postheadericon Культура Крита.

Культура Крита.

Греция принадлежит к средиземноморским странам, и потому её история должна быть изучаема в связи с историей всего Средиземноморья. При современном состоянии наших знаний историю Средиземноморья можно начинать с неолита, так как памятники древнейшего, палеолитического, периода в средиземноморском бассейне отсутствуют, памятники же неолита в странах средиземноморского бассейна сохранились в огромном количестве.

Их открывают по всему пространству Средиземноморья как в восточной, так и в западной его части, на континенте и на островах, в особенности на островах и в прибрежных странах Эгейского моря. На этом основании и весь период древнейшей истории Средиземноморья называется Эгейским периодом, а страны, где была распространена культура, — Эгейским миром.

Знакомством с эгейской культурой человечество обязано главным образом вещественному материалу, открытому и открываемому при раскопках. Со второй половины XIX в. археология приобрела первостепенное значение в системе общественно- исторических дисциплин.

Конец XIX и начало XX в. не без основания называют веком археологии. Археология вместе о близкими ей другими дисциплинами — историей первобытных обществ, этнографией, антропологией и лингвистикой — достигла поразительных результатов в деле изучения ранних культур Средиземноморья.

В длинной цепи Блестящих представителей средиземноморских археологов первое по времени место принадлежит Генриху Шлиману (1822—1890 гг.), гениальному учёному – дилетанту и энтузиасту, прославившемуся своими раскопками в Трое и Микенах; наряду с ним нужно назвать его ближайшего сотрудника Вильгельма Дёрпфельда.

За Шлиманом следует целая плеяда археологов, во главе которых стоит английский археолог Артур Эванс. Многолетние раскопки его на Крите увенчались исключительными успехами, и его исследования составили целую эпоху, в науке. В отличие от большинства археологов, ограничивающих свою задачу собиранием материала, первичной его систематизацией и истолкованием, Эванс пытается воссоздать историю Крита, вводя её в общую историю Средиземноморья.

Большая часть вошедших в научный обиход положений о критском обществе и критской культуре принадлежит Эвансу. Некоторые из них сохраняют свою силу и в настоящее время, другие уже не соотнесет ну ют сов ременному уровню науки и нуждаются в исправлениях.

Однако, как ни важны данные археологии сами по себе, полную значимость они приобретают лишь в свете других научных дисциплин и знакомства с литературной традицией.Наряду с археологией первостепенное значение имеет упоминание о Крите и других центрах Эгейского мира в гомеровских поэмах и в сочинениях античных историков (Геродота, Фукидида и др.) и затем греческие мифы, содержащие в себе зерно исторической правды.

Сюда относятся мифы о царе Миносе и его брате Радаманте, афинском царе Эгее, афинском герое Тезее, о трандиозном сооружении Лабиринте, страшном чудовище Минотавре, Ариадне, искусном художнике Дедале и др.

На прочном фундаменте материальной культуры, воздвигаемом археологией, прежде малопонятные мифы и легенды приобретают ценность первостепенного исторического документа.  Памятники эгейской культуры рассеяны по всему средиземноморскому бассейну. Ценный материал дали раскопки в Фессалии и прилегающих к ней местностях.

К памятникам древнейшей культуры кроме оружия и орудий труда принадлежит глиняная посуда, в большом количестве открываемая в местах поселений людей новокаменного века. Наиболее древняя посуда окрашена в чёрный цвет. Чёрная окраска постепенно сменялась светло-коричневой, розовато-жёлтой и красной.

Керамика, найденная здесь, в современной фессалийской деревне Сескло, имеет красный линейный орнамент - зубчатые полосы, зигзаги и ромбы. Разновидность керамики Сескло представляет керамика другой фессалийской деревни, Димини, неподалёку от Сескло. Она имеет иную форму и окраску, спиралевый орнамент на жёлтой и красной облицовке.Польше всего памятников раннесредиземноморской культуры Открыто на острове Крите и в Целопоннесе, в частности в Микенах; на этом основании Эгейский период средиземноморской истории называют крито-микенским.

