postheadericon Использование рабов в Римской империи.

Использование рабов в Римской империи.

Самой важной областью применения рабского труда было сельское хозяйство Италии и Сицилии.

Это объясняется прежде всего аграрным характером обеих стран. Кроме того, со II в. до н. э,  началась концентрация земельных владений и разорение крестьянства. Крупное же сельское хозяйство создавало благоприятные условия для широкого применения труда рабов.
О характере сельского хозяйства Италии II в. до н. э. мы осведомлены благодаря сочинению Марка Порция Катона "О земледелии". Если раньше в Италии преобладало разведение культур — пшеницы, полбы, проса, ячменя, — то во II в. до н. э. в рабовладельческих (не мелкокрестьянских) хозяйствах хлебопашество сокращается. Возможно, что это было вызвано притоком более дешёвого хлеба из провинций.

Поэтому во II п. до н. э. преобладающим видом сельского хозяйства стало оливководство, виноградарство, садоводство, огородничество, скотоводство. Катон, определяя степень доходности имения, хлебное поле ставит только на шестое место.


Италийское рабовладельческое поместье в значительной степени могло обходиться внутренними ресурсами, не прибегая систематически к рынку, то есть носило в основном натурально- замкнутый характер. Оно было снабжено постоянными кадрами невольничий силы , в числе которых находились и ремесленники.

Однако с другой стороны, в произведении Катона можно найти указаний на то, что такое поместье связано с рынком. Данный советы где нужно выбирать имение для покупки, он говорит "Покупай имение, если можно, у подножия горы, обращенного на юг, в здоровой местности, где много работников, есть хороший водоем, а поблизости богатый город, море или река, по случаю ходят суда, или хорошая оживлённая дорога".

Нужно знать, что город, судоходная река и оживлённая дорога необходимая расчётливому хозяину, каким был Катон, не для развлечение, а для хозяйственных целей. Подгородному имению пишет он в другом месте, — больше всего подойдёт виноградный сад, где лозы вьются по деревьям: можно продавать и дрова и хворост, и хозяину будет чем самому попользоваться. Ивняк для катоновского хозяина нужен не только для
удовлетворения собственных потребностей, но и на продажу: Деревья сажать в местах, обильных водой ... Сообрази, нужно ли лозы хозяину, или есть ли для них сбыт.
Катон предпочитает продавать, а не покупать , однако много был он вынужден покупать на рынках Лация и Кампании: В Риме покупай туники, тоги, плащи, лоскутные    одеяла и деревянные    башмаки, в Калах и Минтурнах — накидки и железные
инструменты: серпы , лопаты, кирки, топоры и т. д..
Это место из сочинения Катона говорит не только о рыночных рабовладельческого хозяйства Средней Италии, но и о широком развитии простого товарного производства в городах Нация и Кампании.
У Катона есть много материала, характеризующего применение рабского труда в сельском хозяйстве и положение сельское хозяйственных рабов. Для обслуживания оливкового сада в 240 югеров (около 60 га) требовалось следующее количество рабов: вилик (надсмотрщик над рабами, обычно сам из рабов), вилика (ключница, чаще всего жена вилика), 5 работников, 3 пахаря. 1 погонщик ослов, 1 свинопас, 1 овчар — всего 13 человек.


Для виноградника в 100 югеров (25 га) нужны были вилик. вилика, 10 работников, 1 пахарь, 1 погонщик ослов, 1 человек который смотрит за ивняком, 1 свинопас — итого 16 человек. 
Основной пищей рабов был хлеб, к которому добавлялось небольшое количество вина, масла, соли, уксуса и маслин. Рыбу и мясо рабам давали очень редко. Вилик, вилика и овчар получали меньше хлеба, чем остальные рабы, вероятно, потому, что их труд был легче; зимой хлебный паёк уменьшался.

Вино для рабов приготовлялось из выжимок и было самого плохого качества. Каждому рабу выдавались через год попеременно туника и короткий плащ. Старую одежду Катон рекомендует отбирать,, чтобы рабы делали из нее лоскутные одеяла.
О здоровье рабов заботились гораздо меньше, чем о здоровье рабочего скота. В то время как Катон даёт множество советов об уходе за скотом и о лечении его, он ни слова не говорит о том, как лечить заболевшего раба.

