postheadericon Мавзолеи при Амире Темуре

Мавзолеи при Амире Темуре

 



Обычно возводились над захоронениями членов правящего дома и видных представителей мусульманского духовенства. Они предстают в 2 композиционных разновидностях: центральнокупольных и чаще портальнокупольных построек. Погребения находится в подземном склепе, их расположение повторено в самой гурхане намогильниками-сагана.

В Самарканде три монументальных мавзолея: Кутби-Чахар-духум. Рухабад и Гур-Эмир; расположенные на значительном расстоянии друг от друга, лежат на единой оси, их купола вздымались над зеленью деревьев, которыми так богат Самарканд. Эта композиционная связь подчёркивала идейную связь, объединявшую мавзолей Амира Темура и темуридов с высокочтимыми шейхами и ее можно ощутить на расстоянии с высоких точек, с улиц и площадей.
шейха Ну-рид-дина Басира
в Самарканде.

Он известен как первый представитель суфийской секты- под прозванием Кутби-Чахар-духум, т.е. 14 кутб (суфийская духовная степень). Дата смерти 1342/3. Он похоронен в Самарканде у мечети Сабзанг на берегу арыка Нава-дон у подножья Калы. Мавзолей не сохранился.
Усыпальница шейх; Бурхан ад Дина Сагарджи Рухабад
в Самарканде 80-е гг. XIV в

Наряду с династийными усыпальницами (осуществлялось строительство мавзолеев чтимых духовных лиц. Последователь шейха Нурйддина Басира. Скончался в 80е гг. XIV в., после его смерти Темур распорядился возвести ему мавзолей. Рухабад («обиталище духа») монументально-кирпичное однокупольное здание, центрической композиции: куб, сфероконический купол. Главный фасад выделен арочным входом в обрамлении плиток резной поливной терракоты. Кубовидный объем, увенчанный сфероконическим куполом. Изразцовый локер Небольшим вкраплением введен лишь на главном фасаде при Амир Темуре

 


Усыпальница Темуридов Гур Эмир
(мужcкая) в Самарканде.

Кон XIV в -1404г. На склоне лет перед Амиром Темуром встал вопрос о престолонаследии. Три его сына рано ушли из жизни, четвертый, Шахрух, правивший в Хорасане, впал в немилость. Своим преемником Амир Темур решил поставить любимого внука Мухам мад Султана. На рубеже XIV - XV вв. в южной части Самарканда был построена его резиденция («дом»), вблизи и ханака, объединенен общим двором. В медресе получил образование Мухаммад Султан И другие юноши из знатных семей, которых готовили к предстоящей государственной деятельности. В ханаке велось общение с мудрыми наставниками, обучавшими их догмам ислама. Комплекс мавзолея Гур-Эмир имел два здания, соединенные внутренним двором - медресе и ханака царевича Мухаммад Султана, внука Амира Темура. На осях двора было четыре сводчатых айвана, где в одном располагался вход в ханаку. а в противоположном - медресе: одноэтажное, в нем были худжры и угловые аудитории, это был своего рода лицей, где Мухаммад Султан обучался.Внутри двора были деревья, цветник. Главный фасад по центру был выделен стройным порталом, где над входом зодчий Исмаил Исфахани оставил свое имя. В углах двора четыре стройных минарета. Это своего рода смотровые башни, откуда царевич мог любоваться панорамой Самарканда.