В дальнейшем изложении термины «Эгейский мир» и «крито-микенский» употребляются как синонимы.
Археологи находят предметы неолитической эпохи в материковой Греции, на островах, на южном берегу Крита, в пещере Миаму, в Фесте, в Кноссе и в других местах. В недрах Кносского холма, под развалинами кносского «дворца царя Миноса», залегает мощный слой неолита, достигающий 7 метров в глубину. Как и всюду, памятниками культуры неолита на Крите служит главным образом глиняная посуда, выкрашенная в разные цвета: чёрный, коричневый, жёлтый и красный. Наряду с сосудами без украшений на Крите встречаются орнаментированные чёрные сосуды. Поверхность сосуда представляет линейный узор с полосками и треугольниками, заполненными краской.
На основании археологических памятников, дополненных данными других наук, можно установить, что главными занятиями людей новокаменного века были скотоводство, рыболовство и охота. эпоху неолита существовало и примитивное земледелие. Жилищем служили пещеры или сплетённые из хвороста и обмазанные глиной хижины, расположенные по склонам холмов. Встречаются и сравнительно благоустроенные посе-ния с улицами и домами из саманных кирпичей на камен ном фундаменте.
Период неолита на Крите исчисляется приблизительно в три тысячи лет, от начала VI до III тысячелетия до н. э.
В III тысячелетии камень сменяется металлом, проходя ряд промежуточных этапов медно-каменного, медно-бронзового и других веков. Переход к металлу знаменовал целую революцию как в истории человечества вообще, так и в истории средиземноморской культуры в частности.
С III тысячелетия собственно и начинается история критской, или минойской, культуры, в общей сложности продолжавшаяся восемнадцать столетий. Артур Эванс разделил историю Крита на три больших периода, назвав их по имени прославленного в греческих мифах критского царя Миноса минойскими.

Каждый период в свою очередь подразделяется на три под периода. Графически схему Эванса можно представить в следующем виде: Заслуга археологической периодизации Эванса неоспорима. Он первый установил, что критская культура прошла длинный этап развития, переживая периоды подъёма и падения.

Периодизация Эванса, несмотря на некоторые её недостатки, излишнюю, схематичность в установлении периодов, в настоящее время является основой для всех исследователей, занимающихся критской историей. Эванс и продолжавшие его работу другие исследователи приходят к заключению, что расцвет культуры на Крите совпадает с концом третьего Среднеминойскую и с первым Поздне-минойским периодом. Эванс установил, что эпоха Миноса является скорее всего не началом, а завершением критской истории, прошедшей длинный путь развития от камня до бронзы.

Этапы социально-политической истории Крита определяются главным образом на основании жилищных построек и погребений. При этом сделано наблюдение, что чем древнее жилище или могила, тем для большего числа людей они предназначались.

Самые  древние погребения, каковыми считаются, например, могилы в Палакастро или в долине Мессара, были в полном смысле братскими родовыми кладбищами, в которых погребались в течение многих лет члены одного рода. Совершенно иную картину представляют более поздние погребения. Большие дома сменяются с течением времени индивидуальными домами.

Очевидно, что родовая коллективная могила к тому времени была вытеснена индивидуальной могилой, точно так же как и род — первичная социальная ячейка средиземноморских народностей — был вытеснен индивидуальной семей. Родовые посёлки сменяются территориальными, где людей связывали уже не кровное родство и происхождение от одного рода, а территория, общность владений и защиты и ряд им подобных.

Факторов сверхродового порядка. Из таких посёлков при более благоприятных условиях развивались поселения городского типа.Во главе городов стояли военные вожди, судьи и жрецы, имевшие вооружённую свиту, или дружину. Одним из занятий вождей приморских городов было, вероятно, пиратство, с незапамятных времён существовавшее на Средиземном море.

Предание об этой эпохе сохранилось до времени Фукидида, который сообщает, что в глубокой древности прибрежные жители и жители островов занимались пиратством и торговлей, в то время неотделимыми друг от друга. Пиратские дружины составлялись из молодёжи. Во главе их становились «могущественные люди», члены влиятельных или же, наоборот, ослабевших родов.

Фукидид говорит: «Нападая на неукреплённые города, состоящие из отдельных селений, они грабили их и большей частью так добывали себе средства к жизни. Тогда занятие это не считалось ещё постыдным, скорее, приносило даже некоторую славу». С Среднеминойского периода наблюдается возвышение центральных районов — городов, образцом которых являются Кносс и Фест.

