Главная История Азии. История Узбекистана Древний мир Понятие цивилизация. Цивилизационный подход к в изучение истории Узбекистана.

postheadericon Понятие цивилизация. Цивилизационный подход к в изучение истории Узбекистана.

Понятие цивилизация. Цивилизационный подход к в изучение истории Узбекистана.

Цивилизация – это относительно цельная система общественно-государственных связей и отношений, существующая в определенных исторических, пространственно-временных границах и обладающая устойчивыми особенностями. Цивилизация – это устойчивая социосистема. В разных регионах мира цивилизация имеет свои особенности. Локальная цивилизация изучает:

Большие исторически сложившиеся общности. с определенной территорией, со своими устойчивыми особенностями социально-экономического и культурного развития (своя экономика, своя политическая жизнь, своё  законодательство, литература, традиции, быт и т.д.)  Примером локальной цивилизации является Средняя Азия. Исследованиями  на согдийских городищах Афрасиаб (Самарканд)и Кук-тепа (в 30 км от первого) доказано существование оазисов городской культуры в VIII-VII вв. до н.э. на территории Самарканда и близ него более 2750 лет назад. Этот юбилей  отмечался в 2007 году. Так, в своем выступлении (журнал «Мулокат», 1998 г., № 5) перед учеными-историками страны Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, в частности, отметил, что, по признанию всего мира, регион, называемый сейчас Узбекистаном,  была одной из колыбелей не только восточной, но и общемировой цивилизации. На этой древней и благословенной земле выросли великие ученые, политики и полководцы. Именно здесь были заложены основы религиозных и светских наук, получивших в дальнейшем свое развитие. Сложные ирригационные сооружения, построенные до нашей эры и в последующие годы, древние памятники, сохранившие свою красоту и величие по сей день, свидетельствуют о существовании в нашей стране испокон веков древних сельскохозяйственных, ремесленных культур, архитектурного и градостроительного искусства.

Тогда-то из его уст прозвучал призыв к тому, чтобы в науке появились новые направления, определяющие наши исторические корни, возвышающие наше национальное достоинство, а создание объективной, научной истории нашего государства, нации должно стать для широкой общественности самой важной и актуальной задачей. И это, бесспорно, необходимо, поскольку памятники истории и культуры народов Узбекистана составляют часть всемирного культурного наследия. Они свидетели вклада наших предков в развитие мировой цивилизации. В истории человечества, насчитывающей сотни тысяч лет, формирование первых государств и городов, развитие ремесла и торговли, зарождение письменности — события относительно поздние.

Известно, что первые государства зарождались там, где получили развитие производящие формы хозяйства — земледелие и скотоводство. Поэтому многие племена и народности, жившие на протяжении тысячелетий исключительно за счет охоты, рыболовства и примитивного земледелия, так и не смогли перейти к более высокой ступени общественного развития — государственности. Именно земледелие заложило основы постоянного, оседлого образа жизни людей, стимулировавшего развитие архитектуры, ремесленного производства и торговли. Историко-правовые и археологические исследования показывают, что о появлении первичных форм государственности можно говорить только в том случае, когда возникает достаточно развитая экономика, отраженная в земледелии, основанном на ирригационном орошении, металлургии, ремесле, торговле — вначале менового характера(т.е. натуральный обмен), а затем - в денежный, слитковой форме, появляется имущественная дифференциация с выделением соответствующих социальных групп и классов, устанавливается сложная иерархия общества во главе с монархом, государственно-управленческий аппарат, право наследования и институт письменности, способствующий составлению различного рода юридических документов для управления государством.

Первые древнейшие государства возникли в IV- начале III тысячелетия до н.э. в Двуречье (между реками Тигр и Евфрат Междуречье а на греческом Месопотамия, на территории современного Ирака.), Древнем Египте и Восточном Средиземноморье. И произошло это не случайно, поскольку известно, что Ближний Восток является родиной земледелия.