В 1404 г., когда тело безвременно скончавшегося Мухаммад Султана было привезено в Самарканд и временно погребено в ханаке. Амир Темур распорядился возвести рядом парадный мавзолей для него, который потом бы стал местом упокоения и других членов династии. Срок был отпущен минимальный, и в течение года был воздвигнута усыпальница Мухаммад Султана. Мавзолей примыкал к северному айвану двора, расширив и приподняв его свод. Первым здесь поместили шейха Мир Сайида Барака, духовного наставника Амира Темура. Первоначально здание именовали Гур-Мир, т.е. «Усыпальница Мира (Сайида Барака)» и лишь позднее - Гур-Эмир. Когда здесь были погребены Амир Темур и его сыновья и внуки, интерьер и склеп заполнили их надгробья, комплекс Мухаммад Султана стал темуридским мемориалом. Одну из аудиторий медресе использовали для обучения женщин из дома темуридов. При Улугбеке в 1424 г. к западной стороне Гур-Эмира была пристроена галерея и уже через нее, а цс через главный айван осуществлялся вход в мавзолей, поскольку было бы не почтительно вступать в него со стороны изголовья высокочтимого лица - Сайида Барака,, Продолговатое пространство галереи подразделено четырьмя арками и куполами на" щитовидных парусах в оформлении - росписи синим по белому. Позднее, когда мавзолей был заполнен с западной и южной стороны возводятся дополнительные помещения. В XVII в. у западного посада предпринимается строи-тельство обширного здания с глубоким сводом, которое осталось незавершениьщг Восьмигранная призма, высокий цилиндрический барабан и луковично припухший рубчатый купол. Выложенные глазурованными кирпичами куфические надписи, восхваляющие величие Аллаха купольная скуфия сияет голубизной облицовкий. Амир Темур особо относился к своему внуку - восприемнику Мухаммад Султану— сына Джахангира. По инициативе Амира Темура для молодого царевича в центре Самаркандского Хисара возводится целый комплекс зданий - дворца и соединенных общим двориком ханака и небольшого медресе. Однако в 1403 г. Мухаммад Султан, находясь в Турции, скончался (от сердечного приступа), оттуда тело его было привезено в Самарканд и временно помещено в ханаке.

1404г.- возведен по приказу Амира Темура у северной ниши упомянутого дворика монументальной усыпальницы. Когда Амир Темур вернулся из очередного похода, остался недоволен высотой, и купол срочно переложили, подняв его на высоком барабане. Мавзолей возведен у сводчатого айвана в северной стене двора. Под главным залом мавзолея таится склеп и в нем погребения, которые осуществлялись уже после смерти Темура, в правление Шахруха. Почетное место занимает погребение высоко почитавшегося Амиром Темуром, Сайида Барака (1404 г.). Его духовный наставник, сопровождавший Амира Темура в походах, читая перед сражениями молитву. В ногах его - Амир Темур (1405 г.) и Мухаммад Султан (1404 г.), с боку сыновья Амира Темура - Миоаншах (1408 г.) и Шахрух (1447 г.), в ногах - внук его Улугбек (1449) В 1424 - 1425 гг. при Улугбеке завершена портальная часть мавзолея Гур-Эмир, обстроена сводчато-купольными помещениями.

В зале мавзолея, соответственно каждому из этих погребений, расставлены намо-гильники, облицованные мрамором (сделанные и поставленные до Улугбека), а сагана Амира Темура облицована черно-зеленым нефритом, глыба которого была привезена Улугбеком из похода в Моголистан. На ней высечены даты и родословная Амира Темура и благочестивые цитаты. Всю эту группу намогильников охватывает мраморная резная решетка, установленная Улугбеком. Народное название мавзолея Гур-Эмир - усыпальница эмира (Темура), или Гури -Мйр (мир Сайида Барака). Комплекс Гур-Эмир предстает в постепенном изменении, при чем строители, включая новые элементы, проявили большую корректность по отношению к уже существующим его отделам, не нарушая масштабов и органически вписывая новые объемы.
Портальные мавзолеи в ансамбле Шахи Зинда
(«умерший жив») Самарканд.

Мемориальный ансамбль особого живописного стиля, равного которому нет на всем мусульманском Востоке. Он сложился у почитаемого места, где якобы похоронен Кусам ибн-Аббас. Этот парадный мемориал оформился при Амире Темуре за стеной самаркандского хисара на склоне Афрасиаба. Его основу составлял культ Шахи-Зинда ("живого царя "). Но в XI - XII вв. самаркандское духовенство связало это место с погребением Кусама ибн-Аббаса - двоюродного брата пророка, Мухаммада, который в действительности был Погребен на Ближнем Востоке. Народная, легенда гласит, будто после прихода в Самарканд арабских воинов во главе с.Кусамом., во время свершения ими намаза на них напали,кяфиры - «неверные», т.к. прерывать моление не полагается ни при каких обстоятельствах, многие были уничтожены. Кусаму же отрубили голову, однако он взял ее в руки и спустился во внезапно открывшиеся колодец, уйдя в подземное обиталище, где пребывает во веки веков.