Около 2000 г. в наиболее населённых пунктах Крита появляются первые дворцы военных вождей, свидетельствующие уже об относительно высокой степени социальной диференциации и разделения труда. К этому времени относят постройку первого, т. е. более древнего, дворца в Кноссе. Кносский дворец, согласно многолетним исследованиям Эванса, представлял целую систему больших комнат, мастерских, кладовых и святилищ.

Он был заключён в ограду, обнесён великой стеной с башнями, охранявшими дорогу к морю. Дворец в Фесте стоит на крутом холме и не имеет укреплений. Наоборот, дворец в Маллии, стоящий вблизи морского берега, имеет несколько солидных укреплений.

Период первых дворцов отмечен расширением морских связей Крита с Кикладскими островами, Киренаикой, Арголидой, Египтом и даже Ханааном. В сфере искусства названный период ознаменован появлением керамических изделий стиля камарес.

Около середины XVIII в. до н. э. на Крите происходит какая-то неизвестная нам катастрофа, в результате которой разрушается Кносский дворец. Одни учёные эту катастрофу объясняют стихийным бедствием — землетрясением. Другие упадок Крита ставят в связь с общими переменами, имевшими тогда место в восточной части Средиземного моря и в странах древнего Востока.

Известно, что Египет в те столетия страдал от набегов гиксосов, а Халдеей овладели касситы. Третьей причиной культурного кризиса Крита считают революцию и т. д.Как бы то ни было, но временное ослабление Крита не уничтожило критской культуры и не положило конца дальнейшему развитию критской экономики и государственности.

Около 1700 г. происходит возрождение Крита, и на месте старых дворцов возвышаются новые, более грандиозные здания. Полагают, что в это время произошла смена династий. Старая династия, пользовавшаяся иероглифическим письмом, была вытеснена новой династией, принесшей линейное письмо.

Особого могущества достигает Кносс в XVI и XV веках. Это было время гегемонии города Кносса и золотой век критской культуры. Все остальные города подчинились кносскому владыке или были разрушены, как о том свидетельствуют руины Феста. В сознании последующих поколений этот период расцвета отождествился  временем правления легендарного царя Миноса, стоявшего во главе обширной державы.

Создались легенды о критском дворце-лабиринте (сложном строении с запутанными ходами и комнатами) и Минотавре (чудовище с человеческим туловищем и головой быка). Минос и его держава не один раз упоминаются в греческих мифах, как, например, в мифе о Тезее.

У Гомера Миноа и его брат Радамант приводятся как пример образцовых, справедливых судей, за которыми их судейские функции сохранены даже в Аиде. О Миносе упоминают и Греческие историки, в том числе и Фукидид. «Минос, — читаем в IV главе I книги «Истории» Фукидида, — раньше всех, как известно нам по преданию, приобрёл себе флот, овладел большей частью моря, которое называется теперь Эллинским, достиг господства над Кикладскими островами и первый заселил большую часть их колониями, причём изгнал карийцеви посадил правителями собственных сыновей.

Очевидно также, что Минос старался, насколько мог, уничтожить на море пиратство, чтобы тем вернее получать доходы.Приблизительно то же самое говорит о Крите и Миносе Геродот. Рассказывая о карийцах, Он замечает: «Кары перешли  на материк с островов (Малой Азии). Первоначально они были подвластны Миносу, назывались лелегами и занимали острова они никогда не платили дани, насколько я могу проникать в древность по рассказам, хотя поставляли команду для кораблей всякий раз, когда требовал Минос. В то время как Минос покорил уже многие земли и прославился военными удачами, карийский народ был тоже знаменитейшим из всех народов»  Гомер в «Одиссее» с восхищением повествует о Крите как о богатом, прекрасном и «тучном» острове, расположенном среди «виноцветного моря», «изобильном людьми», имеющем девяносто городов.

Остров ость Крит посреди виноцветного моря, прекрасный. Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный. Там девяносто они городов населяют великих. Разные слышатся там языки: там находишь ахеян, С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов, В городе Кноссе живущих.

В чём причина возвышения Крита вообще и Кносса в частности? Как уже отмечали древние, Крит своим возвышением обязан прежде всего исключительному географическому положению в Средиземноморье, Крит находится между тремя частями света — Европой, Африкой и Анной.

Занимая пространство в 250 километров в длину и от 12 до 60 километров в ширину, Крит играл роль связующего звена между развитыми странами Азии и Африки, воспринимал их культурные достижения, а также со своей стороны оказывал на них влияние. С какой бы целью народы ни выходили в море, они никак не могли миновать  Крита, богатого удобными заливами с естественными бухтами.

