postheadericon Искусство и литература в Древней Греции.

Искусство и литература в Древней Греции.

В эпоху эллинизма благодаря усиленному строительству новых городов и строительной деятельности эллинистических монархов, украшавших свои резиденции пышными зданиями, архитектура достигла большого размаха.

Наряду с храмами и дворцами возводились разнообразные общественные здания: помещения для собраний театры, палестры, торговые ряды, бани и т. д.

Высшей точки архитектурное искусство эллинизма достигло в постройке декоративных зданий для торжественных собраний и празднеств. В Вавилоне по приказу Александра была построена роскошная палатка для торжественного обеда по случаю бракосочетания македонских солдат с азиатскими девушками; при Птолемее Филадельфе построен огромный павильон для парадного обеда и т. д.

К категории декоративных построек относится и вышеописанный гигантский корабль Гиерона. Искусство архитектора при постройке декоративных зданий заключалось в сочетании грандиозности, лёгкости и изящества.Из сакральных построек эллинистической эпохи своим размером и пышностью выделялся храм Артемиды в Эфесе, построенный. на месте старого храма, сожжённого Геростратом в день рождения Александра Великого, храм Аполлона в Дидимах близ Милета и Мавзолей, храм-гробница тирана Мавзола в городе Галикарнасе.

С наибольшей яркостью новые архитектурные принципы проявились в постройке городов. Родоначальником нового рационального направления в античной архитектуре считают Гипподама из Милета, современника Перикла, а его наиболее талантливым продолжателем— Динократа, строителя Александрии. Необходимой принадлежностью всякого города считался общественный парк.

Александрия славилась Рощей Пана, Антиохия— своей Дафной, по богатству построек и роскоши не уступавшей французскому Версалю эпохи Людовиков.Эллинистическая♦ скульптура поражает размерами своих произведений, виртуозностью техники и уменьем передавать самые сложные движения человеческой психики.

Основы эллинистической скульптуры заложены творчеством великих мастеров IV в. Статуя афинского скульптора Праксителя (370— 334 гг.) — Гермес с ребёнком Дионисом на руках — передаёт совершенное человеческое тело мужчины. В известной статуе Афродиты Книдской, сделанной для города Книда, представлено столь же идеальное тело молодой женщины. В Сатире полным ключом бьёт весёлая, безза¬ботная жизнь и радость существа, близкого к природе.

По силе передачи переживаемых человеком страданий мировой известностью пользовалась группа Ниобид, принадлежащая тому же Пракдителю или Скопасу. В группе Ниобид, копия которой в настоящее время находится в Ватиканском музее, поражает выражение лица матери, которая видит, как падают одна за другой её дочери, сраженные беспощадными стрелами Аполлона, мстящего Ниобе за её гордость. С художественно-технической точки зрения возбуждают удивление необычайно тонко сделанные складки одежды бегущей от опасности одной из дочерей Ниобы.

Современником Александра Македонского был Лисипп—основоположник нового стиля в скульптуре. В отличие от художников времени Перикла, придававших своим произвединиям торжественный, сверхчеловеческий, идеальный образ, Лисипп индивидуализировал искусство, открыв тем самым бле-стящую эру греческого портретного искусства.

Из скульптурных произведений Лисиппа большой известностью пользовались бронзовые и мраморные статуи Александра Македонского и композиция, изображавшая битву при Гранике. По приказу царя художник вылил из меди в натуральный рост 25 всадников, спутников Александра, павших при Гранике.

Из других произведений Лисиппа известны колоссальная статуя Геракла, сидящего на скале, статуи Зевса и Посейдона и многие другие. Лисипд имел много учеников и подражателей, повторявших и развивавших принципы основанной им Сикионской школы. Стремление к величественному и колоссальному нашло выражение в Родостой статуе бога Солнца (Гелиоса) в 34 метра, известной под именем «Родосского колосса», вылитой из бронзы Харесом (III в.), учеником Лисиппа.

Изготовление «Родосского колосса» потребовало двенадцать лет и стоило не менее 300 талантов . Статуя простояла около пятидесяти лет и была разрушена во время постигшего Родос землетрясения (227 г.). Через несколько лет руины колосса были собраны и на 900 верблюдах переправлены в Сирию, где они были переплавлены в металл.