XI в. - первоначальный мавзолей Кусама (по археологическим исследованием). XI- XII вв. - вблизи появляется медресе Тамгау - хана и 2 мавзолея XIII в. здания были разрушены монголами, но главную святыню они из суеверного стрЖа пощадили. 1331г. - восстанавливается зиаратхана (комната повиновений). В 1360 году близ нее возводится мавзолей некой знатной Девицы, и вскоре рядом с ним мавзолей Ходжа Ахмада. Но основное сложение и оформление ансамбля Шахи-Зинда осуществляется при Амире Темуре. В 70 - 80 гг. XIV в. - интенсивная застройка мавзолеями ансамбля Шахи-Зинда вдоль вымощенной дорожки, которая спускалась от верхней площадки у главной святыни до уровня древне крепостной стены Афрасиаба. Все они развивают единый композиционный тип однокамерной, портально-купольной усыпальницы. С восточной стороны:

1) портал Мавзолея Эмира Хусейна - сына Туглу-Текин, который осуществлял его возведение - сохранился фасад, мавзолей в настоящее время восстановлен. Эмир Хусейн— крупный военачальник Амира Темура, погибший в 1375 г. во время похода на Моголистан.

2) Напротив негр безымянный мавзолей, именуемый Эмир-заде, в надписи на котором сохранилась дата —1386 г.

3) Смежно расположена усыпальница племянницы Темура - Шади-Мульк-ока, скончавшейся в 1371 г„ а возведенная его старшей сестрой Кутлуг Туркан-ока (умерла в 1383 г. и похоронена здесь же).

4) Напротив в 1385 г. возведен Мавзолей младшей сестры Амира Темура Ширин-Бика-ока (1385 — 1386 гг.). Порталы имеют стройный свод, облицованный плитами поливной терракоты и майолики. Общая гамма - звучная синс-голубая. А на фасаде Мавзолея Шади-Мульк-ока вплетены имена мастеров: Зайнуддин Бухари, Бареддин и Шамседдин. 1380 - 1390 гг. - осуществляется застройка Шахи-Зинда.

По археологическим данным там было возведено множество мавзолеев, но сохранилось только три (с запад ной стороны):

1) верхний из них возведён для одного из военачальников Амира Те-мура - эмира Бурундука;

2) в надписи на среднем названа великая княжна Улуг-Султан-Бигим;

3) безымянный, хотя в народе его приписывают некому эмиру Абд-ал-Каюму. Заключительный этап оформления ансамбля Шахи-Зинда при Амире Темуре приходится на начало XV в. и связан со строительными мероприятиями его жены Туман-ока, при которой в верхнем отделе возводится Женский мавзолей, а рядом поминальная мечеть. Этот мавзолей был предназначен для женщин её родни, но судьба рассудила иначе - после смерти Амира Темура Туман-ока удалилась в Хорасан, где скончалась, и похоронена в родовом селении Кусайа в мавзолее, который возвела жена Шахруха Гаухар-Шад. Усыпальница Туман-ока в ансамбле Шахи - Зинда изящна по форме - с голубым куполом на стройном барабане, с порталом, мозаикой. Многоцветные облицовки на порталах. Интерьер орнаментальные росписи с изобилием золота и глазури. В ансамбле возводится мавзолей восьмигранник (имя погребенного неизвестно). 8-ая ротонда со сквозными арками и 2 куполом. Усыпальница которую как обозначена сохранившаяся надпись, возвели для матери султана (имя неизвестно). Археологические скрытия установили, что здесь действительно была погребена женщина.

Включает 2 помещения:

1: Зийарат-хана (комната поминовения), высокая, стройная;

2: Гур-хана (усыпальница с надгробиями), невелико. Оба увенчаны куполом на барабане, снаружи изразцовый декор, внутри глазурованные плитки и роспись синим по белому фону. Завершилось сооружение ансамбля при Улугбеке в первой четверти XV в.: был возведён входной портал, за ним чартак со смежными помещениями по обе стороны. На крутом подъеме устроили лестницу, а с задней стороны ее возвели парадный двухкупольный мавзолей, это был женский мавзолей темуридов. В частично сохраиившийся на барабане главного купола надписи упомянуто «Матерь султана» - это опять женский мавзолеи царствутошего дома темуридов.

Мавзолей шейха Нуриддин Босират
(Чахо духум) Самарканде. 1371 - 1372 гг


Шейх ходжа Нуриддин Басир - представитель суфийского секты Суриверли был более известен под прозванием Кутти -т Чахардухум. т.е. 14-й кутб ( суфийская духовная степень ). Он умер в 1342 - 1343 гг и похоронен в Самарканде у мечети Сабу-анг на берегу арыка Навадон у подножья Калы. По рекомендации его последователя Бурханеддина Сагарджи Амир Темур, совершив на его могиле зиарат, отдал распоряжение о включении могилы в черту Калы и возведение мавзолея. Этот акт уточняется временем сооружения стен Калы в 1371 -1372 гг.