К выгодному географическому положению Крита присоединились ещё благоприятные природные условия. В покрытых сочной травой долинах и лощинах занимались скотоводством, разводили быков, коров, лошадей и различные породы мелкого скота.

Мясо и молоко занимали существенное место в питании древних критян. Из птиц разводили уток, лебедей, голубей и кур. Из хлебных растений культивировали пшеницу, ячмень, из овощей—бобы, горох и чечевицу.

На горных холмах произрастали виноград и оливы, а из технических растений критянам были известны лён и шафран из которого добывались красящие вещества; сезам давал сезамовое масло, мята и другие виды пахучих растений служили материалом для приготовления ароматических веществ. С особой любовью критяне занимались садоводством и огородничеством, что нашло своё отображение в критском искусстве.

В садах произрастали ирисы, лилии, тюльпаны, гиацинты и многие другие виды Цветов.Расцвет Кносса и возвышение кносского правителя над правителями других городов Крита в значительной степени обусловлены тесной связью Кносса с Кикладскими островами, к тому времени уже достигшими высокой культуры.

Владея лучшим по тому времени флотом, кносские властители подчинили се6е Киклады и установили господство города Кносса на Эгейском море. Море составляло, таким образом, основу могущества и влияния кносского царя и его державы. «С образованием флота Миноса взаимные связи на море усилились, потому что Минос очистил острова от разбойников и тогда же заселил большинство их колонистами.

Кроме того приморские жители владели уже большими средствами и потому крепче сидели на местах, а некоторые, разбогатевшие, оградили себя стенами» Археологические данные говорят об оживлённых сношениях Крита с другими странами и народами. Критяне посещали и вели торговлю с Кикладскими островами. Ещё в Раннеминойский период они появились на островах Мелосе, Фере, Делосе и др.

Не оставался чуждым критянам и греческий материк. Оживлённые сношения с греческим материком начинаются с XVII в. Критские моряки появились в Микенах, Тиринфе, на Коринфском перешейке, в Беотии, Аттике, Фессалии и т. д.

О пребывании и влиянии критян в различных областях свидетельствуют памятники критских культов, предметы критской торговли и ремесла Египетские памятники указывают на давнюю связь Крита с Египтом.

Фараон XVIII династии Тутмос III пользовался кораблями народа кефтиу (т. е. критян) для перевозки строительного материала из Ливана. В Египте критские купцы пользовались особыми привилегиями. Особенно развиты были сношения Египта с Критом в первой половине XIV в. при Аменхотепе III и Аменхотепе IV, в правление которого в Египте особенно сильно чувствуется критское культурное влияние. Объектами критской торговли служили предметы роскоши (слоновая кость, ароматические вещества), металлы, предметы критского ремесла и, по всей вероятности, рабы.

В Египте критяне закупали сухие овощи, масла, изделия из цветного стекла и фаянса.  С острова Кипра критяне вывозили медь, обменивая по на предметы собственного ремесла . Кроме того, в Тронде и во всём Хеттском царстве занимавшем бассейн  реки Галиса и верхнюю Сирию, находят следы критского влияния. Небезизвестные были критянам и западные берега Средиземного моря — Италия, Сицилия и даже Испания.Преобладала морская торговля.

Кроме других свидетельств на развитие обмена указывают дороги, соединявшие города Крита — Кносс, Фест и др. — с портами в северной и южной частях острова. Передвижение  по суше совершалось на ослах, лошадях или же в повозка на двух или четырёх колёсах, запряжённых быками. Меновой единицей в более древнее время служил скот, а при Миносе пользовались медными весовыми слитками, золотыми и серебряными пластинками. В качестве меры веса критяне пользовались мерами тех стран, с которыми они вели торговлю.

У них были в ходу египетские, финикийские и вавилонские эталоны. В истории средиземноморского мореходства и торговли целый переворот произвело появление большой лодки (барки) с поднятым носом и низкими краями, введённой в употребление критянами. Облегчению торговых сделок, управлению, сбору податей и культурному общению на Крите в высокой степени должна была способствовать письменность, сначала линейная, а потом силлабическая (слоговая).

