postheadericon Христианство в Римской империи.

Христианство в Римской империи.

Возникновение империи, а затем начавшийся кризис рабовладельческого способа производства привели к глубоким изменениям в идеологии различных слоёв тогдашнего общества. В высших классах наиболее распространённой была философия стоиков, крупнейшими представителями которой были Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Главное внимание они уделяли вопросам морали, правилам поведения, которым должен был следовать человек, желавший достигнуть мудрости и внутренней свободы.
Они рассматривали мир как единое прекрасное и стройное целое, вечное и неизменное, управляемое незыблемыми законами. Совершающееся в мире зло не нарушает его гармонии, как не нарушают красоты картины положенные на неё художником тени.


Человек есть лишь частица целого, лишь актёр огромной мировой драмы. И он должен без ропота и сопротивления исполнять как можно добросовестнее назначенную ему роль, будь то роль раба или роль царя. Он не должен привязываться к внешним благам.

Богатство, положение в обществе, здоровье и самая жизнь должны быть безразличными для мудреца. Ему следует исполнять свой долг перед обществом, руководствуясь велением природы и разума, ничего не страшась и ничем не смущаясь. Наградой ему будет сознание достигнутой им добродетели и ясное спокойствие духа.
Учение это вполне подходило к условиям, сложившимся в Римской империи, когда члены господствующего класса считали нужным идти на известные жертвы для сохранения социального мира и старались внушить массам, что долг состоит в покорности и повиновении.

 С другой стороны, в те периоды когда императоры преследовали людей знатных и богатых, те пытались подготовить себя к возможным переменам в своей судьбе, чтобы встретить их без ропота и отчаяния. Они доказывали, что легко можно избавиться от страха перед императором, поняв, что страх этот внушают его преторианцы, его солдаты, которые у истинного мудреца могут отнять имущество, свободу, жизнь, но не добродетель. «Ты можешь заковать в цепи мою ногу, но не мою душу», — говорил один из стоиков, имея в виду императора. Другой советовал принимать как приятные развлечения всё, что пошлёт человеку судьба. Если дела вынуждают его толкаться на форуме, пусть он считает, что весело проводит время в многолюдном обществе. Если же император вышлет его на какой- нибудь бесплодный и безлюдный остров — пусть радуется, что может спокойно наслаждаться уединением.

В народные массы стоицизм проникал мало. Из философских направлений среди них был популярен кинизм в его наиболее радикальной форме.


Философы-киники, одетые в старые, заношенные плащи, нечёсанные и небритые, с сумой для сбора пожертвований и с толстой дубиной, ходили из города в город, произнося речи на людных площадях.


Они проповедовали презрение к роскоши, богатству, изнеженным, ленивым богачам. Не отрицая бессмертия души, они учили, что его нельзя достичь религиозными обрядами и посвящениями в мистерии — тайные учения жрецов различных культов, открывавшиеся тем, кто проходил особый искус и подготовку.

По мнению киников, бессмертие достигалось простой, деятельной жизнью. Их идеалом и образцом был Геракл , совершавший свои подвиги на пользу людей, боровшийся с тиранами, не гнушавшийся простого труда и принятый за это в число богов.

Некоторые киники, провидимому, призывали отказаться от собственности и сделать общим имущество. Всё это находило живой отклик среди бедноты и рабов. «Счастливо живёт тот, кто уничтожает понятия моё и твоё», — гласила народная пословица. В проповедях киники жестоко нападали на местных богачей, а иногда и на самих императоров. Их высылали из городов, но это только увеличивало их популярность.
Тяжёлое положение большинства трудящихся и поражения, которые терпели восставшие рабы и провинциалы, заставляли их обращаться в поисках надежды и утешения к религии. Всё более распространяется вера в бессмертие души, загробное воздаяние и в приход божественного спасителя, который принесёт людям справедливость и счастье.

 Во II в. н. э. на многочисленных надгробиях в самых различных частях римского мира изображались сцены из загробной жизни покойного. В большинстве случаев он пировал в кругу своей семьи и в обществе богов, сам обратившись в бога. В эпитафиях близкие выражали уверенность, что в награду за добродетель он ведёт счастливую жизнь в блаженных Елисейских полях, участвуя в хороводах нимф, сатиров и вакханок, наслаждаясь во дворцах Венеры , слушая муз и Аполлона  .

Старые мифы толковались как аллегорические повествования об освобождении от телесных уз и вознесении на небо бессмертной души. Старым богам приписывались новые функции спасителей, суливших бессмертие своим почитателям. Веровавшие в них начинали считать то божество, которое предпочитали прочим, верховным или даже единственным богом, а в остальных богах видели лишь воплощение различных его свойств и способностей.