postheadericon Политический строй Египта

Политический строй Египта

Из всех эллинистических государств самым прочным было до конца III в. Египетское царство, в котором утвердились потомки  Птолемея Лага—Птолемеи, или Лагиды. На примере Египта отчетливо выступают все характерные черты эллинистического  строя, эллинистической политики, культуры, религии в быта.

Окруженный пустынями и морем, Египет развивался относительно  более планомерно и органически, чем все остальные эллинистические государства. Египет нам более известен, чем какая-либо другая стран» эллинистического мира, благодаря папирусам. Открытие па ни папирусов знаменует целую эпоху в изучении античной истории и культуры.Папирусы сохранились лишь в Египте.

Для других частей античного мира их отчасти заменяют надписи, монеты и материалы, добываемые археологическими изысканиями. Но ни то, ни  другое не может по богатству и разнообразию содержания идти в какое-либо сравнение с папирусами. Это—исключительно богатый материал. Папирусы открыли такие стороны античного общества, о существовании которых раньше  даже и не предполагали.Основателем птолемеевской династии в Египте был Птолемей I Сотер (323 его преемниках Птолемее II Фаладельфе и Птолемее III Эвергете (246—221 гг.) Египет достиг высшего могущества. Кроме долины Нила Египту тогда принадлежали Киренаика, Эфиопия, Финикия, Палестина, остров Кипр, южный берег Малой Азии и некоторые города Геллеспонта.

В середине III в, Египет был первой державой средиземноморского бассейна, не без основания претендовавшей на мировое господство.С конца же III в., с Птолемея IV Филопатора (221—203 гг.) начинается уже упадок, продолжающийся до царицы Клеопатры VII, с которой мы встречаемся в римской истории эпохи второго триумвирата.

В 30 г. до н. э. Египет вошёл в состав Римской империи.Политический строй Египта близок к деспотии. Всё, что можно было удержать из старогоаппарата фараонов, Птолемеи сохранили, а всё, что уже не соответствовало новым условиям, они изменили, дополнили и расширили. Птолемеям удалось создать мощнуюбюрократическую державу, которая просуществовала около 200 лет и пользовалась мировой известностью.

Подобно фараонам Птолемеи рассматривали подчинённую им страну как большое поместье, или вотчину, в которой ониявлялись  полными хозяевами. Царь персонифицировал   в своем  лице всё государство   и государственное хозяйство и мог самовластно распоряжаться   имуществом, трудом и жизнью своих  подданных. Сувереном  страны и единственным  источником  права и закона был царь. Чиновники считались  личными  слугами и проводниками царскойволи. В царской власти  сливались все стороны и отрасли управления —войско, администрация, суд и финансы, в принципе считавшиеся  отделёнными друг от друга.

Прежнее деление Египта на Верхний Египет (Фиваида), с центром в городе Фивах, и Нижний Египет (Дельта), с центром в Александрии, удержалось и при Птолемеях. Сохранили также и деление на номы, военно-податные округа. Число номов в разное время колебалось от 40 до 45.По главе нома стоял стратег.

Вначале стратег имел только военно политическую власть, но уже в III в. он получает широкие  административно-судебные функции и оттесняет номарха, стоявшего   раньше во главе нома. Ближайшим помощником стратега был царский грамматей. Кроме того, важную роль в хозяйственно-административной жизни нома играли эконом, аграном и другие чиновники. Номы делились на округа (топы), состоявшие из нескольких поселений (ком). Топы и комы управлялись чиновниками, назначавшимися центральной администрацией.

Ближайшими начальниками сельского населения были номархи и комаграмматеи , сельские писари. Во II в. в евязи с усилением массового движения против Птолемеев несколько номов вокруг Фиваиды объединяется иод властью эпистратега.Финансы составляли самостоятельную отрасль, управлявшуюся особыми чиновниками—казначеями разных рангом и наименований. Главная государственная казна находилась в Александрии. Во главе финансового ведомства стоялглавный казначей — диойкет.

Как высшие, так и низшие чины египетской администрации должны были неукоснительно во всём следовать букве царских указов. Чиновники птолемеевского Египта распределялись по рангам. К первому, высшему, рангу принадлежали «родственники» царя, за ними следовали «главные друзья», потом просто «друзья» и т. д..

Административные посты при первых Птолемеях составляли монополию македонян и греков, впоследствии же встречается много чиновников и из египтян. Естественная тенденция слияния всех народностей, оседавших на египетской территории, в одну народность поддерживалась также и Птолемеями, в особенности последними, но имела лишь частичный успех. Разделение на туземцев и иноземцев сохранилось до самого конца эллинистического Египта.

Местопребыванием царя и центром управления был царский дворец, в котором пребывали царские родственники, друзья и масса придворной челяди—камерариев, виночерпиев, поваров, егерей, шутов и т. д.

Двор эллинистических царей представлял пёструю смесь древнеегипетских, персидских и македонских порядков. Царская власть считалась божественного происхождения, и Птолемеи пользовались этим в политических целях. Идея обожествления исходила от жрецов.К их голосу присоединялись голоса поэтов и писателей (Феокрит, Каллимах), отожествлявших Александра с Гераклом и Дионисом, и голоса греческих философов—стоиков и циников.

По учению стоиков, с полной отчётливостью оформившемуся в последние века эллинизма, царь воплощает в себе идею колониального порядка в общественном строе людей. Земные порядки  в этом отношении лишь отображают небесные. В  монархическом руководстве Зевса, представляющего воплощение   мирового закона, находит своё выражение единство мира.

Зевс-добродетельный, человеколюбивый, всем миром управля-вший бог. Отсюда заключение: лучшей и совершеннейшей земной властью  является монархия—земное отображение мирового государства Зевса. «Подобно Зевсу, монарх есть истинный отец народа». Эпоха эллинизма была эпохой широкого распространения  мистики и суеверий, благоприятствовавших идее обожествления.

К имени царя в Египте всегда прибавлялось какое-либо приятное для слуха прозвище —Сотер (Спаситель), Эвергет ( Благодетель), Эпифан (Явленный), Филометор (Любящий мать), Филадельф  (Любящий сестру) и т. д.

Политический смысл обожествления (апофеоза) ясен. Апофеозом стремились поднять авторитет царя и предотвратить узурпации и дворцовые переворот . колониального порядка в общественном строе людей. Земные порядки  в этом отношении лишь отображают небесные.

В  монархическом руководстве Зевса, представляющего воплощение   мирового закона, находит своё выражение единство мира.Зевс-добродетельный, человеколюбивый, всем миром управлявший бог. Отсюда заключение: лучшей и совершеннейшей земной властью  является монархия—земное отображение мирового государства Зевса.

«Подобно Зевсу, монарх есть истинный отец народа». Эпоха эллинизма была эпохой широкого распространения  мистики и суеверий, благоприятствовавших идее обожествления.К имени царя в Египте всегда прибавлялось какое-либо приятное для слуха прозвище —Сотер (Спаситель), Эвергет ( Благодетель), Эпифан (Явленный), Филометор (Любящий мать), Филадельф  (Любящий сестру) и т. д.

Политический смысл обожествления (апофеоза) ясен. Апофеозом стремились поднять авторитет царя и предотвратить узурпации и дворцовые переворот .

 

Похожие материалы