Мавзолей не сохранился, но он известен по фотографии XIX в. и схематическим чертежам выполненным в 1878 г. после чего был снесен. Строили зодчие.


Мавзолей Чупан-ата.

Близ Самарканда возле горы Кухак. Венчающее эту горку небольшое стройное здание. В народе оно почитаемо и известно как мавзолей Чупан-аты — святого покровителя пастухов. В нем действительно были какие-то захоронения, но они по археологическим данным значительно позднее самого строения. Архитектура же строения -его конструкция, композиция, декор восходят к 30 - 40-м гг. XV в.. вернее это памятник времен Улугбека. Строился ли он как мавзолей, скорее всего это был маяк, застава, видимая издалека, павильон, где можно было отдохнуть, любуясь на панораму города. Культово-мемориальное почитание пришло к нему позднее от пастухов, нередко отсюда наблюдавших за пасущимися на склонах горы стадами. Здания отличают стройные пропорции, изящество общей формы, сдержанный декор и органическая связь со словно бы само природой предназначенного для его местонахождения.
Портально-купольный мавзолей Занги-ота Ташкент 80-е п XIV в



Амир  Темур и Занги-ота.

Ташкент и его районы довольно скромно представлены в архитектурном наследии Узбекистана. Из дошедших до наших дней Ташкентских памятников, таких.как медресе Барак-хана, Кукелдаш, наиболее значительным является мавзолей Занги-ота. Мавзолей и комплекс разновременных сооружений, возникших вокруг него, находятся неподалеку от Ташкента. Крупное надгробие, интерьер которого шедевр камнерезного мастерства.

Занги-ота

 


- историческая личность. Был мюридом Ходжа Ахмада Яссави. Уроженец местности Шаш (Ташкент). В настоящее время архитектурный комплекс Занги-ота включает целый ряд сооружений. В него входят мавзолей Занги-ота, Амбар-Биби, медресе Хонака, мечеть, минарет, хауз, шийпан, входные ворота. По результатам археологических работ и исследований известно о том, что возведение мавзолея над могилой Занги-ота осуществлено по распоряжению Амира Темура в 70-е годы 14 века. Известны предания об истории постройки мавзолея Амиром Темуром.


Первое предание:

Как-то после очередного военного похода Амир Темур случайно оказался в Занги-оте и принял решение построить мавзолей. По приказу Амира Темура из Самарканда привезли кирпичи. Подняли красивые стены мавзолея. Строители, устав к вечеру, уснули. Проснувшись утром, они увидели, что все, что было построено - разрушено. Строители решили сначала не рассказывать Амиру Темуру о случившемся и заново подняли стены. Но ночью опять все было разрушено. И они об этом доложили Амиру Темуру.

Амир Темур приехал в Занги-оту и приказал ночью охранять заново возведенные стены мавзолея. Охранники же ночью заметили, как один большой бык подошел ранним утром к построенным стенам и сломал все. Охрана не осмелилась рассказать о случившемся Амиру Темуру. Но тот увидел сон. К нему во сне явился человек и сказал: "Спасибо, что пришел сюда ради меня. Дай Аллах тебе долгую жизнь. Но мне строить мавзолей еще рано, поначалу построй Ахмаду Яссави, прах которого нахо-дится в Туркестане.

Проснувшись утром Амир Темур приказал строить мавзолей в Туркестане. Известно и другое предание: Амир Темур приехал в Туркестан и на строительство мавзолея Ахмаду Яссави. Строители, подняв стены мавзолея, уснули, а„ утром все было разрушено. Узнав об этом, Амир Темур установил охрану, которая увидела ночью большого быка,который все разрушил.

Охрана не смогла предотвратить это. Об этом стало известно Амиру Темуру. Этой же ночью он увидел сон. К нему подошел бородатый человек и сказал: "Эмир, ты сначала построй мавзолей Занги-ота, а потом будешь строить мавзолей Ахмаду Яссави. Тогда этот мавзолей не разрушится".- Еще он поведал ему о том, что когда родился Занги-ота, пришли к Ахмаду Яссави и попросили "суюнчи". Он ответил: "Этот ребенок принесет радость, и будет идти впереди меня". " Если ты не сможешь найти могилу Занги-ота, то я помосу тебе. Найди белого верблюдами отправь его туда, он приведет Вас к могиле", - и исчез.