Трагизм положения и беспомощность человека перед надвигающейся смертью схвачены и переданы с поразительной силой  и художественным мастеровом в скульптурных рельефах Пергамского алтаря (битва богов с гигантами), в пергамской       статуе умирающегогалла и в группах Лаокоона и Фариезского быка. Из дру¬гих шедевров эллинистической скульптуры следует отметить: статуи Аполлона Бельведерского, Венеры Милосскои, Венеры Капитолийской, Венеры Медичи, статую «Победы» и т. д. Все названные произведения обнаруживают прекрасное знание человеческого тела и любовь к нему у создателей этих памятников.

Реалистические черты, присущие греческой скульптуре IV в. свойственны также и живописи. Из массы художников-живописцев этого периода наиболее типичен для эпохи Апеллес из Колофона (конец IV в.). Апеллес прославился своими портретами Александра. В портретах Александра работы Апеллеса больше всего удивления и восторга вызывали необычайно тонкое моделирование фигур и реалистичность изображения.

Рассказывали, что при виде нарисованного Апеллесом коня Александра настоящие лошади ржали, принимая изображение за настоящую лошадь. Не меньшей славой пользовалось также и другое произведение Апеллеса— Афродита Анадиомена, выходящая из воды, написанная для храма Асклепия, на острове Косе. Современников и художников последующих поколений более всего приводило в восторг изображение волос богини.

Работа была совершенна до такой степени, что последующие мистера не могли ничего прибавить к тому, что было сделано Апеллесом. Правильность рисунка, модуляция фигур, психологическая тонкость передачи характеров и душевных переживаний, колоритность и яркость красок—таковы отличительный черты художественного творчества Апеллеса.

Помимо личной одарённости и прекрасной школы Апеллес совершенством своих рисунков во многом обязан усовершенствованию красок, так называемой энкаустике, искусству особым образом приготовлять и накладывать на материал восковые краски. Искусство энкаустики, делая краски более твёрдыми, придавало им особый металлический блеск.

Большой интерес представляют так называемые фаюмские портреты, исполненные неизвестными художниками. Они написаны на деревянных досках и поражают разнообразием красок и мастерской , передачей выражения лица. Из других сюжетов эллинизма выделить ландшафты и мифологии- времени; жанростическои живописи следует  сюжеты, скомпанованные в духе вые сценки, аллегории, натюрморты и т. д.

Самостоятельную отрасль художественного творчества представляла мозаика, искусство соединять в картины или орнаменты разноцветные куски мрамора или стекла.Широкое распространение в IV, III вв. и позднее получили жанровые статуэтки из обожжённой глины, найденные как в самой Греции, так и в других эллинистических областях.

Среди этих терракот выделяются статуэтки женщин избеотийского города Танагры. Своеобразная прелесть танагрских статуэток заключается в пластичности их форм и изумительном сочетании тонов красок. Жанровые терракоты являются вместе с тем прекрасным отражением греческого быта. Искусства преследовали как художественно-эстетические, так и практические цели. Теория и практика в классической и в особенности в эллинистической Греции дополняли друг друга. Художественная промышленность на всех этапах греческого общества занимала одно из первых мест в производстве.

Отличительные черты эллинизма—космополитизм, синкретизм и индивидуализм—нашли своё выражение и в литературе эллинистического периода.Чем дальше, тем всё более темы божественного и героического содержания уходили в область истории, уступая место реалистическому жанру. На смену богам приходили люди. Людские отношения и страсти составляют содержание нового вида литературы, возникшего с конца пелопоннесской войны,—бытовой,или новой, комедии.

Главными действующими лицами новой (после аристофановской) комедии являются бытовые персонажи: глупый сапожник, крестьянин, повар, врач, аптекарь, музыкант, паразит, прорицатель, особенно часто военные, гетеры, рабы и т.п. Реализм, психологизм и индивидуализм оставляют отличительные качества нового литературного жанра.

Общественные и философские мотивы совершенно заглушаются мотивами личного характера. Любовные интриги, военные авантюры, сатиры на отдельных лиц, на целые профессии (сапожников, солдат, гетер, рабов и пр.) и т. д.— таково содержание новой комедии.

Индиферентизм к общественным вопросам в комедии свидетельствовал о соответствующем индиферентизме к общественно-политическим вопросам в жизни.Из массы составителей комедий наибольшей известностью пользовался (343—293 гг.). Комедии Менандра ранее известны были главным образом по переделкам римских писателей Плавта и Теренция. Вконце же ХIХв. были найдены папирусы, содержащие  значительные отрывки на произведений самого Менандра.

Благодаря этому наши сведения о Менандре и характере его произведений   значительно расширились.Менандр довёл греческую бытовую комедию до совершенства. Занятую  по содержанию, изящно написанию  и оживлённые.