postheadericon Ранее христианство.

Ранее христианство.

 

Первоначальная история христианства известна мало. Впоследствии, когда оно стало господствующей религиеи, огромная масса ранних христианских произведений, содержавших нежелательные для правящего класса положения и мысли, была уничтожена; другие подверглись соответственной переработке.

 Даже точные даты составления тех или иных памятников раннехристианской    литературы, вошедшей в состав новозаветного канона, неизвестны. Установлено только, что они создавались между серединой I и серединой II в. н. э. Кроме того, христианство   далеко не сразу сложилось таким, каким оно известно в настоящее время. Оно прошло долгий путь развития, впитав самые разнообразные элементы и влияния. Уже задолго до даты, впоследствии принятой для рождения предполагаемого основателя христианства, на Востоке, главным образом среди живших в различных его областях иудеев, стали возникать секты и учения, предвосхитившие христианские.
Появлялись пророки, предвещавшие конец мира, пришествие божественного спасителя и торжество праведных. Такие пророчества были распространены и среди других восточных народов. Особенно умножились они под влиянием бедствий, переживавшихся этими народами во время войн с Римом и под его владычеством. Некоторые верили, что божественный спаситель уже приходил, но был неузнан, мучим и казнён и явится снова В конце мира. Недавно найденные на берегу Мёртвого   моря папирусы, которые некоторые учёные датируют II в. до и. э., позволяют думать, что уже тогда существовали секты, державшиеся такого учения. 
Восстание в Иудее в конце правления Нерона и его разгром крайне обострили ненависть народных масс к Риму. Снова оживилось религиозное движение, возросло количество пророков и пророчеств. Одно из пророчеств сохранилось в новозаветном каноне под названием Апокалипсиса, то есть откровения, Иоанна.

 Анализ этого произведения показывает, что тогда во многих городах Востока существовали секты с различными учениями, но сходные, повидимому, своей верой в близкое пришествие сына божьего — Христа, не наделявшегося тогда ещё никакими человеческими чертами. Пришествие должно было окончиться победой праведных над антихристом, под которым подразумевался император Нерон.

 Именно его имя скрывалось в знаменитом апокалиптическом числе 666, впоследствии подвергавшемся самым разнообразным и фантастическим толкованиям. Так как греческие и еврейские буквы имели и цифровое значение, число 666 или, по другим вариантам, 616 получилось из сложения букв имени Нерона. Такая символика чисел была очень распространена в древности.

Победа над антихристом должна была повести и к победе над Римом, ненавистью к которому проникнут Апокалипсис.
Со временем ожидание близкого пришествия спасителя и близкой победы сменилось представлением, что оно совершится лишь в конце мира, через некий неопределённый срок. Большую роль начинает играть надежда на загробное воздаяние верующим. Но протест против богатых и знатных, против их образа жизни и идеологии был ещё очень силен. Только бедные и униженные, по мнению христиан, могли рассчитывать на загробную награду. Богач мог надеяться на неё, лишь раздав всё своё имущество. В противность презиравшим труд рабовладельцам христиане провозгласили принцип «не трудящийся да не ест».
В одном из ранних христианских произведений, «Учении  12 апостолов  », лжепророком назывался тот, кто, не желая работать, пытался жить за счёт верующих. Всякий компромисс с «мудростью   века» отвергался, как и участие в языческих культах и официальном императорском культе. Христиане не должны были иметь ничего общего с язычниками. В создаваемых ими общинах должно было господствовать равенство, наибольшим уважением пользовался тот, кто был наиболее стоек в вере и имел дар учить и проповедовать. Основным правилом была любовь друг к другу и взаимная помощь. Идеалом считалась полная общность имущества, хотя, повидимому, если она и осуществлялась в некоторых общинах, то далеко не была общим явлением.
Не делалось разницы и между людьми из разных племён и народов. Став христианином, человек становился братом остальных членов общины, что также отражало протест против многочисленных перегородок, разделявших в античном мире граждан более или менее привилегированных городов, народов и племён.
Первые общины христиан состояли из самых бедных слоев населения — ремесленников, рабов, нищих горожан. Постепенно число общин растёт, они возникают во многих городах Малой Азии, проникают и в Рим, где жило множество уроженцев Востока, главным образом рабов и отпущенников.
Развивается и христианское вероучение. Распространяется легенда, что Христос  уже приходил,  
жил и учил в Палестине, под именем Иисуса,
сына осенённой святым духом девы Марии. Он проповедовал своё учение, творил чудеса, и простой народ массами шёл за ним. Из простых рыбаков и ремесленников он выбирал своих ближайших учеников — апостолов, которые должны были продолжать его дело.

Но первосвященники и богачи схватили его, судили и, с разрешения римского наместника Понтия Пилата, распяли на кресте. Смерть его была искупительной жертвой за грехи человечества. Через три дня он воскрес и в присутствии своих учеников вознёсся на небо, чтобы в конце мира явиться вновь, осудить виновных, воскресить и ввести в небесное царство праведных.
Тогда же создаются и христианские произведения, излагавшие биографию и поучения Христа, историю его апостолов, их послания христианским общинам и т. д. Лишь некоторые из них были впоследствии включены в новозаветный канон, другие, не соответствовавшие взглядам, установившимся в победившей церкви, были отброшены.
По мере того как кризис стал охватывать всё более широкие слои тогдашнего общества и страдать от его влияния начали и имущие, представители их также обращаются к христианству. Они принесли с собой привычные философские представления, оказавшие на христианство сильное влияние.

