postheadericon Культура и наука Римской империи

Культура и наука Римской империи

Ко времени Траяна и его ближайших преемников относятся и последние достижения античной греко-римской культуры. Как и в политической жизни империи, уроженцы провинций принимали теперь активное участие и в её
культурной жизни. На первые десятилетия II в. н. э. падает деятельность Плутарха из Херонеи в Беотии. Он принадлежал к той нередкой уже категории провинциалов, которые, занимая высокие должности на родине — Плутарх был архонтом и жрецом Аполлона в Херонее, — входили также в состав общеимперской знати. По некоторым сведениям, Плутарх был консулом при Траяне, а Адриан назначил его наместником Ахайи. Плутарх был всецело предан римскому правительству и его политике.

В одном из своих сочинений он писал, что народ должен иметь лишь столько свободы, сколько оставляют ему правители. Превосходно образованный, последователь Платона, Плутарх написал множество сочинений на самые разнообразные — философские, религиозные, научные — темы.

Но наиболее знамениты его сравнительные жизнеописания, биографии знаменитых греческих и римских исторических деятелей, соединённых попарно, например Тезей и Ромул, Пирр и Марий, Демосфен и Цицерон, Александр Македонский и Юлий Цезарь. Главное внимание Плутарх  уделял моральным качествам своих героев, их замечательным поступкам, изречениям, свидетельствующим об их остроумии, душевном величии и т. п.
Интерес к биографическому жанру вообще возрастает в это время. Младший - современник Плутарха, римлянин Светоний, бывший одно время секретарём Адриана, написал биографии знаменитых грамматиков, ораторов и двенадцати Цезарей — от Юлия Цезаря до Домициана включительно. Как и Тацит, он был враждебно настроен к Юлиям-Клавдиям и Домициану, но ему далеко до мрачного пафоса Тацита. Его биографии (в значительной части) — сборники скандальных анекдотов о личной жизни императоров.
Такой интерес к биографиям вызывался понижением уровня общественной жизни, поставленной под официальный контроль. С этим же связан и упадок ораторского искусства, уже не ока¬зывавшего влияния на политику. Ораторы произносили речи на воображаемые темы, от имени давно умерших или мифологи¬ческих лиц, или выступали перед наместниками и императорами, расточая им вычурную лесть с целью добиться каких-нибудь выгод для себя или родного города. В моде были всевозможные архаические обороты, малопонятные для слушателей. «Я обращаюсь к тебе при Марке Аврелии, а ты отвечаешь мне, будто живёшь при Агамемноне», — говорил Лукиан одному такому оратору.
Большую популярность приобретает жанр романа.

 Его непременными составными частями были различные невероятные приключения двух любящих, которые соединялись, лишь испытав страшные опасности на море и на суше, среди пиратов и разбойников, в дальних, неведомых странах. Особое место занимает среди романов того времени «Золотой осёл» Апулея. Уроженец Африки, Апулей учился в Греции, был последователем Платона и почитателем богини Изиды. Вернувшись в Африку, он женился на богатой вдове, был обвинён в том, что привлёк её сердце колдовством, написал свою защитительную речь, был, повидимому, оправдан и занял видное место среди интеллигенции и муниципальной знати своей родины.

Его роман «Золотой осёл» — история юноши, силой чар обращённого в осла и пережившего разные приключения, прежде чем с помощью Изиды ему удалось вернуть себе человеческий облик. В роман вкраплено много вставных рассказов и анекдотов, не раз обрабатывавшихся впоследствии в мировой литературе. Особенно известна сказка об Амуре и Психее.
Весьма интересен также роман Филострата о мудреце и чудотворце Аполлонии из каппадокийского города Тианы, жившего при Домициане. Филострат рассказывает о путешествиях Аполлония в Вавилон и Индию, о его собеседованиях с учителями индийской мудрости — браманами, о его деятельности в городах Греции и Малой Азии, где он наставляет народ и изгоняет демонов, о его борьбе с тираном Домицианом и чудесном избавлении из тюрьмы, в которую его заточил Домициан. Элемент чудесного, фантастического начинает всё более привлекать читателя.
Почти все явления тогдашней культурной жизни отразились у писателя второй половины II в. н. э. Лукиана (из сирийского города Самосаты). Происходя из небогатой семьи, Лукиан думал было обучиться ремеслу скульптора, но в тех условиях даже такая деятельность казалась мало подходящей для свободного человека, который мог надеяться на нечто лучшее, и он занялся изучением красноречия. Лукиан побывал в Галлии, в Риме и, наконец, в Афинах, куда всё ещё стремился каждый человек, рассчитывающий играть известную роль в умственной жизни своего времени.


Лукиан написал множество диалогов, маленьких сценок, взя тых из жизни картинок, пародий и т. п. Чрезвычайно остро высмеивал он самые различные стороны деятельности тогдашних философов, писателей, жрецов различных культов. Вот историки, которые берутся писать историю войн с Парфией, никогда не побывавши на Востоке и не видя в глаза войска. Вот философы, проповедующие умеренность и дерущиеся за жирную курицу на пиру богача. Вот авторы фантастических приключений на луне, солнце и звёздах.
Однако больше всего писал Лукиан о различных шарлатанах, спекулирующих на людском легковерии. Особенно известен его рассказ о Перегрине Протее, который был и вероучителем христиан, и странствующим проповедником-философом и, наконец, решился для вящей славы сжечь себя на костре, дабы уподобиться Гераклу и вознестись к богам.

Вы водил в своих сценах Лукиан и самих олимпийцев со всеми слабостями и причудами вздорных обывателей. Энгельс называл Лукиана  «Вольтером классической древности  » .
Развитие науки несколько приостановилось в это время, Увлечение религией вытеснило интерес к точным знаниям. Последним крупным учёным был географ и астроном Птолемей, создавший свою знаменитую систему мира, просуществовавшую до Коперника. Зато во второй половине II и в начале III в. н. , окончательно формируется римское право. В этот период жили крупнейшие римские юристы Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и другие, сочинения которых послужили основой для кодификации римского права в V—VI вв. Римское право, которое Маркс и Энгельс определяли как право, регулирующее все взаимоотноше¬ния между простыми товаропроизводителями, было затем принято во многих европейских странах.
С началом кризиса рабовладельческого способа производства и ослаблением империи постепенно стала приходить в упадок и греко-римская культура.

 

Похожие материалы