Утром Амир Темур отправил белого верблюда вместе с сопровождающими людьми. Спустя несколько дней верблюд дошел, до Занги-оты и, подойдя к его могиле, умер. Амир Темур дал приказ начать строительство мавзолея из кирпичей, привезенных из Туркестана. Затем построили мавзолей Ахмаду Яссави в Туркестане.


Кадамд жой Чашма-Аюб
(«Колодец Иова») в Бухаре 379-1380 гг.

Кадамджой - «место следа», почитаемой в исламе реальной или мифической личности. Это памятник, культ которого древний, его чистая вода (редкость для Бухары) почиталось святой, как и само место. По распоряжению Амира Темура: над колодцем было возведено оригинальное здание. По преданию здесь проходил библейский пророк Аюб-Иов, который ударил посохом и на этом месте появился колодец, его вода считалась чистой на редкость. Расположен на старом кладбище, заполненном многоярусными могилами. Здание включало: квадратное помещение с намогильником, по обе стороны две каморки, а впереди открытый наружу квадратный отдел, где и находился святой колодец. В XVI в. впереди основного здания были пристроены поперечный зал и вестибюль, которые изменили первоначальную объемную композицию. Над центральным отделом возвышается на высоком барабане конический купол -форма типичная для монументальной архитектуры Хорезма (строили хорезмские мастера и зодчие).

Мавзолей шейха Ку-ляла 1371 г.



Шейх Шамееддин Кулял (или Куляр), высоко почитавший Амиром Темуром шейх. Шейх скончался в 1371 г. и для него возвели в Шахрисабзе Мавзолей, от которого дошли лишь основания первоначальных стен, но ныне он полностью восстановлен. Это было здание традиционного типа с квадратным помещением порталом. Внутри сохранилась крупная поздняя сагана, в которую вмазаны фрагменты первоначального надгробия, покрытое орнаментами и надписями. В 1373 г. в ногах у шейха были помещены и останки Тарагая » отца Амира Темура. Тарагай умер в конце 1360 г. и был похоронен в небольшом фамильном мавзолее, где покоился его брат, другие сородичи, затем Амир Темур перенес прах отца в Мавзолей шейха Куляла.

При Улугбеке здесь возник целый комплекс разнообразных сооружений, объединённый двориком:

1) мечеть Кок-Гумбаз,

2) мавзолей Гумази-Сейидан,

3) медресе Дорут-'Гиляват («Вместилище чтецов Корана» или «Дом для размышления»); в основном дошедшие до наших дней
Даоус-Сиадат

 


Мавзолей Джахангира (Хаз-рет-Имам)



Этот архитектурный комплекс культово-мемориального значения. В исторических ис-тпнникях именуют Дорус-Сиадат, но в народе называют Хазрет-Имам. Здание было задумано Амиром Темуром как династийная усыпальница (мужская). Побудительным толчком послужила безвременная кончина в 1376 г. его любимого старшего сына Джахангира, тело которого было привезено в Шахрисабз и предано 1379. распоряжением Амира Темура было начато возвозведенное здания, поименованного по завершению Дорус-Сиалат «Иреоывание власти», «Дом могущества» В нем был погребен ДавВлнгир а затем скончавшийся 2-ой сын Амира Темура Омаршейх. До наших дней из наземных отделов от Дорус Сиадат дошол лишь левый устой его былого монументального портала в который вкомпанован мавзолей Джахангира, а под ним затаен' погребальный склеп. Однако археологические раскопки выявили остатки другйх стен и помещений, что позволяет представить общую схему Дорус-Сиадат. В его устоях располагалось два мавзолея. К востоку от мавзолея Джахангира был еще один склеп. У входа Мавзолея имеется небольшая Гурхана (комната поминовения). Конструкция и общая композиция не свойственны архитектуре Мавераннахра, прототипом можно считать Мавзолей Турабек-Ханым (60-е гг. XIV в.) на городище Куня-Ургенч. Это свидетельствует о созданий Мавзолея Джахангира хорезмскими зодчими. Дорус-Сиадат - тип хазире ( особый архитектурный тип мемориального сооружения с двориком, охваченным регулярной застройкой ), возводившехся у погребений вы-сокочтивого духовного лица; рядом с которым считалбЬьПочетными мавзолеями ансамбля Шахи-Зинда:

1. С восточной стороны дорожки ( края спускалась от верхней площадки у главной святыни до уровня древней крепостной стены Афрасиаба) возвышается портал мавзолея эмира Хусейнар сына Туглу - Текин , осуществлявшего его возведение. Эмир Хусейн - военачальник Амира Темура, погибший в 1375 г. в походе на Моголистан.