Больного или старого раба, по мнению Катона, следовало продавать, чтобы не кормить его даром. Однако здоровых и трудоспособных рабов разумный хозяин должен кормить, так как в противном случае они будут плохо работать. Давая наставления вилику, Катон замечает: рабам не должно быть плохо: они не должны мёрзнуть и голодать . У вилика они всегда на работе: так он их легче удержит от дурного и от воровства». Рабов, которые пытались бежать или проявляли строптивый нрав, держали в колодках.


Из биографии Катона, написанной Плутархом, мы знаем, что среди своих рабов он поддерживал суровую дисциплину. Без его разрешения ни один раб не смел выходить из дома. Рабы не должны были сидеть без дела: они должны были или работать, или спать. Катон старался поддерживать среди своих рабов нелады и ссоры, так как мирные отношения среди них казались ему опасными.

За мелкие проступки он собственной рукой наказывал провинившегося. В случае тяжёлого проступка Катон судил виновного в присутствии всех рабов, приговаривал его к смерти и приказывал казнить на их глазах.
Труд рабов широко применялся в горном деле, в рудниках и каменоломнях. Так, например, в серебряных рудниках в Испании, около Нового Карфагена, постоянно работало до 40 000 рабов. Рудники принадлежали государству, которое сдавало их участками в аренду частным лицам. Арендаторы вели разработку с помощью своих собственных или наёмных рабов.
Испанские рудники занимали пространство около 75 км в окружности и были очень богаты. Полибий говорит, что они ежедневно доставляли государству серебра на 15 000 драхм. Рудники состояли из множеств,а подземных ходов. Воду из них откачивали при помощи так называемых «египетских улиток», винтового насоса, изобретённого Архимедом .

Куски извлечённой породы раздробляли и через сито просеивали над водой. Осадок снова раздробляли, просеивали вторично и затем, спустив воду, раздробляли снова. Только пятый осадок плавили и, удалив таким путём свинец, получали чистое серебро.
Положение рабов на испанских рудниках ярко описывает Диодор Сицилийский:Те люди, которые занимаются работою в рудниках и которые приносят своим господам невероятные по своим размерам доходы, изнывают от своей работы в подземных шахтах денно и нощно, и многие из них умирают от чрезмерного труда. Нет у них ни освобождения от работы, ни перерыва в ней. Надсмотрщики бьют их и заставляют переносить весь ужас их бедственного положения, доводя их до смерти.

Впрочем, наиболее крепкие физически и выносливые в течение долгого времени издерживают свой тяжёлый труд, хотя смерть и является для них предпочтительнее, нежели жизнь при таких ужасных условиях.
О применении труда рабов в строительном деле мы знаем из биографии крупнейшего римского богача I в. до н. э. Марка Лициния Красса. Плутарх, говоря о том, какими путями Красс составил своё огромное состояние, между прочим рассказывает: Он обратил внимание на обычное в тогдашнем Риме зло, а именно частые пожары и обвалы зданий, происходившие от тесноты и тяжести построек.

Ввиду этого Красс стал покупать рабов — каменщиков и архитекторов. Он скупил свыше 500 таких рабов затем, когда случался пожар, он тут же на месте покупал горящие здания и смежные с ними, причём домовладельцы, принуждаемые страхом и неизвестностью будущего, уступали ему свои дома за низкую цену.

Таким образом Красс постепенно сделался собственником большей части Рима» .
Огромное количество рабов находилось в домашних хозяйствах рабовладельцев. Каждый богатый дом в Риме имел сотни рабов, задачей которых было обслуживать личные потребности господина и его семьи. Среди них были привратники, телохранители, скороходы, сторожа, судомойки, уборщицы, повара и поварихи, парикмахеры, маникюрши, учителя, чтецы, переписчики, врачи, музыканты, управляющие и т. п.

Рядом с этой полупаразитической группой прислуги количество рабов, работавших в домашних мастерских или отпущенных на оброк, было невелико,
По сравнению с домашними рабами, рабы-ремесленники, работавшие на рынок, были сравнительно немногочисленны. Это были рабы, принадлежавшие собственникам мастерских, или отпущенные на оброк своими господами и работавшие от себя, Вообще относительный вес рабского труда в италийском ремесле был невелик. Это отмечал ещё Маркс в «Капитале»: В древнем Риме, начиная с последних лет республики, когда мануфактуре стояла гораздо ниже среднего уровня развития в античном мире, купеческий капитал, денежноторговый капитал и ростовщический капитал достигли — в пределах античных форм - высшего пункта развития.
Действительно, в промышленности Италии преобладало мелкое ремесло. При этом значительное большинство ремесленников состояло из вольноотпущенников. Рабов-ремесленников, если они не были заняты в домашнем хозяйстве, рабовладельцы отпускали на оброк, предоставляя им зарабатывать его как угодно.
Относительно невысокий уровень развития римского ремесле в частности рабского ремесла, объясняется двумя причинами» во-первых, аграрным характером хозяйства Италии, где большое количество рабов .работало в сельском хозяйстве, и, во вторых, римскими завоеваниями.