Извлекаемые из недр земли предметы материальной культуры дают основание предполагать существование на Крите многих ремёсл, высокой ремесленной техники и разделения труда. На основании материала, добытого раскопками, устанавливают существование на Крите во IIтысячелетии до н. э. следующих ремесленныхспециальностей: оружейников, кузнецов, плотников, кожевников, горшечников, бронзовщиков, резчиков, мастеров по слоновой кости, рисовальщиков, скульпторов и др.

Раскопки на месте древней Гурнии привели археологов к заключению о существовании в этом посёлке- городе особых ремесленных кварталов.Часть изготовлявшихся на Крите предметов предназначалась на покрытие потребностей царя и его дружины, а оставшаяся часть отправлялась за пределы острова или продавалась местному населению. Всё вышесказанное о Крите приводит к заключению, что социально-политический строй Крита эпохи второго Кносского дворца во многом напоминает древневосточные монархии.

На этом основании Крит подобно древневосточным монархиям надо отнести к рабовладельческим государствам восточного типа. Гипотеза о рабовладении на Крите кажется вполне правдоподобной. Иначе трудно было бы объяснить существование больших построек, многих ремёсл, роскоши и массы предметов утончённого вкуса, потребителем которых могла быть только аристократия.

Труд рабов совместно с трудом туземного населения по аналогии с Востоком мог применяться при постройке дворцов, прокладке дорог, в каменоломнях, во всякого рода мастерских и, наконец, во флоте. Подобно египетскому фараону кносский правитель соединял в своём лице функции жреца и военного вождя, как об этом выразительно свидетельствует один позднеминойский расписной рельеф, на котором изображён человек ростом около 3 метров.

На голове он имеет корону, к которой прикреплён пучок длинных пёстро окрашенных перьев. Из-под короны видны длинные локоны, рассыпающиеся по плечам. На шее —- несколько рядов золотых ожерелий, на руках — тяжёлые браслеты.Ближайшую опору кносского царя составляла его дружина. Изображение её имеется на некоторых предметах критского производства.

Управление производилось через доверенных лиц, царских слуг, снабжённых специальными печатями. Местопребыванием верховного правителя и центром управления был его дворец. Второй Кносский дворец по архитектуре и роскоши превосходит первый дворец, на месте которого он был воздвигнут.

Во дворце были две половины — мужская и женская, целая анфилада комнат, «тронный зал» для приёма гостей и т. д. В другой части дворца помещались кладовые, где хранились оружие, боевые колесницы, продовольственные запасы, вина, масла идругие вещи. Во дворце же находились царские мастерские — фаянсовые ювелирные, оружейные и пр.

Стены дворца были украшены причудливыми изображениями на самые разнообразные сюжеты.В царском дворце, кроме того, помещалось святилище, в котором совершались религиозные церемонии. Символом власти царя служил двойной топор — лабрис, отсюда происхо¬дит, вероятно, и греческое слово «лабиринт», которое обозначало «дом двойного топора», или «двойной секиры».

Впоследствии первоначальное значение было забыто и слово «лабиринт» стали употреблять для обозначения запутанных построек.К числу интересных особенностей критского строя относится большая роль, которую на Крите играли женщины.

Женщины встречаются на многих критских изображениях, фресках, статуэтках, перстнях и т. д.: женщина-жрица, акробат, возницй, придворная дама и т. п.Различные изображения дают представление о сложной и роскошной парадной одежде критских женщин. Они носили длинные широкие юбки, состоявшие из нескольких нашитых один на другой кусков материи.

Верхняя часть туловища оста¬валась обнажённой, длинные косы и пряди ниспадали на плечи и спину. Самый факт большой роли женщин на Крите не подлежит сомнению, но объяснения, даваемые этому факту различными учёными, далеко не совпадают. Одни в этом усматривают пережиток матриархата, другие объясняют иными причинами.

Разногласия между учёными касаются не только вопроса о положении женщин, но и общей оценки социально-политического строя Крита. Некоторые исследователи склонны Кносское царство сравнивать даже с монархией Бурбонов XVIII в., а в критском ют о высокой сравнительно первобытно-общинный строй был уже пройденным для критского общества этапом. Система критских верований имеет много общих черт как с верованиями восточных народов, так и  с греческой религией. Наряду с обоготворением птиц, рыб и животных, священных предметов (фетишей) — деревьев, цветов, камней предметом культа на Крите служила Мать-Земля, символ рождения и плодородия.

