Главная История Европы. История Древней Греции. Пелопоннесская война. Классовая борьба в период пелопоннесской войны

postheadericon Классовая борьба в период пелопоннесской войны

Классовая борьба в период пелопоннесской войны

 

Жажда мира в обоих враждующих лагерях вызывалась не только усталостью, но и главным образом обострением классовой борьбы, прорывавшейся со страшной силой то в одном, то в другом месте.

Во время войны классовый антагонизм достиг высшего напряжения. Пелопоннесская война усилила классовые противоречия как между рабами и рабовладельцами, так и в среде самих свободных граждан, до тех пор скрывавшиеся под блестящей внешней оболочкой.

Война расстроила быт, лишила людей всех жизненных удобств и сделалась, по выражению Фукидида, учительницей насилия. В «Истории» Фукидида имеются блестящие страницы, посвященные описанию состояния греческого общества в период войны, созданные великим мастером слова.

Смысл рассуждений Фукидида приблизительно таков. Война, отняв у людей все удобства повседневной жизни, вызвала наружу то, что уже давно клокотало внутри. В городах началась анархия, и люди под влиянием известий о военной катастрофе превосходили друг друга в изощрённости своих происков и мщения.

Изменилось даже обычное значение слов. «Безрассудная дерзость стала считаться мужеством; предусмотрительная медлительность — благовидной трусостью; рассудительность  обличьем труса; внимательность ко всему — полной неспособностью к долу; осторожное обдумывание — за приличный предлог уклониться».

В дерзком стремлении уничтожить друг друга борющиеся стороны решались на самое ужасное, пускали в ход все средства, «не ограничиваясь пределами справедливости и государственной пользы, но соображаясь только с тем, что в данную минуту доставляло удовлетворение той или другой партии».

«Приобретая власть путём несправедливого голосования или насилия, они готовы были насыщать свою минутную страсть».

Достопамятным примером гражданской войны Греции V в. может служить революция на острове Керкире в 427 г. История керкирской революции в немногих словах такова. Керкирские олигархи, действовавшие в интересах Коринфа, составив заговор, убили шестьдесят демократов, членов совета и видных граждан, и захватили власть. Не все, однако, демократы сдались, часть их укрепилась на акрополе. Борьба продолжалась, причём обе стороны посылали в поля вестников и призывали на свою сторону рабов обещанием свободы.

«Большинство рабов, — пишет Фукидид, — примкнуло к демократам, а к противникам их явилось им помощь восемьсот человек с материка» . Демократы боролись упорно, им отважно помогали женщины, и победа осталась на их стороне. Олигархи укрылись в храме Геры в качестве молящихся. На помощь им явились пелопоннесские корабли, которые одержали победу над керкирским флотом, но олигархам помочь но успели: приближение афинской эскадры заставило их повернуть обратно.

Тогда керкирские демократы вошли в свя¬тилище Геры и учинили жестокую расправу со своими противниками: они убедили часть молящихся предстать перед судом и приговорили их к смертной казни. Остальные, узнав об этом и ни рассчитывая на спасение, стали убивать друг друга тут же храме. В течение недели, пока у острова стояла афинская эскадра, керкиряне убивали всех казавшихся им подозрительными. Наряду с олигархами пострадали видные богачи-кредиторы, которых убивали должники.

«Смерть предстала тогда во всех видах, происходило всё то, что обыкновенно происходит в подобные времена» Фукидид, видевший социальный идеал в «золотом веке» Перикла и глубоко преклонявшийся перед личностью вождя Афин, при описании керкирской революции впадает в полное отчаяние, возводя события на Керкире в непреложный закон всякого общежития, коренящийся в человеческой природе.

«И вследствие междоусобия, — говорит он,—множество тяжких бед обрушилось на государства, бед, какие бывают и будут всегда, пока человеческая природа будет оставаться той же. Беды эти бывают то сильнее, то слабее и различаются они в своих проявлениях, в зависимости от того, при каких обстоятельствах наступает превратность судьбы в каждом отдельном случае» .

Предлагаемое Фукидидом объяснение социальных переворотов и революций показывает, что даже такой глубокий ум древности но мог подняться до правильного понимания движущих сил социальных переворотов и удовлетворялся ссылкой на человеческую природу.

 

Похожие материалы