Завоевания вызвали огромный приток денежного капитала в Рим. Каждая победоносная война имела своим результатом поступление в Италию огромных повинностей в виде военной добычи и контрибуций. После первой пунической войны, например, эрарий получил 3200 серебряных эллантов. после второй — 10 000 талантов. Филипп I должен был заплатить контрибуцию в 1000 талантов, Антиох III — 15000. В 201 г. до н. э. Сципион Африканский внёс в эрарий 133000 фунтов (римских) серебра, а каждому из своих воинов роздал по 400 ассов. После победы при Пидне в 168 г. до н. э. Эмилий Павел получил триумф, длившийся три дня. Плутарх I в биографии Эмиля Павла оставил его описание : Первого дня едва хватило на то, чтобы на 250 колесницах провести перед народом захваченные на войне статуи, картины и колоссальные изваяния, которые представляли поразительное зрелище.

На следующий день на множестве телег провезли наиболее отличающееся великолепием и драгоценностью македонское оружие и доспехи. . . За этими телегами следовали 3000 человек, несших серебряную монету в 750 сосудах, из которых каждый вмещал серебра весом в 3 таланта и покоился на пледах четырёх человек. .. Далее шли люди с сосудами, полными золотой монеты весом в 3 таланта каждый, подобно сосудам с серебром. Всех сосудов было 77. За ними несли священную сушу несом в 10 талантов, украшенную драгоценными камнями», начале II в. до н. э. из одной Испании за шесть лет было вымни не меньше 200 000 римских фунтов (около 65 000 кг) и 500 фунтов (около 1600 кг) золота. После победы над Антиохом III при Магнезии в 190 г. до н. э. римляне захватили 1230 слоновых клыков, 234 золотых венка, 137 000 фунтов серебра, 24 000 серебряных греческих монет, 140 000 македонских золотых  монет и большое количество золотых и серебряных сосудов.

После завоевания начиналось более систематическое ограбите провинций откупщиками и римскими наместниками. Насколько велики были доходы наместников, показывает пример интереса, который, будучи в 73—71 гг. до н. э. пропретором в Сицилию, награбил там 40 миллионов сестерциев.

Такой приток в Италию денежных ценностей не только вызвал там огромный рост денежно-ростовщического капитала, концентрацию земли, необычайное развитие роскоши, но и заторможен развитие италийского ремесла. На те деньги, которые римские выкачивали из провинций, они покупали товары в тех же провинциях. Поэтому италийское ремесло остановилось в своём росте на том уровне, на котором оно было в начале II в. до н,э. на уровне мелкого свободного ремесла. В силу этого ремесла было не рентабельно, и римский денежный капитал шёл в те отрасли хозяйства, которые обеспечивали большой или покрайней мере верный доход: в торговлю, в ростовщические ил откупные операции, в сельское хозяйство.

Государственными      рабами назывались рабы, принадлежавшие не частным лицам, а государственные выполняли различные поручения магистров, которые считались недостойными свободного человека. Так, например, они несли обязанности тюремщиков, палачей и т. Государственные рабы состояли также при храмах или при коллегиях жрецов и употреблялись на общественных работах. Положение государственных рабов фактически было лучше положения рабов, принадлежавших частным лицам, так как, хот они и зависели. от произвола магистратов или жрецов, но м мент личной выгоды при их эксплуатации играл меньшую роль.

Отпуск на волю государственных рабов совершался магистр; том, которому они были подчинены, по решению сената. Бывал случаи, что государство выкупало у господина раба, оказавшие большие услуги республике (например, донесшего о заговор и отпускало его на свободу. Мы знаем, что во время второй Пунической войны государство выкупило у частных лиц 800 рабов и зачислило их в армию. Позднее многие из них в награду за проявленное ими мужество получили свободу.