postheadericon Культура и мифы Древней Греции.

Культура и мифы Древней Греции.

Между греческими городами, колониями и метрополиями существовали не только материальные, но также и идеологические связи. Эпоха колонизации ознаменована подъёмом и оживлением во всех сферах жизни. Идеологические формы становились многообразнее, тоньше и общечеловечнее. Наиболее древней формой греческой идеологии были мифы.

Мифом называется своеобразный вид устного народного творчества— повествование о далёком прошлом, в котором действительность и вымысел сливаются в одно целое. Из отдельных мифов составлялись целые сказания (мифология) о возникновении мира и человеческого рода, о делах богов и героев и т. д.

Мифологией называют также специальную науку, занимающуюся сравнительным изучением мифов различных народов. Культурный человек смотрит на мифы, как на сказку, но люди, создавшие мифы, не сомневались в правдоподобии созданных ими образов и положений. В этом существенное различно между мифом и сказкой, в основу которой положен сознательный вымысел. Мифы были первой попыткой доисторических людей осмыслить окружающую действительность, расширить свой жизненный опыт и дать выход творческой фантазии. Поэтому мифы можно рассматривать как своеобразную историю людей доисторической эпохи.

Мифы принадлежат той отдалённой эпохе, когда все виды идеологии—религия, искусство, политика, наука и про сливались в одно целое. Некоторые мифы восходят ещё к эгейской эпохе, а другие сложились в более поздний период расселения греков в бассейне Эгейского моря.

Преимущество греческой мифологии перед всеми остальными заключается в том, что она богаче других, и в том, что греческие мифы дошли до нас не в однообразной форме сказок, а и художественно-философском оформлении. То, что принято называть греческой мифологией, представляет собрание рассказов, извлечённых из эпических и лирических произведений поэтов, трагиков, философов и историков.

Мифы были излюбленной формой, которой охотно пользовались греческие поэты, трагики, философы и художники, вкладывавшие в них всякий  половое содержание. Вследствие этого первоначальное ядро мифа обрастало многими наслоениями, иногда совершенно закрывающими первоначальный смысл. Одной из причин расцвета и богатства  греческой мифологии пило слабое развитие в Греции жреческой касты, стремившейся унифицировать идеологические образы и понятия, как это имело место на древнем Востоке.

Жречество в Греции подало только делами, относящимися к области религиозного культа, но не распространяло своего влияние И воздействия на религиозные  представления.

В мифах выступают не только боги, но и обожествлённые люди, герои, своего рода полубоги—Геракл, Антей, Язон и пр. Каждое племя имело свои собственные сказания о богах и героях, пере¬ходившие из поколения в поколение как «священное достояние» народа.

Из отдельных мифов составлялись более сложные повествования, а из повествований—циклы мифов, приуроченные к какому-либо географическому центру- Фивам (фиванские сказания), Аргосу (аргосские сказания), Аттике (аттические сказание) и т. д.

В VIII—VII вв. накопившийся богатый материал мифов был оформлен литературно в виде дошедших до нас поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы Гесиода «Теогония», а также и в других поэмах, сохранившихся только в отрывках. Мифы дошли до нас и в пересказах ав¬торов классической и эллинистической эпох. Мифологическими сюжетами охотно пользовались греческие драматурги и поэты. Не всегда поэтому легко выделить в том или ином мифологическом цикле первоначальное зерно и позднейшие напластования.

На основе мифологии можно проследить, как в связи с социально-экономическими переменами изменялись религиозные представления греков, их представления о мире, богах и героях. В греческой религии сохранились несомненные остатки тотемизма, и греки на ранней ступени культурного развития не проводили резкой грани между людьми и животными и почитали своих богов в форме животных.

Так, например, Гера почиталась в образе коровы. Имена небесных светил (созвездие Пса, Медведица Большая и Малая и др.) также ведут своё происхождение от животных. Впоследствии божества имели своих животных- спутников (Зевс—орла, Афина—сову и т. д.). Наряду с животными почитали растения (дуб, лавр, маслина), силы природы (реки, леса, ручьи и т. д.).

Большую роль в греческой религии играл культ предков, сложившийся в эпоху родового строя. Каждый дом имел свои святыни. Священным местом считался очаг; дом находился под покровительством особых богов; в установленные дни совершались обряды, обряды сопутствовали всякому важному семейному событию (брак, рождение, смерть).