Постепенно земледелие из первоначальных очагов — центров развития распространилось на соседние территории (Закавказье, Иран, Среднюю Азию, Индию, Китай). Так, уже в III-II тысячелетии до н.э. население разных областей Древнего Востока имело тесные историко-культурные связи. В это время и формировались основные сухопутные и морские пути транзитного передвижения и торговли (Великий Лазуритовый путь, Месопотамо-хараппская система дорог и т.п.), связывавшие между собой отдаленные культуры и цивилизации Среднего Востока. Они славились длительными традициями их эксплуатации — задолго до сложения и функционирования Великого Шелкового пути (кон. II в. до н.э.- нач. XIV в.н.э.), были его предтечей.

Первичным типом государственных образований являются древнейшие города, представлявшие собой хозяйственные, политические и религиозные центры весьма маленьких по занимаемой территории «государств», объединенные затем в результате экспансии отдельных правителей в сравнительно большие царства. Так начинался процесс перехода к ранней государственности.

История становления и развития ранних государств Востока свидетельствует, что формирование основ государственности было связано с влиянием экономических, военных и религиозных факторов, обусловивших процесс углубления социальной дифференциации.

Так в истории появляются территориально «средние» государства типа Ассирийской державы, а затем и «мировые империи» — типа Ахеменидского государства, границы которого в V веке до н.э. простирались от севера Индии до Средиземного моря, а также следовавшие за ним, охватывавшее еще большие территории - - царство Александра Македонского, Селевкидов. Несомненно, читателей интересует вопрос о развитии ранней государственности и на территории Средней Азии. Истоки ранней государственности предков узбекского народа, как и других народов региона, имеют глубокие корни и богатое прошлое. Зарождение здесь первых государственных образований также было обусловлено производственно-экономическими факторами, необходимостью защиты населения земледельческих оазисов от военных набегов и правового регулирования связей между общинниками. Среднеазиатское Двуречье — особая историко-географическая и историко-культурная территория, цивилизация которой на протяжении многих тысячелетий существовала благодаря двум великим рекам: Амударье (древний Оке) и Сырдарье (древний Яксарт). Возникшие здесь государства по многом признакам как в древности, так и в средневековье при наличии общих черт отличались от других государств в остальных частях Средней Азии

. Да и в пределах территории Среднеазиатского Двуречья северные области (Хорезм) и южные (Бактрия), а также располагавшиеся между ними (Согд), особенно в древности, заметно отличались друг от друга в этническом и культурном отношении, в языке и письменности, в системе государственного устройства. Например, еще в глубокой древности — во II тысячелетии до н.э. территория Узбекистана стала местом, где проходили интенсивные передвижения земледельческих, а затем и скотоводческих племен.В эволюции государственности в Среднеазиатском Двуречье в древности можно выделить несколько периодов, охватывающих время от второй половины II тыс. до н. э. до III в. н. э. - IV в. н. э., т. е. до перехода к государствам средневековья.Становление ранней формы государственности происходит в оседло-земледельческой культуре эпохи поздней бронзы, распространенной на юге Узбекистана. Ее завершение приходится на время почти одновременной гибели Кушанской и Парфянской империй, существовавших на территории Средней Азии в первой половине III в. н. э. Примерно тогда же прекращает свое существование государство Кангюй (II в. до н.э. - III в.н.э.).

Первый период — вторая половина II тыс. до н.э. — становление протого-сударственного образования в эмбриональной форме на юге Узбекистана, приближающегося по своей структуре к ному.Первые свидетели цивилизации укрепленные поселения (Сапаллитепа), протогорода с цитаделями, храмами и дворцами правителей (Джар-кутан), некрополи (Молали) появились здесь в эпоху бронзы —во II тысячелетии до н.э. (по последним данным, возможно, кон. III - сер. II тыс. до н.э.). Полученные при их раскопках материалы подтверждают существование высокоразвитой при-амударьинской цивилизации эпохи бронзы типа всемирно известных на Среднем Востоке — эламской, сейистанской, белуджистанской и хорасанской