postheadericon Право войны и мира в Древней Греции

Право войны и мира в Древней Греции

Рабовладельческая теория войны прежде всего утверждала естественное состояние войны между греками и «варварами», т. е. не греками. Многие писатели древности развивали эту теорию.

«Варвар это,—по  мнению Эврипида, —существо более низкого интеллекта, грубое и признающее только физическую силу». Великий философ древности Аристотель ещё с большим цинизмом принижал рабов и противопоставлял им свободных эллинов.

Он считал, что для грека свобода — органическая потребность, тогда как варвару она не свойственна и не требуется в жизни. Таким образом, он обосновывал господство эллинов над варварами как естественный закон природы.  Аристотель утверждал, что борьба против варваров, всякие военные действия против них есть вполне законный способ приобретения добычи — рабов и имущества. «Такого рода война, — пишет Аристотель, — по природе своей справедлива». Платон в своём «Государстве» посвящает целую главу обоснованию теории о допустимости и правомерности войн греков с варварами. Войны же и столкновения между самими греками Платон не допускал и считал это «домашними делами», «возмущением» среди эллинов. «Мы скажем, — писал Платон, — что греки по природе ведь друзья», и всякие раздоры между ними следует оплакивать, настоящая же война возможна только против варваров.

Весь характер изложения «военной» теории Платона свидетельствует о том, что он все народы, не принадлежащие к эллинам, рассматривает как «варваров», война с которыми является естественным явлением в жизни эллинов.

Однако Платон вынужден был признать допустимыми войны и между греками в том случае, если только такие войны, по его мнению, вызываются необходимостью, а именно: «чтобы у нас достаточно было земли пахотной и для пастбищ». В связи с обострением социальной борьбы внутри греческих, городов, в связи с конфликтами между различными греческими городами- государствами публицисты IV в. признают законной войну между греками. Признаётся нормальным при этом, что люди, -попадавшие в плен, продавались в рабство.Демосфен в своей речи против родосцев дал классификацию  войн между греками.

Он утверждал, что существуют два рода войн демократии с олигархией и войны между демократическими государствами. В этом определении войн Демосфен исходил, таким образом, из социальной их характеристики. При этом важно, что он считает самыми ожесточёнными и непримиримыми войнами те, которые ведутся между демократическими государствами с одной стороны и олигархическими— с другой.

Война с олигархией, по мнению Демосфена, представляет собой самую ожесточённую войну, ибо она ведётся за свободу и независимость демократического государства. Войны же между демократическими республиками рассматриваются как войны за могущество и славу Здесь сильная вражда, говорит Фукидид , может окончиться прочным миром, когда одолевшая сторона по великодушию предлагает умеренные условия мира и не затрагивает основ политического строя в побеждённой  стране.

Совершенно другое при войне демократии с аристократией или олигархией. Если побеждает демократическая страна, то в побеждённой аристократической она вводит свои демократические порядки; если же побеждает аристократическая, то в побеждённой демократической она вводит свои аристократические порядки. Вряд ли это нужно иллюстрировать примерами. Лучшим примером этого является пелопоннесская война и связанные с нею военные действия в городах Афинского морского союза . Война, её ход и результаты Показали, что Спарта проводила политику группирования вокруг себя аристократических элементов греческих государств, а Афины возглавляли демократию почти всех городов Греции.

Первоначально обычаи греков не создавали ещё каких-либо основ международного права в войне и мире. Единственныйобычай — установившийся порядок объявления войны — в какой-то мере напоминал о нормализации начала военных действий д закладывал основы права. Так, государство, по тем или иным причинам решившее воевать с другим, формально объявляло ему войну через герольда или особого посла, стоявшего под защитой божества и считавшегося неприкосновенным.

Деятельность герольда состояла не только в объявлении войны, но и в заключении перемирия, необходимого для погребения павших в битве или для размена пленных При объявлении войны иногда совершались особые религиозные обряды перед самым началом военных действий. Афиняне, начиная войну с соседями, выгоняли обычно на границу одного ягнёнка, что имело символическое значение открытия военных действий. Однако война велась и без предварительного объявления, как о том свидетельствует Ксенофонт. Вероломные нападения и уничтожение или порабощение населения побеждённого государства были обычным явлением в рабовладельческой Греции. Во время войны опустошение неприятельской земли и разрушение городов считалось обыкновенным средством принудить противника к миру.