2. Напротив него мавзолей Эмир - заде 1386 г.

3. Смежно расположена усыпальница племянницы Амира Темура Щади - Мульк ока, скончавшейся в 1371 г. и возведенная его старшей сестрой Кутлуг Туркан ока, которая умерла в 1383 г. и также была здесь похоронена.

4. Напротив, в 1385 г, был возведен мавзолей младшей сестры Амира Темура Ширин - Бика - ока 1385 - 1386г.

Два первых из названных усыпальниц украшены зодчими - самаркандцами, а третью - иранскими мастерами. 80 - 90 гг 14 в. - застройка Шахи - Зинда по обе стороны дорожки:

1. Мавзолей эмира Бурундука

2. Мавзолей княжны Улус Султан Бегим

3. Безымянный мавзолей (эмира Абд - ал - Каюма) -Выполнено мастерами из Бухары и Каршй.



Начало 15 в. заключительный Этап оформления Шахи - Зинда при Амире Темуре. 1360 -1361 гг - при жене Амира Темура - Туман ока возводятся женский мавзолей, рядом поминальная мечеть. Мавзолей Туман - ака был предназначен для женщин и родни. Однако после смерти Амира Темура Туман ока удалилась в Хорасан, где скончалась и была похоронена в родовом селении Кусайа, Возведенном. Быть погребейными представителями правящего дома. Таковым был Хазрет - имам Багдади, известный деятель ислама 8 в. погребенный в Рее. Прах его после захвата Амиром Темуром Ирана был им направлен в Шахрисабз. В «Зафарнаме», однако, упоминается могила не Хазрет Имама, а шейха Шамсиддина. Строили мавераннахрские и хорезмские зодчие, направленные в Шахрисабз после захвата Ургенча.

 

Мавзолей Ахмада Яссави (1166 г. умер)
г. Яссы -Туркестан 1397-1399г.

 



Находится в Северной-восточной зоне его владений, где преобладало кочевое население. С веками почитаемая могила приобрела стойкий культ. Амир Темур осуществляет :лот 'политический шаг- возведение на этой могиле парадной усыпальницы. Работа завершена в 1399г. Строили зодчие и мастера самой высокой квалификации из Турана и других стран. Здание сложное по составу помещение, высокий свод пещтака выделяет главный вход, за ним - центральный зал - казан лык (халимхана), которой назван из-за огромного бронзового котла для раздачи ритуальной пищи (халим).
Гурхана устАалышпа шейха, к западу от которой поминальная а к востоку зал собраний, поименованный Ак-Сараем. Декор традиционный для времени Амира Темура Цветные кирпичные орнаменты и цветовые мозаики и майолики, надписи гг- теологического содержания, среди них упомянуты имена некоторых мастеров. Это сложное комплексное сооружение мемориально-культового назначения, созданное по указанию Амира Темура, в городе Туркестане, именовавшегося в средневековье Яссы, который располагался на одном из главных торговых и исторических путей в северо-восточных землях Средней Азии.

Ахмад Яссави - поэт - мистик, жил и творил в XII в. в городе Туркестан. Вошел в историю не только как поэт, но и как шейх, активно пропагандировавший ислам среди оседлого и кочевого населения. Авторитет его был огромен, и могила стала местом поклонения и паломничества. Строительство над его могилой мавзолея по данным Али Иезди, велось с 1397 г., когда его посетил Амир Темур, и было завершено в 1399г. Однако исследования нижних участков стен выявило более ранние кладки. Главный портал не был закончен, лишь в XVI в. его объемы завершили по распоряжению Абдуллахана П. В центре большого зала стоял огромный бронзовый костел, покрытый надписями и орнаментами - чудо медеплавильного искусства. В дни свя-щеннослужений его заполняли приготовленной в ошхоне кашей - халим для угощения паломников и эта церемония сопровождалась провозглашением молитв. Вероятно, зал использовался также для суфийских радений, т е. служил ханакой. Зодчие -оформители были привезены Амире Темуром из Ирана. общая композиция и конструкции мавзолея прямых аналогий в иранской архитектуре не имеют. Ибо это произведение того нового архитектурного стиля, который слагался в Средней Азии при Амире Темуре и получил дальнейшее развитие в Темуридском зодчестве 15 в. __В XV при Улугбеке завершено строительство