postheadericon Афинская конституция при Перикле

Афинская конституция при Перикле

Время правления Перикла считается «золотым веком» афинской истории, эпохой высшего расцвета Афин. К этому времени окончательно сложилась демократическая конституция Афин в её классической форме. Афинская конституция V в была органическим развитием, дополнением и отчасти видоизменением клисфеновской конституции.

Верховным органом Афинского государства признавалось народное собрание, или экклесия. При Перикле экклесия превратилась в регулярно действующий высший политический орган. Она собиралась от двух до четырёх раз в месяц в главном городе Аттики Афинах, на пригородном холме Пниксе.

Экклесия решала все важнейшие дела общины, вопросы войны и мира, продовольственного снабжения города, принимала отчёты, должностных лиц, имела высший государственный контроль, рассматривала судебные дела в последней инстанции и т. д.

Аристотель—главный наш авторитет в области политико-правовых учреждений древней Греции—так описывает функции и порядок работы экклесии. Из них (народных собраний) — «одно главное, в котором полагается производить проверку избранных властей—находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далес в этот день все желающие могут делать чрезвычайные заявления; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства и о наследницах, чтобы все были осведомлены о каждом открывшемся наслед¬стве» Активными правами в экклесии пользовались все афинские граждане, достигшие двадцатилетнего возраста, без ограничения имущественным или каким-либо иным цензом.Превращение экклесии в постоянный, регулярно действующий орган коренным образом изменило природу другого важного политического органа афинской конституции—совета пятисот. В принципе совет пятисот оставался высшим правительственным органом.

Он стоял во главе государства, ведал делами войны и мира, на нём лежали различные административные функции, как то: управление афинскими финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, контроль и регулирование торговли, контроль над должностными лицами, но одной из главных функций совета было предварительное обсуждение дел, поступавших на рассмотрение народного собрания. Он был прежде всего совещательным органом, «советом предварительных обсуждений».

Некогда всемогущая коллегия архонтов также должна была утратить своё значение, поскольку назначение и контроль должностных лиц переходили к экклесии. Избирались архонты по жребию, как и все прочие должностные липа, за исключением стратегов, которые выбирались в экклесии открытым голосованием путём поднятия рук (хиротония).

Высшей судебной инстанцией и высшим контролирующим юридическим органом оставался суд присяжных — гелиея. Как было указано выше, после реформы Эфиальта к гелиее перешли многие права ареопага. Афинская гелиея состояла из 6 тысяч  человек, выбираемых по жребию по 600 человек от каждой  филы.

Из присяжных составлялись специальные судебные комиссии обычно по пятисот человек. Адвокатура в афинских судах не допускалась. Каждый гражданин должен был защищать себя сам, хотя в большинстве случаев защитительные речи для обвиняемых составлялись лицами, сведущими в ведении судебных дел. Вследствие медленности судопроизводства последних накапливалось очень много, и дела подолгу залёживались.

В круг полномочий гелиеи входили не только судебные дела самой Аттики и Афин, но и всей Афинской державы. При Перикле судебные процессы, состав судей и их функции были упорядочены. Число гелиастов (присяжных) для каждой коллегии было точно определено.

Следующим государственным органом Афин была коллегия десяти стратегов, значение которой сильно возросло со времени греко-персидских войн. Коллегия десяти стратегов была един¬ственным в Афинском государстве учреждением, где допускалось переизбрание неограниченное число раз и где не существовало ежегодной отчётности.

Стратегов судили лишь в случае их измены или понесённых военных поражений. В этих случаях они подвергались конфискации имущества, высылке и даже лишению жизни. Даже Перикл, остававшийся в должности перевого стратега 15 лет, будучи фактически единодержавным правителем Афин, в конце концов всё-таки при первой же крупной неудаче был смещён и приговорён к штрафу, хотя скоро и был реабилитирован.

В экклесий допускалась полная свобода слова. Говорить мог всякий, и не особенно считаясь при этом с повесткой дня. Голосование происходило поднятием рук или опусканием в урны мелких камешков. Всякий гражданин имел право предложить вынести какое-либо постановление, поставить на обсуждение новый закон или возбудить вопрос об отмене существующего закона.

Однако процедура прохождения и утверждения нового закона или отмена старого сопровождалась соблюдением сложных формальностей, при помощи которых стремились оградить афинский рабовладельческий строй от случайностей и потрясений. Кроме того, в течение года можно было подать в специальную судебную коллегию жалобу о том, что вынесенное народным собранием постановление противоречит основным афинским законам ("графэ параномон").

Если какое-либо предложение противоречило афинским законам, т. е. интересам афинских рабовладельцев, инициатор его привлекался к ответственности, С виновника противозаконного проекта взыскивался большой денежный штраф, а иногда его приговаривали и к смертной казни. Отсутствие писаной конституции давало возможность широко практиковать «графэ параномон».  Для создания реальной возможности участия в государствен¬ных делах необеспеченных слоев афинских граждан Перикл (или Эфиальт) ввёл плату за отправление обязанностей присяжного в судах, в заседаниях.

Перед вступлением в судебную палату каждому гелиасту вручались судейский посох и марка (сймболон), по которой он получал причитающиеся ему два обола (диэта).Кроме введения диэт Периклу приписывается ещё введение театральных денег (теорикон), выдававшихся гражданах на покупку марки или билета на театральные представления.

Выдаваемые суммы в размере двух оболов равнялись стоимости дневного содержания одного человека. Введённые Периклом диэты являлись естественным продолжением и развитием оплат за несение государственных обязанностей (в особенности за военную службу), установившихся во время греко-персидских войн.

К налогам на состоятельную часть гражданства надо отнести также и всевозможные литургии (общественные повинности) в виде оснащения военных судов, устройства зрелищ, оплаты хоров (хорегия) и отправления государственных должностей, связанных с большими тратами.Установлением диэт, введением теорикона и другими подобными мерами надеялись смягчить классовые противоречия, сохранить боевую мощь полиса и тем самым продлить его существование. То, что аристократия полиса (верхний слой гражданства)—судовладельцы, купцы, «капитаны кораблей», предприниматели, работорговцы, ростовщики и т. д. теряли на раздачах, поставках судов, устройстве празднеств и пр., они с лихвой навёрстывали на торговых и денежных операциях,- захвате добычи, работорговле и прочих доходных статьях, предоставлявшихся им державным полисом.