postheadericon Культура Китая

Культура Китая

Письменность  Древнего Китая.

 Изучение Древнего Китая сильно облегчается тем обстоятельством, что письменность этой страны, возникшая до II тыс. до н. э., никогда не забывалась и хотя испытала различные изменения и подвергалась неоднократным реформам, сохранила свои основные черты и, передаваясь из поколения в поколение, дошла до наших дней. Современный китайский язык также восходит к древнекитайскому языку.
Во II тыс. до н. э. (период Шан-Инь) число знаков- иероглифов составляло 2000. При династии Хань оно возросло до 18 тысяч.
Некоторые тексты Древнего Китая дошли до нашего времени в подлинном виде. Правда, они по своим размерам невелики. Это в первую очередь надписи на костях животных или на панцирях черепах, по своему содержанию являющиеся запросами к оракулу (так называемые хэнаньские гадательные кости). Они относятся ко II тыс. до н. э. К более позднему времени относятся короткие дарственные записи на бронзовых сосудах (конец II и начало I тыс. до н.э. — эпоха Чжоу). Тексты более значительного объема впоследствии писались на хрупком материале, например на деревянных пластинках („Бамбуковые анналы") или на шелковой материи.
В I в. до н. э. в Китае была изобретена бумага. Она широко использовалась для переписки старинных текстов, в которые вносились при этом значительные дополнения и изменения.
Тексты письма писались в форме столбцов сверху вниз, справа налево. Писали тушью с помощью кисти. Китайцы изготовляли бумагу из смеси измельченных бамбука, тряпок и коры деревьев.
 Литература.  Образцы древнейших стихотворных произведений Древнего Китая дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах ХI-VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в „Шицзин ".
„Шицзин" — подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем
разделам („Нравы царств", „Малые оды", „Великие оды" и „Гимны"). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел „Шицзина", поражают своей искренностью и задушевностью.
Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел, — это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых — служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения.
В четвертом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений, в честь предков и правителей прошлого.
Традиции „Шицзина" были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование „произведений на каменных барабанах".
 Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности.
Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Наиболее известный из них — Сым Сян-жу.
Архитектура,  изобразительное искусство и скульптура. В изобразительном искусстве Древнего Китая можно проследить целый ряд оригинальных черт. Китайские архитекторы создали своеобразный тип многоярусного здания. Образцом ханьского градостроительства стала столица империи — Чаньань. Его окружала стена с двенадцатью воротами. Самыми высокими зданиями были императорские дворцы со множеством столбов, представлявших основу конструкции древнекитайского здания. Столбы и стены украшались изображениями зверей и птиц, домашних животных, в особенности лошадей и собак. Следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи. Портретными фресками украшались дворцовые помещения, о чем свидетельствуют многие источники. Менее развита была скульптура. Реже можно встретить скульптуры в камне, дереве либо в мраморе. Однако же найденные немногочисленные изваяния из кости, камня свидетельствуют о высоком искусстве мастеров древности.
Высокого развития достигло в Китае ювелирное, гончарное дело, обработка железа, другие ремесла.
Развитие научных знаний. Большого развития достигли в Китае точные и естественные науки.
Потребности ирригационного земледелия и строительства требовали точных исчислений. Итогом достижений математической мысли был трактат, появившийся в I в. н. э., где производятся уже операции над отрицательными числами.
Уже во времена Шан-Инь делались наблюдения над звездным небом. В период Чжаньго была усовершенствована календарная система. С максимальной для древности точностью была вычислена продолжительность года (365, 25 суток).
В этот же период в Китае был изобретен компас. В период Хань была составлена карта звездного неба (28 созвездий, группирующихся вокруг Полярной звезды), изучены солнечные пятна и т. д.
Чжан Хэн (78—139 гг. н. э.) сконструировал древнейший сейсмограф.
Медицина. Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV—III вв. до н. э. стали применять метод лечения, получивший впоследствии широкое применение в традиционной китайской медицине — иглоукалывание. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные в одном из ханьских погребений начала II в. до н. э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных расстройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских болезней и т. д.). Среди рекомендуемых средств наряду с лекарствами, содержащими в общей сложности более двухсот ингредиентов, прижиганиями и иглоукалыванием упоминаются и некоторые магические приемы. Например, для исцеления от опухолей предлагалось в один из дней в конце месяца провести по опухоли дважды по семь раз старым веником, а затем бросить веник в колодец. Обращает на себя внимание тот факт, что в несколько более поздних медицинских сочинениях ханьского времени магические приемы лечения практически уже не упоминаются. К III в. относится применение знаменитым врачем Хуа То местной анастезии при полостных операциях.
История. Большое значение в изучении истории Древнего Китая играют сохранившиеся летописные своды „Бамбуковые анналы", которые писались на деревянных пластинах.
Более поздним произведением было „Чуньцю" („Весна и осень"), представлявшее хронику одной из областей Китая (царства Лу). Автором ее был, по преданию, известный китайский мыслитель Конфуций  (VI—V вв. до н. э.).
Для последующего времени особенно важным источником служит „История Первой (Старшей) династии Хань", составленная в I в. н.э. целой семьей лето» месцев: Бань Бяо, его сыном Бань Гу и его дочерью Нань Чжао. Это единственный в истории Древнего Востока случай деятельности женщины-летописца.
Кроме летописей, важными источниками по истории Древнего Китая являются народные песни. Особено интересен сборник Шицзин („Книга песен"), в котором даны яркие описания быта и нравов рядовых земледельцев. Следует также отметить „Книгу документов" (Шуцзин), содержащую речи правителей, в которых отражены исторические события. Много сведений, характеризующих различные стороны общественной жизни Древнего Китая, содержится в различных трактатах (о военном искусстве, экономике).
Религиозные убеждения и философия. В быту и духовной жизни древних китайцев очень сильно чувствовались религиозные традиции. Особенно большое значение имел культ предков. Явления природы и различные изобретения приписывались божественным существам. На стадии матриархата это была прародительница всего сущего Нюй Ва, создавшая мир и людей и подчинившая небо, заделав образовавшиеся в нем трещины камнями. Позже создается пантеон духов природы и предков, во главе которых становится верховный родоначальник Шан Ди, позже олицетворявший небо.
Создается множество сказаний о героях, обладающих сверхъестественной силой. Эти сказания объединяются в эпические циклы. Особенно следует отметить легенды о мифическом герое по имени Суй Чженъ, научившем людей добывать огонь (что напоминает греческого титана Прометея).
В середине I тыс. до н. э. в Китае создаются различные философские школы. Постепенно наиболее
влиятельной среди них становится конфуцианство. Родоначальником его считается мудрец Кун-Цю (Конфуций), живший в 551-479 гг. до н. э. Его учение сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев.
Господин должен быть господином, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном. Подчинение младших старшим и народа властителям вводилось в вечный и незыблемый закон. Всякие коренные перемены осуждались. С конфуцианством соперничало другое философское направление даосизм, крупнейшим представителем которого был Лао-Цзы.
В I в. н. э. в Китае начинает распространяться
проникший из Индии буддизм.


* * *
Достижения китайской культуры оказали воздействие на западный мир. В Европу и Западную Азию попали (и притом со значительным опозданием) китайский шелк и китайская бумага. Последняя уже в раннем средневековье вытеснила египетский папирус. Другие изобретения (компас, порох, сейсмограф) не вышли за пределы Восточной Азии. На западе эти открытия позднее были сделаны заново.

 

Похожие материалы