Главная История Азии. История Узбекистана Период трех ханств Хозяйство и культура Средней Азии в конце 16века.

postheadericon Хозяйство и культура Средней Азии в конце 16века.

Хозяйство  и  культура  Средней Азии в конце 16века.

Образования Бухарского ханства.

В 16 в. В результате междоусобных воин Мавераннахр (Мавераннахр с араб. означает за рекой так арабы прозвали территорию кот лежала за Амударьей)в экономическом упадке чтобы оживить ее Шейбаниды проводят ряд реформ 


1 раздают земли суюргальное владения родственникам хана. (суюргал- это когда землю, базар и т.п. дают в пожизненное а в последующем наследственное пользования при этом владелец не платит налогов, но во время войны должен прийти со своим войском к правителю минус тут это приводит к распаду страны на независимые княжества)

2 провели денежную реформу это стандартизировали выпуск серебреных и медных монет(одинаковый вес и наминал веден выпускаемых монет). Что способствовало развитию торговле и усиления центральной власти.

3 Начали развитие сельского хозяйство это возобновление обработки земли кот. Пришли в опустенье в результате воин. Строительство каналов, плотин. Развивали международную торговлю- строили дороги, караван сараи(гостиницы), сардабы(бассейны с водой для питья) что способствовало развитию ремесленное производства швейное, гончарное, кузнечное, оружейное, ювелирное и бумажное дело. При Шейбанидах денежная реформа проходила 4 раза хотелось отметить реформу АбдуллаханаII в 1583г он начал чеканит монеты из чистого золота. Положение в сельском хозяйстве крестьян(дехкан) особо не изменилось многих дехкан не было своей земли и они работали на чужой земле а осенью в лучшем случае 1/3 от урожая оставляли себе в худшем если даже семена и орудия труда брали у хозяина то оставляли 1/8от урожая себе но были случаи и 1/12. Рост благосостояния одновременно подстегивал к развитию культуры и науки. Здесь преподавали и творили лучшие умы Востока такие как Мухаммад Амин 1550г написал труд по математике и астрономии "Расчет по разделу наследства". Муфтий Бабоколан Самарканди написал трактат по арифметике "Завещание из четырех частей" и многое др. Также написано много исторических трудов в частности "Шейбанинамэ" по заказу Шейбанихана написал Мухаммад Салих, Мушла Шодди и Камалиддин Бинои. Они все по очереди дописывали его. Другое известное историческое произведения написанное Хафизом Тоныш "Абдулланомэ" . Написанное по заказу Кучкунчиханом. Также нам известны труды "Зафарномэ" переведенный с персидского языка на узбекский язык Шарофуддином Али.

В следствии перевода столицы из Самарканда в Бухару дабы превзойти Самарканд столицу Великого Темура В Бухаре Шейбаниды активно строят медресе, мечети, базары. Так 1536г. построено медресе Мир Араб. 1540-41г мечеть Калян. И многие другие величественные сооружения кот мы можем сейчас любоваться. Но также продолжаются стройки и в других городах в Самарканде построены медресе Шейбанихана и Абдурахим Садр. В Ташкенте медресе Баракхан. Все медресе строились на пожертвования правителей и носили их имен. Основатель государства Шейбанидов Мухаммад Шейбанихан кот за короткое время 1500-1509г объединил Мавераннахр и в последующем захватил Хорасан но 1510г был убит Исмаилом Сафари.1512при поддержки шиитского Ирана Бабур захватил власть но не надолго. В этом же году он потерпел поражения от Шейбанидов. Бабур ушел а трон занял Шейбанид Кучкунчихан после его смерти трон занял его сын Абу Саид. Через три года он умирает 1533г. Власть перешла Убайдулла хану сыну султана Махмуда младшего брата Шейбанихана и в этом же году столицу переносят из Самарканда в Бухару т.к.она была его наследственным имением и с этого периода гос-во именуется в официальных документах Бухарское ханство. По моему мнению сделано правильно т.к. Самарканд всегда будет в умах народа столицей Амира Темура где многие сооружения построены им . А в Бухаре нет таких зданий как в Самарканде и она останется на всегда столицей гос-во.

 

Похожие материалы