Ещё в первой половине I в. н. э. на Востоке значительное распространение приобрела философская система жившего в Александрии   эллинизированного иудея Филона . Она пыталась соединить вульгаризированную платоновскую философию с библейским богословием. Большую роль в ней играло учение о Логосе — слове божьем, творческой силе бога и посреднике между богом и людьми, а также о греховности материального мира, от которой человек должен освободиться путём раскаяния и слияния с божеством. Под влиянием последователей Филона христиане стали смотреть на Христа, как на воплощение Логоса, что нашло своё отражение в последнем из четырёх евангелий, приписывавшемся Иоанну.

У стоиков была позаимствована их мораль непротивле¬ния и безропотной покорности. Вместо призыва к активной борьбе, звучавшей в Апокалипсисе, христиане стали призывать рабов повиноваться господам, подданных — властям. Смягчены были правила и для богатых христиан. Они уже не обязаны были раздавать всё своё имущество.

Считалось достаточным, если они мягко обращалась с рабами и более или менее щедро помогали бедным.
Наплыв в христианские общины людей, принадлежавших к более обеспеченным и образованным слоям, привёл к появлению множества новых вариантов толкования христианского вероучения. Образуются многочисленные новые секты, так называемых «гностиков». Все они в той или иной мере исходили из пред-ставления о совершенной греховности материального мира, созданного злым богом или одной из отпавших от бога его творческих сил. Очиститься от грехов и вернуться к богу могут только избранные, живущие в строгом воздержании и посвящённые в высшие тайные знания — гносис.

Учения гностиков, переполненные различными представлениями, заимствованными из восточных религий, астрологии и магии, были запутанны и трудны для понимания. Их обращение к немногим избранным отталкивало от них массы. Большинство руководителей христианских общин их не признавало, считало еретическими и боролось с ними, но известное влияние на дальнейшее развитие христианства они оказали.
Изменение социального состава общин повлияло и на их организацию. Всё большую власть приобретают в них епископы, ведавшие возраставшим имуществом общин, и их помощники, пресвитеры и диаконы. Напротив, пророки и учителя, прежде стоявшие на первом месте, оттесняются на заданий план.

 К III в. н. э. уже провозглашается тезис, согласно которому христианин, не повинующийся епископу и решающийся самостоятельно судить о вере, не может быть ни членом общества, ни христианином.
Так складывается церковная организация, которая стала значительной силой не только на Востоке, но и в Италии, и в Африке, где к тому времени было уже много христиан.
Христиане попрежнему отказывались от участия в императорском культе, но некоторые видные христианские деятели уже пытались доказать, что они самые верные и преданные подданные правительства. С этой целью они писали обращённые к им¬ператорам особые сочинения, так называемые «апологии».
Вначале правительство не обращало на христиан особого внимания. Традиция приписывает первое гонение на христиан Нерону, обвинившему их в происшедшем при нём страшном пожаре Рима, но многие оспаривают достоверность этой традиции.

Иногда отдельных христиан преследовали за отказ от жертвоприношений обожествлённым императорам; иногда про¬тив них возбуждали народ жрецы различных культов. О христианах рассказывали, что они поклоняются ослиной голове, отравляют колодцы, что на своих собраниях пьют кровь убитых детей и предаются неслыханному разврату. Карой богов за их нечестие объясняли различные стихийные бедствия, засухи, неурожаи.

Хотя авторы апологий доказывали вздорность подобных обвинений, они иногда приводили к антихристианским погромам.
В середине III в. н. э. в связи с общими смутами в империи начинаются и систематические гонения на христиан. Император Деций предписал всем жителям империи совершить жертвоприношение богам и подвергнуть каре «ослушавшихся  », то есть христиан. Валериан  уже прямо издал закон о конфискации имущества, высылке и казни христианского духовенства, знатных лиц и императорских чиновников-христиан, не желавшихотречься от христианства.

 Гонения в значительной мере объяснялись тем, что к христианским общинам примыкали многие провинциалы, враждебно относившиеся к Риму. Игравший тогда видную роль в церкви епископ Карфагена Киприян писал, например, что Рим был основан разбойниками и братоубийцами, а римские боги и герои, в том числе и обожествлённые императоры, были кровопийцами и насильниками. Отчасти гонения были также вызваны желанием правительства направить в вы¬годное для него русло недовольство народа, натравив его на христиан.
Большое количество знатных и богатых христиан в страхе за жизнь и имущество поспешили принести жертвы богам. Беднота держалась стойко. Гонения ускорили намечавшийся уже раскол в христианстве. Многие рядовые христиане уже издавна негодовали на происшедшие в общинах изменения.

Их возмущало, что богатые их члены живут в роскоши, что епископы ведут себя, как диктаторы, что пресвитеры и диаконы пользуются в личных целях церковным имуществом и занимаются торговлей и ростовщичеством. Недовольные стали создавать свои секты, где старались восстановить традиции раннего христианства. Впоследствии эти секты принимали активное участие в народных восстаниях.
С другой стороны, гонения не ослабили и церковную организацию. Отпавшие с ослаблением преследований возвращались в общины и получали прощение от епископов, власть которых все возрастала.

Широкой благотворительностью епископы покупали послушание бедноты. Укреплялись связи между отдельными общинами. Епископы провинций собирались на съезды, соборы, выносившие постановления, обязательные для всех христиан. 
Император Галлиен отменил антихристианские указы своих предшественников.

До конца III в. н. э. христиане пользовались свободой. 3а это время они приобрели новых последователей почти во всех провинциях и во всех сословиях. Христианство стало силой, с которой уже не могло не считаться государство.