Одной из религиозных обязанностей семьи считалось почитание усопших предков. На семье лежала забота о похоронах, при которых покойника! снабжали всем, что считалось необходимым для загробной , жизни («царства теней»). Вымирание семьи и отсутствие потомства считалось несчастьем, ибо прекращалась таким образом забота об умерших, духи которых могли беспокоить всех сограждан. Недопустимым считалось и оставлять тело без погребения, так как это навлекало «скверну» на весь город.

Если человек погибал насильственной смертью, на обязанности его семьи лежала кровная месть, заменённая впоследствии судебным преследованием убйицы. Культ предков нашёл отражение в греческом обычном праве, оказывавшем своё влияние и в историческую эпоху.Греческая религия не имела общепризнанного богословия; боги представлялись грекам живыми существами — духами, или демонами, наполнявшими мир. «Эллада — страна пантеизма.

Все ее ландшафты оправлены... в рамки гармонии... всякая особность притязает в своей прекрасной округлости на отдельного бога, всякая река требует своихнимф, всякая роща—своих дриад, и так вот образовалась религии эллинов».В честь божеств воздвигались алтари, на которых сжигались приносимые им жертвы, устраивались праздники, сопровождавшиеся пением гимнов и плясками.

Впоследствии стали строить часовни и храмы. Делами культа руководили жрецы и жрицы.Из массы племенных божеств и святилищ некоторые приобретали общегреческое национальное значение. Таковыми были  святилша Зевса в Додоне (в Эпире), святилища Аполлона в Дельфах (в Фокиде), на острове Делосе и пр. Святилища в Додоне и Дельфах славились своими оракулами, гаданиями и предсказаниями.

В Додоне гадания и пророчества производились по шелесту листьев священного дуба и по журчанию ручья. В Дельфах предсказания давала жрица, пифия, приводившая себя в экстатическое состояние испарениями, выходившими из расщелин земли, и жеванием лавровых листьев. Греки считали Дельфы центром вселенной.

Дельфийский оракул Аполлона приобрёл большое влияние в период расселения греческих племён и колонизации. Культ Аполлона в Дельфах являлся организующим и объединяющим центром. Для защиты святилища образовался союз (амфиктиония), куда входили представители различных городов. Дельфийская амфиктиония с течением времени приобретала всё большее значение и авторитет, превратившись из религиозного объединения в политический и международный союз. Входившие в состав амфиктионии племена посылали своих делегатов на общие собрания где устанавливались нормы, регулировавшие обще племенные отношения, правила ведения войны и третейские суды.

При храмах в определённое время устраивались празднества, на которые в большом количестве стекались люди со всех концов эллинского мира. В Дельфах устраивались Пифийские празднества в честь Аполлона, победившего дракона Пифона. Пифийские празднества состояли из музыкальных состязаний, к которым присоединились впоследствии гимнастические и атлетические упражнения. Наибольшей известностью пользовался Олимпийский праздник, устраиваемый в Олимпии в честь Зевса Олимпийского.

Олимпийские состязания состояли из бега, бега с оружием, военных ристаний и борьбы. Позже на Олимпийских играх стали выступать поэты, декламировавшие свои произведения, и ораторы, произносившие торжественныеречи. Олимпийские игры происходили в летнее время и про до л- жались пять дней. К празднествам приурочивались ярмарки. Победитель на играх получал лавровый или масличный венок и право на постановку статуи, составлявшей гордость не только самого победителя и его родственников, но и всего города или племени. Олимпийские празднества имели общегреческое значение.

Первую олимпиаду предание относит к 776 г. Впоследствии историк Тимей ввёл счёт времени по олимпиадам. Каждые четыре года составляли одну олимпиаду (поэтому, например, 626 г. до н. э. будет соответствовать третьему году 38-й олимпиады).

С ростом культуры греки стали считать своими предками уже не животных, а людей, и начали изображать Сюзов в человеческих образах. Такая стадия религиозного развития называется антропоморфизмом, или представлением богов в человеческом виде.

В гомеровском и в особенности гесиодовском эпосе заметно уже стремление привести антропоморфный мир богов в известную систему и из локальных божеств превратить их в мировых (космических) богов, управляющих вселенной (космосом). С наибольшей отчётливостью эта идея выражена в "Теогонию" (Родословной богов) Гесиода.

