что официально страной руководил император, политическая власть была в руках сегуна.

Одним из главных исторических событий того времени было объединение трех островов Японии в единое централизованное феодальное государство. В объединении страны большую родь играли иcторические личности: крупный землевладелец — Нобинага, крестьянин — Хидэёси и феодал — Иэясу. Создав сильную боевую армию, они сохранили страну от гражданской войны. Токугава Иэясу в процессе объединения страны овладел большими территориями. Почти одна седьмая часть Японии стала принадлежать ему.

В принадлежащей ему части он создал город Эдо, который позже стал называться Токио. В 1603 г. Токугава Иэясу принял наследственный титул сегуна (великого полководца), то есть стал новым военным властелином Японии. В истории Японии этот сёгунат стал последним (третьим) и был известен под названием сёгуната Токугава.

С этого времени около 250 лет Япония управлялась династией Токугава.Господствующий феодальный класс был разделен при Токугава на несколько разрядов. Придворная знать — кугэ, формально занимала самое привилегированное положение, но фактически власти не имела.

Как и император, они получали содержание от сёгуна. Военное дворянство образовывало сословие самураев, верхушку которых составляли владетельные князья — дайме, после самураев шли крестьяне, затем — ремесленники и последнюю ступеньку занимали торговцы (купцы).

Токугавский сёгунат утвердился в период, когда  в Японию началось проникновение европейцев. Еще в XVI в. Японию открыли португальцы, которые в течение 50 лет вели торговлю с японцами. В 1552 г, в Японии появились испанцы, затем голландцы и англичане. В Японии стала распространяться христианская религия, которую проповедовали среди японцев миссионеры из Европы.

Сначала японцы поддерживали миссионеров и иезуитов, но затем поняли, что под маской религии европейцы пытались ограничить независимость Японии, захватить ее. Принятый в 1587 г. Декрет узаконил выдворение из страны всех миссионеров-христиан в 20- дневный срок. В противном случае они приговаривались к смертной казни.

Но этот закон не был направлен против коммерции. Иностранные торговцы могли заниматься коммерцией и оставаться в стране сколько им потребуется, но если торговцы содействовали проникновению миссионеров, то их имущество конфисковывалось.

Принятый Декрет должен был обеспечить безопасность Японии и сохранить ее независимость.Токугава Хидэёси одним из первых понял, какую угрозу несут в себе японцы, принявшие христианство, так как европейцы, посылая миссионеров и пропагандируя христианскую веру, надеялись убедить принявших ее японцев помочь в завоевании страны.

Однако в эпоху сёгуна Токугава Иэясуни отношения с иностранцами еще были дружескими. Он уделял большое внимание развитию внешней торговли. После его смерти В стране начались преследования людей, принадлежавших к христианской вере. Миссионеры были изгнаны из страны, а японцев, принявших христианскую веру, заставили отказаться от этой религии. Изменилась и политика торговли с иностранцами.

Японцы стали препятствовать вмешательству иностранцев во внутренние дела страны.В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава Иэмицу приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. С 1624 г. англичане перестали посещать Японию. В том же году из страны были выдворены испанцы, которые считались самыми опасными противниками независимости Японии. Согласно изданному указу, заниматься торговлей за границей имели право только лица, не принадлежавшие к христианской религии.

И, наконец, в 1636 г. были выдворены португальцы, и Япония полностью "закрылась" для иностранцев. Всем японцам, независимо от их вероисповедания, запретили выезжать за границу. Из-за границы в Японию под страхом смертной казни не мог приехать ни один японец. В стране оставалось несколько голландцев, но им было запрещено выезжать в другие части страны и удаляться от портов.

В 1641 г. они были переселены на берега острова Нагасаки и жили на правах пленников.В 1640 г. к берегам Японии приблизился португальский корабль. Находившиеся на нем послы предложили японцам вновь возобновить торговлю.

В ответ на это большинство послов и членов экипажа были убиты, а оставшиеся в живых отправлены обратно, чтобы рассказать соотечественникам о происшедшем. Таким образом, Япония более чем на 200 лет оторвалась от внешнего мира, полностью прекратив связи даже со своими соседями — Китаем и Кореей.

Однако оторванность от мира оказала отрицательное влияние, замедлив экономическое развитие страны.После запрещения христианства в религии Японии процветал буддизм, а в идеологии — конфуцианство, пришедшее из Китая вместе с буддизмом.

Среди придворных и самураев развивалось искусство.Несмотря на феодальный характер Токугавского режима, централизация Японии и прекращение междоусобных войн на первых порах содействовали подъему производительных сил.

