postheadericon Положение рабов в Римской империи

Положение рабов в Римской империи.

При рабовладельческом строе основой производственных отношений является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства — раба, с которым рабовладелец может сделать всё что угодно: может его продать, купить и продать. Раб является вещью, орудием производства. Римский писатель I в. до н. э. Марк Теренций Варрон п своём произведении «О сельском хозяйстве» пишет: «Теперь я скажу, какими средствами возделывают поля. Некоторые разделяют эти средства на две группы: на людей и на орудия, без которых они не могут возделывать. Другие делят их на три части: орудия говорящие, орудия полуговорящие и орудия немые. К говорящим относятся рабы, к полуговорящим — волы, к немым — телеги»
В Риме периода расцвета рабовладельческой системы положение рабов было гораздо тяжелее, чем в других рабовладельческих обществах — на Востоке и в Греции. По отношению к своему господину раб стоял вне защиты закона. Только убийство или увечье чужого раба преследовались, но и то в порядке гражданского права как уничтожение или порча чужого имущества. Раб не был субъектом права, но лишь его объектом.
Такое исключительно тяжёлое положение рабов в Риме объяснялось двумя основными причинами. Прежде всего тем, что рабов было много и они стоили дёшево. Поэтому убитого, искалеченного или старого раба легко можно было заменить новым Кроме того, жестокое обращение с рабами являлось сознательно проводимой системой: рабы концентрировались большими массами в крупных поместьях, в рудниках, в домашнем хозяйстве и по этому представляли вечную угрозу для рабовладельцев; зверским обращением их старались держать в постоянном страхе До известного момента это давало свои результаты, но зато порождало страстную ненависть к рабовладельцам, которая прорывалась в убийствах отдельных господ, в заговорах и в массовых восстаниях.
Только в период Римской империи юридическое и бытовое положение рабов начинает несколько смягчаться. Император Клавдий I (41—54 гг. н. э.) постановил, что те больные или слабые рабы, которых господа, не желая их лечить, отправляют на остров Эскулапа (на Тибре), делаются свободными. Они могут не возвращаться к господам, если выздоровеют. Кто убьёт больного или слабого раба, вместо того чтобы отправить его на остров, отвечает как за убийство .
Император Адриан (117—138 гг. н. э.) «запретил господам убивать рабов и приказал, чтобы их осуждали по суду, если они того заслуживают также запретил без достаточного основания продавать рабов в гладиаторы».

При императоре Антонине Пии (138—161 гг. н. э.) было запрещено беспричинное убийство своего раба. В тех случаях, когда через мерная жестокость господина заставляла рабов искать убежища у статуи императора, то, по расследовании дела, рабов не следовало возвращать прежнему господину
Некоторое улучшение положения рабов отразилось и в теории римского правя. Там получает распространение взгляд, что хотя рабство и является общепризнанным и узаконенным институтом , однако оно противоречит естественному праву. С точки зрения гражданского права, — пишет юрист III в. н. э. Ульпиан — рабы считаются ничем. Однако не так по естественному праву. С точки зрения этого последнего все люди равны.
Изменение в положении рабов при империи было вызвано тем, что в Италии начался кризис рабовладельческой системы Это заставляло рабовладельцев всеми способами бороться за поднятие производительности рабского труда. Одним из таких
способов и было некоторое улучшение положения рабов, так
как метлами устрашения можно было, конечно, заставить рабов до поры до времени молчать, но нельзя было их заставить работать лучше.
Раб, отпущенный на свободу, становился вольноотпущенником (либертином).

Вольноотпущенники составляли категорию неполноправных граждан они не имели права вступать в законный брак и не могли быть магистрами. Их участие в народном собрании было ограничено: принципы могли участвовать только в трибунных комицих, да и то лишь в четырёх городских трибах.
Отпуск раба на свободу (манумиссия) не прекращал полностью его зависимости от бывшего господина. Вольноотпущен становился клиентом своего господина (теперь патрона): он принимал его имя, был обязан оказывать ему почтение, исполнять его поручения, иногда жить в его доме, платить оброк и т.п.
Вольноотпущенничество в Риме  было широко развито. Причины отпуска раба на свободу могли быть самые разнообразные. В огромном большинстве случаев манумиссия была выгодна самому рабовладельцу. Раб, отпущенный на оброк, мог скопить сумму денег, нужную для выкупа, а господину было выгоднее эксплуатировать его в качестве вольноотпущенника. Богатым римским рабовладельцам нужны были доверенные люди для всякого рода поручений, например для торговых операций, которыми, по закону Клавдия, сенаторы не могли заниматься. Наконец. клиенты содействовали политическому влиянию своего патрона. Вот почему всякий богатый человек в Риме имел десятки и сотни клиентов из вольноотпущенников.

 

Похожие материалы