В самом начале мира, согласно Гесиоду, существовали Хаос и Земля (Гея), мрачный Тартар и Эрос (любовь). Земля произвела из самой себя Урана, олицетворение неба, от Урана произошли многие из титанов. От титана Кроноса и его супруги Реи родились боги.

Младший из них,Зевс, победил своего отца. Зевс, имевший несколько жён (Деметра,Гера и др.), был родоначальником большого потомства богов и богинь.

Его детьми были Аполлон, Афина, Гефест, Арей и другие боги и герои.Развитию греческой культуры содействовало появление письменности.

Уже в VIII в. на основе финикийского возник греческий алфавит, состоящий из 24 букв. Особенностью греческой графики было обозначение гласных, а не только согласных звуков.С Гомера и Гесиода принято начинать историю греческой литературы.

Анализ содержания и языка поём Гомера и Гесиода приводит к заключению, что их поэзия представляет уже высокий этап художественного творчества Греции. За эпосом следовала лирика. Лирическая поэзия является художественным выражением глубоких перемен, происходивших  в греческом мире в позднее гомеровский и по еле гомеровский периоды. Лирическая   поэзия как нельзя более гармонировала с психологией людей переходного периода от натурального хозяйства к денежному, от родовой опеки  к личной свободе и самостоятельности  со всеми вытекающими отсюда субъективными и объективными конфликтами.

Греческая лирика VII—VI вв. чрезвычайно богата, разнообразна и многогранна, но, к сожалению, известна нам пить в небольших отрывках.Из лирических поэтов VII в. на первом  месте стоит Архилох с острова Пароса. Значение Архилоха в лирической поэзии не меньше, чем Гомера в эпической. Архилох—исключительно многогранная личность.

Переживший и перечувствовавший все скорби и муки, горе и радости людей своего времени, Архилох резко порывает с  эпическим спокойствием и приёмами эпического творчества и начинает  новую страницу эллинской литературы—субъективной (лирической) поэзии. Характер и содержание творчества Архилоха определялись его личной   судьбой и бурным темпераментом,  гонимый  бедностью, он оставил  свой  Парос и отправился с паросскими колонистами на Фасос, но и здесь онне обрёл желанного счастья. В качестве воина Архилох сражался вместе с фасосцами за обладание фракийским берегом и потом побывал в «прекрасной и счастливой» Италии и всё без большого успеха.

К неудачам материального порядка прибавилась ещё неудачная любовь. «Несчастный, убитый желанием, я уже не дышу. Такова, знать, воля богов, и жестокая мука пронизывает мне кости... Так велика сила любви, которая закралась мне в сердце, расстилая перед моими глазами густое облако и вырывая у меня надломленный рассудок».

При всём этом у него хватало сил для излияния своих настроений и чувств в порывистых, бурных стихах (ямбах). От ядовитой сатиры и проклятий, рассыпаемых им по адресу своих врагов, Архилох тотчас же переходит к прославлению жизни, призыву пользоваться жизненными радостями, помня о кратковременности наслаждений и изменчивости судьбы.

Сноб высшее выражение и совершенство лирическая поэзия нашла в песнях (мелах), гимнах и эпиграммах лесбосских поэтому Алкея и Сафо, воспевавших любовь, природу, весну, лето, осень и зиму, друзей и видно. Политических вопросом, волновавших их современников, они касаются лишь вскользь. Однако своим субъективным переживаниям они умеют придать общечеловеческую значимость; в этом и заключается ценность их поэзии.

В стихах Сафо центральное место занимает женщина, сгорающая любовной страстью и терзаемая муками ревности, и мать, любящая своих детей...Молодая женщина сравнивается с цветком, распустившимся в саду, с полевой былинкой, небрежно замятой сохой, с румяным яблоком, висящим на  сочной  яблоне, и т п

В поэтическом творчестве Сафо преобладают грустные мотивы, придающие её поэзии своеобразный меланхолически-пессимистический оттенок. В оде, посвящённой богине любви Афродите, Сафо просит богиню не терзать её сердце любовными муками, а сойти к ней на своей колеснице и исцелить её истерзанную душу.