В течение всего XVII в. расширялись посевные площади, совершенствовалась техника сельского хозяйства, развивалось ремесел, искусство, расширялась внутренняя торговля. На этой основе даже начал формироваться капиталистический уклад.

Однако подъем производительных сил сопровождался усилением внутренних противоречий феодальной экономики. Уже к середине XVIII в. начался застой в экономическом развитии. Феодальные порядки мешали промышленному развитию, вели к упадку сельскохозяйственного производства.  В начале XIX в. страна начала приходить в упадок.

Народждал изменений и исполнение своих надежд связывал с императором. Развитие синтоизма, связанное с усилением национального самосознания, способствовало тому, что большинство населения поклонялось императору как потомку божественного Солнца и ожидало от него долгожданного улучшения жизни.

Народ хотел восстановления законной императорской власти. Все это способствовало возникновению политического кризиса токугавского режима. Одним из проявлений кризиса была ставшая очевидной несостоятельность политики „закрытия страны".В течение многих лет иностранцы, особенно из западных стран, неоднократно пытались „открыть" Японию, но эти попытки не привели к успеху.

В середине XIX в. „открыть" Японию попытались США, так как они были заинтересованы в проходе через порты Японии в Китай, с которым они вели оживленную торговлю.В 1853 г. эскадра США прибыла в Японию с письмом президента, предлагавшим установить мирные отношения. Японцы впервые увидели пароход, работающий на пару.

Спустя год сёгун разрешил открыть два порта для американцев. Узнав об этом, англичане, голландцы и русские так¬же прибыли к берегам Японии и предложили подписать договоры об открытии портов. Таким образом, спустя 213 лет, Япония вновь „открыла свои двери" миру.

Но переговоры с иностранцами вел сёгун. Он сам принимал решения и вел себя перед иностранцами как император. Народ же не желал продолжения безграничной власти сёгуна. Поэтому подписанные им договоры воспринимали враждебно.

Начались выступления против иностранцев, некоторые из них даже были убиты. Это привело к обострению обстановки. Внутреннее и внешнее положение Японии резко усложнилось. В этой обстановке сёгун попытался найти защиту у иностранцев, и те оказали ему военную поддержку. Но против сёгуна и иностранной интервенции выступила оппозиция, возглавляемая князьями и самураями и поддерживаемая народом.

В результате в 1867 г. сёгун вынужден был отказаться от власти. Этим был положен конец не только сёгунизму Токугава, но и военно-политическому режиму, господствовавшему в Японии почти 700 лет.В истории Японии началась новая эпоха.

Теперь император Японии стал полноправным главой страны. Когда император Муцухито занял престол, ему было 14 лет. Он 45 лет достойно возглавлял страну. Новую систему управления императора в истории называют Мэйдзи (просветительский стиль управления).

Приход императора к законной власти также называют "революцией Мэйдзи".В результате проведенных императором реформ Япония в короткий срок стала передовой страной с развитой промышленностью, чем очень удивила иностранцев, считавших себя руководителями ее развития. Такой скачок в развитии можно объяснить тем, что японцы, перенимая у иностранцев достижения науки и технологии, смогли сохранить свои лучшие традиции, формировавшиеся в течение веков.

Изменения не прошли бесследно. Японцы были бессильны перед нашествием западных стран и их современными орудиями. Однако опыт жизни, безграничная любовь к Родине и чувство национальной независимости помогли всем патриотическим силам и передовым людям Японии сплотиться вокруг императора Муцухито и отстоять независимое развитие своей страны.

В Японии, как и в западных странах, стал действовать современный парламент, который вместе с императором занял в политической жизни страны приоритетное место.Феодальные привилегии были уничтожены, столица из Киото была перенесена в Эдо, который был переименован в Токио. Согласно принятой Конституции, был сформирован парламент из двух палат.

Члены нижней палаты избирались, а верхней — назначались императором. В системе образования Японии тоже произошли положительные изменения: стали интенсивно развиваться правоведение, социальные, точные и естественные науки.

Наиболее талантливых японцев направляли для учебы в Европу и США в ведущие университеты, и они возвращались на Родину квалифицированными специалистами, прикладывая все усилия для развития своей страны.Таким образом, Японии, более чем на 200 лет закрытой от внешнего мира, удалось сохранить свою национальную независимость. Вновь открыв свои двери иностранцам, Япония в короткий срок заняла одно из ведущих мест в мировом сообществе. Экономический и политический скачок в развитии Японии можно рассматривать как "японскую модель" развития.