postheadericon Возникновение Рима.

Возникновение Рима.

Греко-римская легенда следующим образом рассказывает об основании Рима. При разрушении Рима Трои уцелели очень немногие, в числе которых
был и Эней, сын Анхиза и Афродиты. После долгих странствований он вместе со своими спутниками высадился на берегу Лация. Здесь жил народ аборигены во главе с царём Латином. После первых враждебных столкновений между пришельцами и туземцами был заключён мир, скреплённый браком Энея с дочерью Латина Лавинией (свою первую супругу Креузу Эней потерял во время бегства из Трои). От этого брака родился Асканий (или Юл).


После смерти Энея (он погиб в битве с этрусками) государством стала править Лавиния, а Асканий основал новый город у подошвы Альбанской горы. Этот город он назвал Длинной Альбой (Альба Лонга), так как город тянулся вдоль горного хребта.
По другому варианту легенды, Асканий был сыном Креузы и бежал вместе с отцом из Трои.
После Аскания в Альбе правило несколько поколений царей, пика, наконец, во главе государства не оказался Амулий. Он захватил власть путём насилия, отняв престол у своего старшего брата Нумитора. Его сына он приказал убить, а дочь Рею Сильвию отдал в весталки, лишив её таким путём возможности иметь детей.

древняя италия

Однако Рея Сильвия родила двух мальчиков-близнецов Ромула и Рема, объявив отцом их самого бога Марса. Это не помешало Амулию заключить её в темницу, а близнецов бросить в Гибр. Но люди, которым это было поручено, из-за разлива реки ас могли подойти к глубокой воде и оставили корзину с мальчиками на мелком месте. Когда вода спала, корзина, зацепившись за сучья дерева, осталась на суше. Волчица, подошедшая к реке напиться, услышала плач близнецов и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашёл царский пастух Фаустул и отдал их на воспитание своей жене Ларенции.
Когда мальчики подросли, они собрали отряд из пастухов, стили нападать на разбойников и, отняв у них добычу, делили IV среди своих товарищей. С каждым годом их отряд увеличивался. Однажды разбойники, чтобы отомстить братьям, устроили им засаду. Ромулу удалось отбиться, а Рема они захватили и примели к царю, обвиняя в том, что братья нападают на поля Нумигора и угоняют скот. Поэтому Амулий передал Рема для кампания Нумитору.


Фаустул уже давно понял, кого он воспитал, и молчал только из-за страха перед царём. Догадался об этом и Нумитор, расспросив Рема и сопоставляя его возраст с возможным возрастом своих внуков, которых считал погибшими. Настал решительный момент, и Фаустул открыл Ромулу тайну его происхождения. Братьи со своими товарищами напали на дворец и убили Амулия, а Нумитор был провозглашён царём.
Оставив Альбанское царство деду, Ромул и Рем решили основать новый город в тех местах, где они были найдены. Но так как братья были близнецами, возникло затруднение, который из них должен дать имя новому городу и править в нём. Гадания не дали ясных результатов, и между сторонниками каждого из братьев произошла драка, во время которой Рем был убит. Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его своим именем.


Такова легенда об основании  Рима.


Она окончательно оформилась только к I в. до н. э. и сохранилась у греческих и римских писателей Ливия, Дионисия Галикарнасского, Вергилия, Плутарха. Но возникла она гораздо раньше, вероятнее всего, среди греков Южной Италии и Сицилии, пытавшихся таким путём объяснить возникновение Рима и связать римлян с греческим миром. Зародыш легенды можно найти у греческих писателей V в. до н. э. Там в качестве основателя города выступает сам Эней. Однако хронологические трудности (Троя, согласно традиции, была разрушена в 1184 г. до н. э., и поэтому дату основания Рима пришлось слишком поднимать) заставили придумать между Энеем и основателем города ряд промежуточных царей.
В первоначальных вариантах легенды в роли основателя Рима фигурировало одно лицо, имя которого было Ром . Когда это греческое имя попало в римскую среду, оно было видоизменено (вероятно, под влиянием этрусских родовых имён) в Ромула . После этого из столкновения двух имён — Ромула и Рома — легко возникло представление о братьях-близнецах, причём Ром превратился в Рема.
Вещественные памятники подтверждают гипотезу о том, что идея о двух братьях появилась сравнительно поздно.

В Болонском музее есть стела, относящаяся к первой половине IV в. до н. э., на которой изображена волчица, кормящая одного ребёнка. Что касается известной бронзовой группы «Капитолийская    волчица» (V в. до н. э.), где фигурируют два ребёнка, то более чем вероятно, что их фигуры были приделаны только в XVI в. н. э. Версия о двух близнецах, повидимому, окончательно сложилась в Риме не раньше III в. до н. э.

Официальное же признание легенда об основании Рима получила только в I в. до н. э., во времена Цезаря и Августа, стремившихся доказать божественное происхождение рода Юлиев от Аскания (Юла) — сына Энея и внука Афродиты .