Не ограничиваясь похищением плодов, неприятель нередко вырубал самые деревья, вырывал с корнем виноградную лозу. О разрушении городов известно, что в споре элеян и писанцев был уничтожен город Писа, во время войны был разрушен город Кадм; в борьбе критских общин погибла некоторые их города. Города разрушались й по постановлению амфиктионов (например, город Крисса).Жестокое обращение с побеждёнными, продажа населения в рабство, захват имущества были обычным явлением в войнах между греками. Об отношении к военнопленным можно судить по тому, как поступили афиняне с самосскими пленными. На теле каждого пленного из Самоса выжигалось клеймо (фигура корабля) и на правой руке отрезался большой палец, чтобы ни один из пленных не мог больше владеть копьём. В отместку самосцы стали выжигать клеймо (фигуру совы) на всех пленных из Афин. Но старые обычаи, регулировавшие общение народов, старые нормы ведения войны вставали с течением времени в противоречие с быстро развившимися отношениями народов древности. Этот процесс усиливался в результате колонизации, торговли, договоров и т. п. Старым обычаям противостояли новые идеи международного права.Объявление войны стало подчиняться определённым условностям, которые должны были регулировать войну.

Возникали соглашения или правила о порядке ведения войны. Вместо вар¬варского обычая умерщвлять пленных введён был обычай размена военнопленных или право их выкупа.  Утверждалось постепенно и право выдачи победителями трупов убитых для погребения. Надругательство над трупом убитого врага, даже варвара, считалось уже беззаконным. Для погребения убитых заключались перемирия.Несмотря на то, что война была обычным явлением в жизни греческих городов-государств, несмотря на то, что военные действия сопровождались нередко жестоким обращением с противниками, в Греции вырабатывается ряд норм, касающихся ведения войны и поведения борющихся сторон.

Целый ряд международных правил и обычаев сложился в связи с обще греческими празднествами. Во время Олимпийских игр, например, война между греческими государствами с момента открытия этих игр прерывалась «священным перемирием» и всякий, нарушивший это принятое правило, подвергался наказанию, чаще всего большому денежному штрафу.Стало общепринятым правило, что храмы являются неприкосновенными для неприятеля и в то же время служат священным приютом и убежищем.

Всякий раз во время войны оракулы напоминали грекам об этом законе.Было немало попыток уладить конфликты путём договоров и соглашений. Система договоров получает широкое применение. Различались союзные, мирные и другие виды договоров, подчиняющиеся определённым обычаям. Заключение мира обставлено было целым рядом формальностей. Следует отметить, что мирные договоры заключались на определённый срок. Договаривающиеся стороны как бы признавали, что вечного мира между ними быть не может. Срок этот был иногда коротким, но мирные договоры на 30, на 50 и более лет не были редкостью в древней Греции. Для того чтобы внушить уважение к мирному договору и подчеркнуть гражданский долг каждого в выполнении всех его пунктов, текст договора (его условия, имена подписавших его и приносивших клятвы верности договору) заносился на мраморные плиты и выставлялся на площади города или чаще в каком-либо храме.

Важнейшие договоры хранились среди статуй богов в Дельфийском и Олимпийском храмах. Для закрепления заключённого мирного договора приносились также жертвоприношения и клятвы; при этом клятвы и присяги совершались ежегодно, как бы обновляя договор.Большим достижением в условиях рабовладельческих государств древности являлось зарождение и развитие посредничества и третейского суда при столкновениях или конфликтах государств между собой.

Третейский суд или посредник выбирался по взаимному согласию спорящих сторон. Посредником мог быть какой-либо авторитетный человек или же целое государство. Так, аргивяне решили передать на суд какому- либо государству или частному лицу; спорный вопрос о границах с Лаке демоном. Из источников нам известно, что посредническую роль выполняли дельфийский оракул или амфиктионы.Так постепенно оформлялись и проникали в быт новые идеи и законы о совместной жизни народов древней Греции.

Раздробленные греческие полисы, стремившиеся к автаркии (самодовлению), автономии (жизни по своим законам), вынуждены были в силу объективных условий предоставить известные преимущества гражданам соседних государств и формулировать нормы, регулирующие взаимоотношения между различными городами. Войны, перемирия, мирные переговоры, третейские суды — всё это привело если не к созданию последовательной системы международного права, то к установлению отдельных его норм, которые применялись, однако, лишь в отношениях между греческими полисами.

Характерное для греческих рабовладельцев деление людей на эллинов и варваров не позволяло им распространить па последних многие из тех норм, какие выработаны были в связи с ростом связей между греческими городами. Однако позднее, в эпоху элли¬низма, в этом отношении сделан был известный шаг вперёд.

 

Похожие материалы