Кроме того, в системе критских верований очень важное место занимал бык, олицетворявший силу и плодородие. Повелитель Кносса Минос рождён от быка, жена царя Пасифая влюбилась в быка, сын Миноса погиб от (марафонского) быка.В честь богов совершались публичные церемонии и празднества, сопровождавшиеся играми,гимнастическими состязаниями, кулачными поединками, гладиаторскими боями, боями быков, театральными и цирковыми представлениями. Широкой популярностью пользовались бои быков и акробатические упражнения.

Существенное  отличие критского строя от восточного составляет отсутствие на Крите могущественного жречества и монументальных построек для отправления культа выполнял и не мужчины, а женщины-жрицы.

Критская система верований и ритуал оказали большое влияние  на религию малоазийских народов, а также и на греческую религию. Некоторые греческие божества,  нaпример.   Афина, имеют своей родиной остров Крит, откуда они были заимствованы греками и в   трансформированном виде введены в пантеонгреческих богов. Критские религиозные предания оказали несомненное влияние на греческую мифологию.

Мировую известность Крит приобрёл своими замечательными памятниками искусства— фресками, скульптурами и полихромной (многоцветной) керамикой.К наиболее совершенным видам критской керамики принадлежат вазы стиля камарес, расписанные белой, красной и оранжевой краской до чёрному фону.

Преобладает в них стилизованный растительный орнамент. Эта чрезвычайно эффективная своей красочностью и изяществом рисунка керамика, существовавшая примерно от 1900 до 1500 г., сменилась в первом Позднеминойском периоде другим видом керамического производства  вазами, расписанными коричневым лаком по светлому фону. Они украшались преимущественно изображениями, заимствованными из морской флоры и фауны — осьминогами, полипами, морской травой и т. п, переданными с неподражаемой живостью и реализмом. Примером-вазы стиля камарес может служить кносская ваза, представляющая   шаровидный сосуд широким отверстием без горлышка,с короткими ручками по бокам.

Чрезвычайно интересна коричнево-фиолетовая «Ваза слилиями» — шедевр минойского керамического искусства. К той же самой эпохе склонности минойских художников к Реставрация изображению животных.

О том же самом говорят и многочисленные изображения быка в различных положениях, чаще всего в виде бегущего и рассвирепевшего животного.Как одну из особенностей критского изобразительного искусства надо отметить сочетание архитектуры и живописи (фрески).

От Крита осталось богатейшее наследство фресковой живописи. Отличительные черты критских художников — их любовь к природе, умение оживлять изображаемый объект, сообщать ему лёгкость и изящество — в полной силе выступают во фресковой живописи, украшавшей стены минойских дворцов древнего  мира. Кроме того, с именем Дедала связывали постройку  первого летательного прибора.

Очень многим  реки обязаны Криту в области музыки и поэзии. Греческого музыкальную  инструменты лира и кифара были уже  известны предшественникам греков — критянам. Расцвет Крита продолжался примерно до 1400 г. ДО н.э.

Приблизительно с начала XIV в. в критском искусстве замечаются серьёзные перемены: ослабление чувства реального и вытеснение реалистического стиля формальным.  Художественно и технически совершенные рисунки на вазах вырождаются в воздушно-мёртвый рисунок, состоящий из нескольких холодных линий, позднеминойского периода.

Таков, например, рисунок на стенке глиняного саркофага, изображающий корову с телёнком. Ещё выразительнее вазы так называемого «дворцового стиля», где растительный орнамент превращается в схему.Утрата чувства реального в искусстве совпадает с общим упадком Кносской державы, последовавшим в XIV—XIII вв.

В деталях проследить это падение невозможно. Оно явилось следствием как внутренних, так и внешних причин. Отдалённое воспоминание об ослаблений Крита содержится в мифе о Тезее, освободившем Афины от критской гегемонии, и в сообщении Геродота о неудаче и гибели Миноса в Сицилии .

В конце концов Крит сделался добычей племён, живших в Пелопоннесе и оттуда делавших набеги на Крит.На очень многие тёмные вопросы критской истории много света должна пролить дешифровка критской письменности.

Количество табличек с критскими письменами доходит до нескольких десятков тысяч; в настоящее время сделан ряд удачных попыток их расшифровки. Можно надеяться, что соединённые усилия учёных различных стран в конце концов увенчаются успехом и критские письмена будут окончательно разобраны.