К  Афродите О, Афродита, Зевса порожденье, Коварная, молю тебя с тоской: Избавь меня от скорби и томленья, Владычица, и сердце успокой! Приди, приди! Когда к тебе взывала Я в дни любви несчастной и тревог, Ты, на мольбу склонившись, покидалаЕе влекли с заоблачных вдруг спускались; ты же, о святая, С улыбкою бессмертной на устах Так говорила мне: зачем грустна я, Зачем к тебе взываю я в слезах? Что за безумье мной овладевает? «Скажи, — ты вопрошала, — не тая, К кому стремишься, кто же огорчает Тебя, Сафо, любимица моя? Он холоден? Так страстью загорится! Отверг дары? Так принесёт их сам! Не целовал? Он скоро возвратится И с силою прильнёт к твоим устам!» Явись же вновь, явися мне, богиня, И тяжесть мук сними с души скорей, И, что свершить пылает сердце ныне, Будь в том сама союзницей моей.

Лирическая поэзия VII—VI вв. была рассчитана на очень тонкий общественный слой, свободный от материальных забот и погружённый в свои личные переживания. Местопребыванием поэтов служили дворы тиранов, чем и объясняются многие черты греческой лирики изучаемого периода. Выше отмечалось,  что тираны Поликрат, Писистрат, Гиерон и другие покровительствовали поэтам и охотно приглашали их к своим дворам. Типично придворным поэтом был Анакреонт, из города Теоса  (в Малой Азии), живший во второй половине VI в. После захвата  родного города персами Анакреонт покинул Ионию, жил при  дворе Поликрата, после смерти Поликрата переехал в Афиш, м где с большой пышностью был принят Гиппархом, жил при  дворе Алевадов в Фессалии, наконец, вернулся в родной город  и там умер 85 лет от роду.

Содержание своей поэзии сам Анакреонт определял как поэзию красоты, любви и веселья. Ему совершенно чужды политика, война и жизненные треволнения. Нет, не люблю я за кубком слушать шумные речи О кровавой войне и раздорах.

Кто Афродит, Эрота и муз прославляет за пиром, Тог приятен в своих разговорах.Этим трём идеалам посвятил он себя, и около этих трёх мотивов группируются главным образом его песни. В своих любовных стихотворениях он обращается чаще к красивым мальчикам, чем к женщинам. Особенной любовью его пользовался я Клеобул. Анакреонт берёт жизнь на поверхности, облекая жизненные  переживания в изящную стихотворную форму, Мальчик, дай большую чашу,  Вдоволь пить хочу из ней; Но воды киафов десять, А вина лишь пять налей, Чтобы принял благосклонно Возлияние Бассарей.Для него плохо всё, что нарушает жизненную гармонию. Чаще всего это делают деньги, «серебро».

Поэтому Анакреонт питает ненависть к серебру.За него не стало братьев, За него родной не мил, За него убийства, войны, И — ужаснее всего — Мы, влюблённые, повсюду Погибаем за него.Стихотворной формой Анакреонт владел в совершенстве. Он писал элегии, эпиграммы и ямбы. Современники и последующие Поколения поэтов очень высоко ценили Анакреонта, много чи¬ны и его и подражали ему.

Эротика составляет лейтмотив греческой поэзии VII—VIвв., по этим далеко ещё не исчерпывается всё её содержание. Стихотворной формой пользовались для выражения политических, философских и религиозных идеалов и возбуждения военных доблестей. Резче всего политические мотивы и настроения выступают   в элегиях Феогнида (VI в.), о котором говорилось выше, Алкея и Солона и отчасти Пиндара. Образцом военных песен почитались эмбатерии (военные марши) Тиртея (VII в.),   возвеличивавшего спартанские доблести.С конца VI и Vв. замечается упадок лирической поэзии, уже не удовлетворявшей требованиям нового, демократического общества. Последним лириком Греции был фиванский поэт Пиндар  (522—442 гг.), «лебедь с белыми крыльями». Пиндар стоит на грани двух эпох и литературных стилей — лирики, с одной стороны, драмы и комедии — с другой. Мировую славу Пиндар Кино приобрёл своими песнями в честь победителей на Олимпийских, Пифийских и Немейских состязаниях. Одной из характерных черт поэзии Пиндара является рационализм, получивший наиболее  яркое выражение в философской поэзии ионийских натурфилософов, о которых речь пойдёт в другой главе.

 

Похожие материалы