Хотя в своей основе легенда о Ромуле является типичным эпонимным мифом (Ромул — герой-эпоним, основатель города, которому он даёт своё имя), однако в ней есть некоторое историческое зерно. Таким зерном нужно считать признание «колы¬белью» Рима Альбу Лонгу, а местом первого поселения на территории Рима — Палатинский холм.
Рим возник на холмах левого берега Тибра, нижнее течение которого образует северо-западную границу древнего Лация.

Этот последний представлял холмистую равнину площадью около 1500 кв. км. Границей его служили море, Тибр и горные области сабинов, эквов, герников и вольсков. Вулканическая почва Лация была очень плодородна, но низины легко подвергались заболачиванию и поэтому требовали дренирования. Многочисленные следы старых дренажных работ говорят о том, что уже древнейшее население Лация занималось земледелием и обладало большой плотностью.


Заселение Лация древними латинами, повидимому, произошло в конце II тысячелетия. Древнейшие латинские могильники относятся к раннему железному веку (в Италии так называемая культура Вилланова). В них находятся бедная керамика, грубые глиняные статуэтки, бронзовая утварь и небольшое количество железных изделий. Древние латины практиковали трупосожжение и хоронили прах покойников в особых сосудах, имевших форму хижин. Они селились преимущественно на холмах, где был более здоровый климат (жители низин страдали от лихорадки), в посёлках и «городах», то есть укреплённых местах, куда укрывались во время нападения врагов. Каждый такой «город» являлся центром окружающей его территории.


Одним из древнейших и крупнейших поселений латинов была Альба Лонга, расположенная на Альбанской возвышенности, в центре Лация. Об этом говорит материал альбанского могильника, относящегося к раннему железному веку, об этом свидетельствует и историческая традиция: Альба Лонга стояла во главе федерации 30 латинских городов вплоть до её разрушения Римом.


Поселение на притибрских холмах появилось позднее Альбы Лонги. Это видно из того, что древнейшие памятники, найденные на территории Рима (на форуме), хотя и относятся также к раннему железному веку, но моложе альбанских, так как техника их изготовления выше. Поэтому можно предположить, что засе¬ление Лация шло из Альбы Лонги, как из древнейшего центра.
Холмы левого берега Тибра, на которых вырос Рим, отстояли от моря на 23 км. Топографически они делились на две группы: внутренние холмы, лежавшие ближе к реке — Капитолий , Палатин и Авентин, и внешние — Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий.

Географическое положение притибрских холмов очень удобно, и если Альбанская возвышенность была заселена раньше, то это объясняется, повидимому, более сухим и здоровым климатом.  Зато притибрские холмы имели ряд других преимуществ: река, близость моря, древняя «соляная   дорога», проходившая по левому берегу Тибра , по которой с моря везли соль вглуоь страны; удобство некоторых холмов — Капитолия, Палатина — с точки зрения обороны от врагов (обрывистые склоны).


Первое  поселение на месте будущего Рима относится приблизительно к X в. до н. э. Оно возникло на Палатине, центральном из внутренних холмов и наиболее удобном по своему положению. Могильники, открытые около Палатина (на форуме), содержат изделия, близкие к альбанским, но, как указывалось выше, моложе их. Население Палатина сжигало своих покойников.
Несколько позднее появились поселения на внешних холмах — на Эсквилине и Квиринале. Эсквилинские могильники датируются IX—VIII вв., квиринальские — VIII—VII вв. до н. э. Для обеих групп могильников характерно не сожжение трупов,  захоронение их. Отсюда можно сделать вывод, что жители внешних холмов принадлежали к другой этнической группе, чем жи тели Палатина. Нужно отметить, что ближайшими соседями латинов с севера были сабины, практиковавшие захоронение трупов.


В римской исторической традиции настойчиво проводится мысль о двойственном, латино-сабинском, характере ранней римской общины. Это выражено в сказании о похищении сабинок.
О совместном правлении Ромула с сабинским царём Титом Тацием, о сабинском происхождении второго римского рекса Нумы Помпилия. В латинском языке и в римской религии есть сабинские элементы. Если свидетельства традиции объединить с археологическими данными, можно высказать очень вероятное предположение, что первоначально на притибрских холмах были две общины: латинская, более древняя, на Палатине и сабинская на Он заключает торговый договор с Карфагеном;

его территория расширяется благодаря включению Капитолия, ставшего городской крепостью; город обносится стеной;

проводятся большие работы по осушению болотистых низин; создаётся форум; строит¬ся храм Юпитера Капитолийского в этрусском стиле и т. д.


Однако в борьбе трёх элементов — латинского, сабинского и этрусского — победителем вышел латинский элемент. Это особенно ясно видно на языке.

Латинский язык сохранил свой грам¬матический строй и основной словарный фонд. Сабинизмы и этрускизмы не затронули основ языка и только обогатили его словарный фонд.  Государственной единице полностью стала семья. Однако по отношению и к земле прежняя общность имущества сохранилась: собственником земли была община в целом, а входящие в неё семьи только владели ею.

 

Похожие материалы